Административное принуждение является одной из мер государственного принуждения. Оно обеспечивает охрану общественного правопорядка. Помимо карательных функций административное принуждение направлено на пресечение и предупреждение правонарушений. Его основная цель – обеспечение законности и правопорядка в стране, безопасности граждан, четкое выполнение всех правил общественного поведения.
Меры административного принуждения применяются во внесудебном порядке и относятся к компетенции отдельных исполнительных органов. Это районные отделы внутренних дел, контрольно-ревизионные отделы, пожарная охрана, санитарные эпидемиологические отделы, дорожные инспекции, районные отделы градостроительства и другие. Но в некоторых случаях они могут использоваться народными судьями для наложения взысканий за отдельные виды правонарушений.
Виды административного принуждения по целевым мерам воздействия подразделяются на три основные группы: предупредительные, пресекательные и взыскательные.
К первым относится досмотр в аэропорту (таможенный и полицейский), введение ограничения (карантина) на въезд и выезд в каких-то регионах при эпидемиях гриппа. Это контроль и надзорные проверки на любом виде транспорта, в общепитовских заведениях, уничтожение вредных (недоброкачественных) продуктов на таможенных постах, надзорный контроль в районных отделах полиции за лицами, прибывшими из мест заключения в течение года, и т.п.
К пресекательным административным мерам относятся действия постовых милиционеров, основная цель которых – прекратить противоправные действия или предотвратить их последствия. Для обеспечения меры пресечения правонарушения могут использоваться следующие средства. Это меры прямого физического воздействия, различные спецсредства (резиновые дубинки, газ, водометы и т.п.), табельное оружие, принудительное помещение правонарушителя в больницу, выдача предписания о запрете или ограничении работ до устранения нарушений, приостановка действия лицензии и даже ее изъятие и т.д.
Взыскательные административные меры применяются уже после совершения правонарушения.
Административное принуждение строго регламентируется государством, чтобы исключить его неправильное использование и толкование. Полномочия органов, применяющих меры принуждения административного порядка, расписаны в законе «О полиции», в Таможенном кодексе РФ, в Градостроительном кодексе и других нормативных отраслевых документах.
Государственное принуждение административного порядка имеет свои специфические особенности. Во-первых, оно может применяться ко всем категориям граждан. Это не только юридические лица, но и физические (простые граждане). Во-вторых, административное принуждение регулируется нормами административно-процессуального кодекса РФ и служит для обеспечения правопорядка в общественной сфере. В-третьих, административное принуждение осуществляется во внесудебном порядке через административные органы контролирующих отраслевых ведомств.
Принуждение выражается в применении следующих мер: штраф, изъятие, конфискация, лишение права, выдворение правонарушителя из страны, дисквалификация или приостановление деятельности. Причем административные меры принуждения менее суровы по значительности наказания в отличие от уголовных принудительных, да и способ применения их более прост.
Так как процесс доказательства правонарушения и неотвратимости наказания содержит намного меньше процессуальных действий для контролирующих административных органов. Но, тем, не менее, факт определения правонарушения и порядок его оформления строго регламентируется процессуальными нормами, находится под постоянным прокурорским контролем, основные задачи которого – обеспечить строгую законность исполнения всех видов административного принуждения согласно норм действующего законодательства России.