Инновации в бизнесе могут быть определены очень простым способом: это все идеи, концепции, технологии или процессы, которые внедряются на предприятиях и позволяют руководству что-то улучшать, получать более высокое качество товаров или создавать новый продукт или услугу. Эти изменения дают возможность достичь целей, связанных с бизнес-операциями предприятия, то есть они позволяют увеличить объем продаж и повысить уровень прибыльности деятельности.
По словам Питера Друкера, одного из основоположников современной теории менеджмента, инновации - это особый инструмент в руках менеджеров, с помощью которого они приобретают возможность заниматься иными видами деятельности или предоставляют новые услуги.
Сущность и концепция
Организационные инновации - это внедрение нового метода в принципы работы, принятые компанией, в структуризацию рабочих мест или во взаимодействия с окружающей средой.
Данные нововведения не предполагают процессы слияния и поглощения, если даже они были осуществлены впервые. Организационные новшества являются не только фактором, поддерживающим изменения в продуктах, но также могут оказывать существенное влияние на эффективность бизнес-операций, способны повысить качество и эффективность работы, активизировать обмен информацией или повысить способность компании изучать и использовать иные знания и технологии.
Инновации обычно связаны с чем-то таким, что еще не использовалось на конкретном предприятии, или с изменением чего-либо уже существующего, чтобы оно стало лучше. Нововведения могут относиться к различным типам процессов, явлений, которые являются как организационными и техническими, так и социальными или психологическими.
Особенности
Отличительной особенностью данного типа рационализации является внедрение принципиально иного организационного метода (в деловую практику, в организацию рабочих мест, в производственный процесс), который ранее на данном предприятии не использовался.
Исторический аспект
Американский и австрийский политолог и экономист Джозеф А. Шумпетер ввел термин "инновации" в экономическую науку. Он понимал под ним:
- Введение иного продукта, о котором покупатели еще не знают, или какого-то другого бренда.
- Внедрение метода производства, который еще не применялся.
- Открытие иного рынка.
- Поиск другого источника сырья.
Концепция нововведений понимается по-разному. Для американского экономиста Майкла Портера инновация - это использование прогрессивных идей. Они должны приносить экономическую выгоду, различные технологические усовершенствования или применять лучшие методы работы. У профессора международного маркетинга Ф. Котлера похожий подход к нововведениям, под которыми он понимал товар, услугу или идею.
Зачем нужны изменения
Среди основных целей организационных инноваций следует выделить:
- Реализация компанией новой стратегии.
- Изменение существующей структуры предприятия с учетом других стандартов.
- Улучшение финансовых показателей в рамках основной деятельности.
- Устранение внутриорганизационных проблем в компании.
- Выход предприятия из кризисного состояния.
Основные формы
Организационно-управленческие инновации следует проводить, внедряя прогрессивные методы производства или оказания услуг, принятые компанией. Сюда можно отнести управление снабжением и трансформация процессов, используемых на предприятии, реинжиниринг бизнеса. Также усовершенствования могут касаться внедрения иных решений в распределении задач между сотрудниками и полномочий по принятию решений.
Поскольку эту концепцию можно интерпретировать по-разному, выделим два вида организационных инноваций. Первый предполагает наличие технологических новшеств, то есть тех, которые относятся к продукту или производственному процессу.
Второй - нетехнологические варианты, то есть те, которые касаются организационных и маркетинговых изменений.
Среди организационных форм инноваций выделяют процессные и продуктовые.
Последние призваны улучшить существующий или представить новый продукт и услугу на рынке. Это улучшение касается технической стороны, материалов, используемых для производства, функциональности изделий и простоты использования.
Процессные организационно-управленческие инновации основаны на изменении метода производства. Это нововведение может касаться улучшения существующего способа или использования совершенно иного приема изготовления продукции. Компании выбирают этот тип внедрения изобретений по нескольким причинам:
- Необходимость снизить себестоимость единицы продукции.
- Повышение качества товаров и услуг.
- Внедрение нового производства.
Маркетинговые варианты изобретений касаются изменений упаковки продукта, его внешнего вида, методов продаж, продвижения продукта или услуги на рынке, изменения цен.
Последний вид инноваций является организационным типом. Они вносят изменения во внутреннюю структуру предприятия, а также в его связи с окружающей средой. Эти нововведения приводят к улучшению и к укреплению позиций компании, ее связей с внешней средой.
Основы формирования
Спрос или предложение часто становятся причиной нововведений. Рационализаторские идеи могут внедряться на самом предприятии или относиться к рыночной среде, в которой оно работает. Также нововведения относятся к региональному, корпоративному, национальному или международному рынку, а иногда и к глобальному.
В процессе создания новинок предприятие может внедрить свое собственное рационализаторское решение или выбрать более простой вариант, то есть применить метод, уже опробованный другой компанией. Инновации могут исходить от конкретного предприятия, извне или быть результатом сотрудничества различных компаний.
Вначале рождается идея для нового решения. Следующим этапом становится создание концепции. Позже один человек или назначенная команда разрабатывают предложенное нововведение. Прогрессивный метод, изобретенный в компании, продается, как любой другой продукт. Важно помнить, что все изменения, внедренные на предприятии, должны соответствовать ожиданиям.
Основные формы организационных нововведений можно разделить по принадлежности к малому и крупному бизнесу. Стратегии в этих формах существенно различаются. Большинство современных новшеств создается в условиях именно малого бизнеса.
Основы использования
Внедрение организационных инноваций - это конкретный комплекс мероприятий, которые все вместе составляют единый процесс. Основное представление заключается в создании соответствующих условий для реализации прогрессивных идей. Наиболее важные действия, которые составляют процесс организации внедрения новшеств, включают:
- Подбор подразделений, управляющих реализацией проекта.
- Получение необходимых ресурсов.
- Координацию деятельности, то есть обеспечение сотрудничества подразделений, которые выполняют частичные задачи.
- Определение системы надзора, контроля и принятия задач, подходящих для данного способа реализации.
- Определение метода информационного потока.
- Организацию обучения персонала.
- Подготовку подробной программы реализации.
- Разработку точных инструкций для чрезвычайно важных ситуаций.
- Создание группы сотрудников, которые будут отвечать за внедрение, и назначение им конкретных задач.
Факторы, оказывающие влияние на процесс внедрения
Инновации и организационные изменения на предприятии могут быть осуществлены благодаря влиянию различных факторов. Внедрение новых решений является относительно сложным процессом и связано с возникновением при его реализации многочисленных трудностей. Часто проблемы связаны с тем, что каждый раз процесс изменений в производстве (даже небольших) является индивидуальным и неповторимым.
Переход на прогрессивные технологии является примером традиционного способа преобразования. В ходе его осуществления исследовательская и опытно-конструкторская работа соответствующим образом трансформируется и превращается в конкретный продукт, метод производства, организационное и экономическое решение. Участниками внедрения являются и исполнители, и авторы идеи.
Кроме того, специфика инновации заставляет принимать в ней участие реализаторов и пользователей, которые будут применять новый продукт для своих нужд. Например, в случае введения нового лекарственного средства при его внедрении участвуют коммерческие подразделения, сервисные центры и потребители, определяющие спрос на медикамент. Как видим, существует несколько уровней таргетинга. Каждый должен точно указывать соответствующую область функционирования.
Процесс координации
В управлении организационными инновациями важную роль приобретают координация и контроль.
Координация, которая считается одним из наиболее важных элементов процесса реализации. Она рассматривается в качестве согласования и объединения всех частных видов деятельности. Как правило, каждый этап реализации включает несколько небольших отдельных проектов. Такая ситуация имеется даже в случае внедрения, осуществляемого на одном предприятии. Чтобы реализация идеи была эффективной и действенной, необходимо синхронизировать последующие этапы и элементы.
Что касается синхронизации, то должны быть приняты во внимание два ее основных аспекта. Во-первых, речь идет о точных сроках всех действий, чтобы внедрить данное новшество быстрее. Второй аспект касается правильного планирования задач. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы одни и те же действия не могли повторяться несколько раз.
Обеспечение эффективной координации возможно благодаря следующим факторам:
- Точные графики выполнения последующих этапов и конкретных задач.
- Подробные инструкции по внедрению.
- Поток актуальной информации.
- Соответствующая координационная группа, состоящая из представителей подразделений, выполняющих частичные задачи.
Процесс контроля
Чтобы подчеркнуть важность контроля в управлении всем инновационным процессом, следует обратить внимание на его значимость в качестве одной из ключевых функций управления на этапе внедрения решения. Одним из оправданий такой значимой важности контроля является то, что на этапе реализации необходимо задействовать более серьезные меры, чем на других стадиях инновационного процесса. Чтобы эффективно и рационально использовать эти средства, необходимо систематически контролировать деятельность, направленную на выявление любых недостатков и нарушений, а затем устранять их.
Основным интересом для контроля за организационно- экономическими инновациями должны стать три наиболее важных фактора:
- Достигнутые результаты.
- Сроки реализации последующих этапов мероприятия.
- Расходы, понесенные на выполнение обязательств.
В рамках контроля полученных результатов учитываются следующие параметры: вес, качество, пригодность, эффективность, техническая продуктивность. Проведение сравнения фактических расходов с ожидаемой прибылью является основой для принятия решений относительно сокращения затрат, изменения плана. Контроль сроков реализации проекта включает проверку того, сколько времени требуется для выполнения конкретных задач, а также определение дат начала и окончания работ по внедрению инновационных предложений.
Заключение
Основные выводы по исследуемой теме:
- Роль и значение организационных инноваций в современных условиях кризиса резко возрастает.
- Процесс их создания и внедрения должен носить непрерывный характер для достижения максимальной эффективности.
- При осуществлении на практике внедрения новшеств используют механизмы планирования во всех сферах деятельности компании.