Макс Карл Фридрих Бекман (1884 – 1950) — немецкий живописец, график, скульптор, известный сильным образным стилем произведений. Яркий представитель направлений экспрессионизма и новой вещественности, Макс Бекман получил мировую известность в 1920 годах, его многочисленные выставки проходили в Берлине, Дрездене, Париже, Нью-Йорке.
В Германии его работы удостоились Почетной имперской премии, а город Дюссельдорф за вклад в немецкое искусство наградил художника Золотой медалью. Будучи успешным художником, он стал профессором во Франкфуртской государственной академии, преподавал в художественном институте Штеделя и проводил мастер-классы в других учебных учреждениях. Но с приходом нацистов к власти, художник был отстранен от должностей, новое правительство объявило произведения Макса Бекмана враждебными для государства, а его картины экспонировались в Мюнхене на выставке «Вырожденного искусства». Эта экспозиция заставила художника покинуть родину, куда он не вернулся даже после падения фашизма.
Образование
Макс Бекман родился 12 февраля 1884 года в Лейпциге, был третьим ребенком в семье управляющего мельничным агентством. Его первые сохранившиеся работы — акварельная иллюстрация к сказке 1896 года и первый автопортрет 1897 года.
С 1900 года Бекман учился в Веймарской Великокняжеской школе искусств, учреждении современном и либеральном, где практиковалось направление импрессионизма и работа на пленэре.
С 1901 года Бекман обучался в классе норвежского художника-портретиста Карла Смита, которого он считал своим единственным учителем. Уже в тот период проявились характерные формы, присущие Бекману, склонность к ироничному изображению и гротеску.
Начало творческого пути
В 1903 году молодой художник отправляется в Париж, где посещает частную академию Коларосси, пробует себя в пуантилизме, создает подготовительные работы для первых выставок. В Париже его особенно впечатляют произведения Поля Сезанна.
Затем Бекман едет в Амстердам, Гаагу, Схевенинген, где рисует пейзажи, изучает работы Терборха, Рембрандта, Вермеера. В 1904 году Макс отправился в путешествие по Италии, которое закончилось в Женеве. Манера исполнения его летних морских пейзажей противостоит европейскому модерну и японзму. В некоторых работах того времени появляется индивидуальный стиль, выраженный фрагментарностью композиции.
Семья и раннее творчество
В 1904 году Бекман переехал в Берлин, где основал свою студию. Летом 1905 года под влиянием творчества Луки Синьорелли и Ханса фон Мариса художник Макс Бекман создает свой первый из шедевров «Молодые люди у моря». Через год за эту картину он получил премию Villa Romana. В том же году с двумя произведениями художник принимает участие в 11-й выставке Берлинского сецессиона.
После смерти матери в 1906 году Бекман, в традициях Эдварда Мунка, отражает сцены смерти на своих двух холстах. После женитьбы на Минне Тубе, подруге по колледжу, певице и художнице, он отправляется с супругой в Париж, а затем во Флоренцию в качестве стипендиата Виллы Романа. Там художник рисует портреты Минны Тубе, один из которых находится в музее Гамбургского кунстхалле.
Бекман проектирует свой дом в северном районе Берлина, куда супруги переезжают в 1907 году. В тот же период художник присоединяется к Берлинскому сецессиону. Объединяя в своих произведениях импрессионизм и неоклассицизм, он на широкомасштабных полотнах все чаще изображает насильственные сцены катастроф. Одновременно Бекман заботливо относится к тонкой атмосферной передаче в изображениях интерьеров и портретном жанре, особенно для автопортретов. Рисунок всегда оставался основой искусства Бекмана, а в те годы ним созданы графические изображения в духе совершенства старых мастеров.
В 1908 году супруги отправились в Париж, а осенью в семье появился сын Питер. В следующем году состоялась первая персональная выставка Бекмана за границей. В 1909 году художник создает «Двойной портрет» стиле Гейнсборо, изобразив на картине себя и жену. Этим произведением Макс Бекман воздвиг памятник его отношениям с Минной Бекманн-Тубе - возлюбленной, спутницей жизни и коллегой.
Довоенная слава
Популярности художника немало способствовал немецко-американский арт-дилер Израиль Бер Ноуманн, организуя рекламу, выставки и продажи произведений Бекмана, известность которого достигла пика в 1913 году. В 1914 году 29-летний художник вышел из Берлинского сецессиона и основал Свободный сецессион.
Художник продолжал поиски современной формы фигуральной живописи. Он ограждал свое творчество от радикального абстракционизма, экспрессионизма и футуризма. Провозгласив в марте 1912 года, что законы искусства вечны и неизменны, Бекман поставил себе целью расширение наследия традиционных жанров мифологии посредством символизма. Передача пространства и света в его произведениях того времени следует принципам классического искусства, а живописная манера тяготеет к импрессионизму. В 1919 году с картиной «Ночь» Макс Бекман стал одним из основателей движения, которое именовалось «новой объективностью» или «магическим реализмом», а позднее обозначилось термином «новая вещественность» .
После 1910 года Бекман дистанцировался от художественных ассоциаций, но продолжал участвовать в крупных ежегодных выставках в Мангейме (1913), Дрездене (1927, где был членом приемного жюри), Кельне (1929), Штутгарте (1930), Эссене (1931), Кенигсберге и Данциге (1932), Гамбурге (1936).
Война
В Первой мировой войне Бекман вызвался работать военным фельдшером. В 1914 году он служил добровольным медицинским помощником на восточном фронте, а в следующем году - во Фландрии. Его рисунки того периода отражают всю тяжесть военной жизни, в них начал формироваться новый, жестко очерченный стиль Бекмана. Душевное состояние, пережитое художником на войне, приводят к психическому срыву, и он ненадолго переходит на службу в Императорский институт гигиены, а затем окончательно переезжает во Франкфуркт.
Временная фаза его нервного расстройства стала началом нового творчества. Отражающий ужасы войны, безжалостный стиль трансформируется в графике и живописи, воплощается в автопортретах, литографических циклах «Адская война» и «Послевоенная реальность».
Около 1916 года направление в искусстве Макса Бекмана меняется с импрессионизма на экспрессионизм. Для произведений характерными стали «плотно упакованные» композиции с динамичными, остро и резко утрированными фигурами. Основные идеи произведений становятся все более сложными и эзотерическими, их трудно понять без знания источников, к которым обращался художник.
Послевоенная деятельность
С окончанием войны содержание работ все больше определялось темой театра, цирка, кабаре и карнавала. Художественный прорыв произошел в 1920 годах - многочисленные выставки состоялись в Берлине, Дрездене, Париже, Нью-Йорке и сделали работы Макса Бекмана знаменитыми. Издатель Рейнхард Пайпер публикует иллюстрированные Бекманом книги, а в 1924 году выходит его большая монография.
В Вене художник знакомится с 20-летней Матильдой Каульбах. Разведясь с первой супругой, он женится на Матильде, которую именует венским прозвищем Кваппи. Бекман рисует множество ее портретов, сделав молодую супругу одной из самых изображаемых женщин в истории искусства.
С 1925 года художник повторно едет в Италию и в Париж, где получает широкое общественное признание. С 1925 года он читает лекции в Школе прикладных искусств во Франкфурте-на-Майне, а в 1929 году становится профессором. В 1928 году его известность в Германии достигла своего апогея. В Кунстхалле Мангейма проходит большая ретроспектива работ Бекмана, составленная Густавом Ф. Хартлаубом. Были показаны картины маслом, акварелью, пастелью и рисунки художника за период 1906 –1930 годов. Бекман получает Почетную имперскую премию, а город Дюссельдорф награждает его Золотой медалью.
На Международной выставке Института Карнеги в Питтсбурге картина The Lodge была удостоена награды. В августе 1930 года с успехом прошла персональная зарубежная выставка Макса Бекмана, а через месяц в Художественном музее Базеля последовала экспозиция его печатной графики, которая экспонировалась затем в Цюрихе. В 1931 году первая персональная выставка художника состоялась в Париже, в Galerie de la Renaissance , а в следующем году еще одна в парижской галерее Bing. До начала 30-х годов Бекманн все чаще воспринимался в качестве крупного художника международного масштаба.
Представитель «Дегенеративного искусства»
С 1930 года НСДАП стала второй по величине фракцией в Рейхстаге, политические условия в Германии изменились, а вместе с ними и взгляды на культуру. Полный захват власти нацистами внезапно закончил карьеру Макса Бекмана. В апреле 1933 года он был уволен без предварительного уведомления с должности профессора во Франкфуртской государственной академии. Художник переехал в Берлин, где снял квартиру.
Наиболее значительным этапом в берлинский период Бекмана между 1933 и 1937 годами стало создание триптихов. Широкомасштабные форматы своих ранних работ художник в 1930 годах заменил произведениями, состоящими из трех частей, объединенных общей идеей. Изменился радикально не только размер произведений, но и его отношение к творческому процессу, окружающему миру, жизни и судьбе. Изучая оккультизм и теософию, размышляя над идеей вторжения видимого в мир незримый, он возрождает в своих произведениях аллегорию.
При национал-социалистах с 1936 года начал действовать полный запрет на произведения современного искусства в отношении приобретения и выставок государственными музеями, торговли и, в некоторых случаях, производства. Макс Бекман стал для нацистов одним из самых ненавистных художников. Из немецких музеев были конфискованы 190 его произведений, как «дегенеративные». Некоторые из этих работ проданы за границу, другие уничтожены.
17 июля 1937 года супруги Бекманн эмигрировали в Амстердам, а через два дня в Мюнхене нацистами была открыта выставка «Дегенеративного искусства», которая затем демонстрировалась по всей Германии. Бекман был представлен в экспозиции десятью картинами и двенадцатью графическими работами. Супруги прожили в Амстердаме 10 лет, еще один переезд в Париж стал для них невозможным, потому что в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война.
Творец в изгнании
Макс Бекман визуализировал опыт изгнанника через изображения странствующих и цирковых артистов, или певцов кабаре, надевающих маски для своих выступлений. Другой темой в художественной образности Бекмана является карнавал. Пример тому — «Автопортрет с горном» (1938), один из двух автопортретов, написанных в Амстердаме Бекманом в первые месяцы его изгнания. В триптихе «Карнавал» (1943) автор изображает себя в белом одеянии Пьеро в середине центральной панели.
В творчестве Бекмана регулярно присутствовали клоунада и актерство, которыми художник символизировал бесполезную человеческую деятельность. Работа Begin the Beguine (1946, Мичиган) создает радостное настроение танца под угрозой скрытой опасности. «Маскарад» (1948) показывает ту же связь между праздничным и мрачным. В этой работе, как и во многих картинах, Бекман изображает себя и свою супругу в образе модно одетой пары.
Послевоенные годы
После окончания войны Макс Бекман категорически исключил возвращение в Берлин. Он отклонил приглашение Академии в Мюнхене, Колледжа искусства в Берлине и Школы прикладного искусства в Дармштадте. В 1947 году он с женой переехал в Соединенные Штаты, в тот же год поступил профессором в Художественную школу Вашингтонского университета в Сент-Луисе, а с 1949 года преподавал в художественной школе при Бруклинском музее. И все же он осознавал себя изгнанником. В Америке Бекман провел последние три года своей жизни. Здесь ему пришлось привлечь весь свой оптимизм и силы, учитывая чудовищное величие страны и космополитическую жизнь в Нью-Йорке.
После эмиграции в Соединенные Штаты в дополнение к аллегорическим картинам Макс Бекман создал несколько акварелей, среди которых Plaza (вестибюль отеля) и «Ночь в городе» (оба 1950 года). Формы его фигур стали еще смелее, а цвета более пронзительными. Не следует забывать, что последние годы Бекмана были весьма успешными, он получил относительно высокое признание в оставшиеся три года, прожитые художником в Новом Свете. Умер Макс Бекман 27 декабря 1950 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности по дороге с работы домой.