"Криминальное чтиво": отзывы зрителей, содержание, актерский состав

Культовый и, возможно, лучший фильм Квентина Тарантино долгое время был образцом для подражания режиссеров многих стран мира. Отзывы о "Криминальном чтиве" были только самые восторженные. Картина стала важным этапом в истории кинематографа, предоставившей значительный стимул к развитию независимого авторского кино в Америке.

Общая информация

Американское название картины Pulp Fiction ("Бульварное чтиво") отсылает к популярным в середине XX века дешевым журналам, которые печатали сенсационные и скандальные материалы.

Картина состоит из нескольких сюжетных линий, показанных в технике нелинейного повествования - любимого приема французских режиссеров "Новой волны". Фильм разбит на пять новелл, которые смонтированы в нехронологичном порядке. В картине показываются истории:

  • два гангстера ведут неспешные беседы со ссылками на Библию;
  • любимые развлечения 90-х, включая танцы и наркотики;
  • боксера, попавшего в экстремальную ситуацию.
Джон Траволта, Ума Турман и Квентин Тарнтино

Профессиональные критики и зрители в отзывах о "Криминальном чтиве" пишут, что это метафора на колоду карт, которые тасует высший демиург, роль которого в фильме исполняет режиссер. Другая группа зрителей считает, что истории расположены по принципу возрастания эмоционального напряжения. И именно поэтому действие разворачивается столь неспешно, чтобы дать возможность привыкнуть к стилю, лексике, а примерно с середины начинает ускоряться, заканчиваясь эффектной кульминацией.

История двух гангстеров

В фильме прослеживаются три сюжетные линии, связанные общими персонажами, деталями и местом действия.

Два гангстера Винсент Вега (Джон Траволта) и Джулс Уиннфилд (Сэмюэль Л. Джексон) работают на местного крестного отца Марселласа Уоллеса (Винг Рэймс). Он поручает им доставить кейс, содержимое которого так и осталось неизвестным зрителю. Гангстеры при этом между убийствами и другими преступлениями ведут теологические и философские диалоги. Вскользь они касаются поручения босса Веге развлечь вечером его жену Мию Уоллес (Ума Турман).

Джулс, оставшийся в живых после перестрелки, принимает это как знамение и решает покончить с криминальным прошлым. После этого он читает целую проповедь в придорожном ресторанчике, что смотрится не тривиально, потому что перед этим бандит участвовал в хладнокровном убийстве.

Как безопасно развлечь жену босса

Спасение Мии Уолесс

Выполнив поручение, гангстеры приезжают к Уоллесу, который инструктирует боксера Бутча (Брюс Уиллис), сообщая детали предстоящего договорного поединка. Сделав себе укол героина, Винсент забирает жену босса и они едут в популярный ресторан "Джек Рэббит Слимс", где она в туалете принимает дозу кокаина.

Под действием наркотиков пара решает принять участие в конкурсе на лучший танец, ставший самым эффектной сценой "Криминального чтива". Ума Турман стала хорошей партнершей Джону Траволте, который профессионально занимался танцами. Винсент отвозит домой Мию, где ему еще придется спасать женщину от передозировки.

"Честный" боксер

В плену

Мафиозный босс предлагает профессиональному боксеру Бутчу Куллиджу хорошо заработать в последнем бою своей спортивной карьеры. Для этого он должен лечь в пятом раунде, но Бутч решает кинуть Уоллеса. Он ставит на свою победу все деньги, полученные за договорной бой. Нокаутировав соперника, как впоследствии оказалось насмерть, он пытается уехать из города.

Но на перекрестке неожиданно встречает Марселласа Уоллеса, которого сбивает машиной, а сам попадает в аварию. Разъяренный гангстер начинает стрелять в Бутча. Увлеченные поединком они попадают в плен к садистам-содомитам.

Главные танцоры

Сцена танца из "Криминального чтива"

Сейчас невозможно представить картину без самой эффектной сцены - феерического танца Умы Турман и Джона Траволты. "Криминальное чтиво", возможно, поставило рекорд по продолжительности съемок одного танца, которые продолжались непрерывно в течение 13 часов. Танец был придуман Тарантино и Траволтой на основе популярных когда-то свима и твиста. Актер, который в молодости профессионально занимался танцами, перед съемками сцены специально занимался с Умой Турман.

"Криминальное чтиво" вполне могло остаться без своего знаменитого танцевального номера. Ведь фавориткой режиссера на роль Мии Уоллес была Мишель Пфайфер, кроме того, рассматривались кандидатуры Изабеллы Росселлини, Мег Райан, Розанны Аркетт и многих других голливудских звезд. Роль белого гангстера изначально писалась под Майкла Мэдсена, поскольку это должен быть Вик Вега - персонаж Мэдсена из фильма "Бешеные псы". Поэтому когда тот не смог принять участие в съемках пришлось изменить имя - Вик стал Винсентом, а сценарий немного подправили.

Другие актеры

В закусочной

По замыслу Тарантино, черного гангстера Джулса Уиннфилда должен был играть именно Самуэль Джексон, но сначала "попробовали" на эту роль Пола Кальдерона. Он так легко и органично вписался в образ черного гангстера, что его почти утвердили. Правда, в итоге Кальдерон получил роль бармена в баре Марселаса. А Самуэль Джексон стал напарником Джона Траволты. Как отмечалось в отзывах к "Криминальному чтиву", это самые философствующие головорезы в истории кино, которые между криминальными разборками ведут беседы о смысле жизни.

Герой новеллы о честном боксере должен был быть несколько моложе Брюса Уиллиса, поскольку роль писалась под другого актера - Мэтта Диллона. Однако тот отказался сниматься в картине из-за участия в другом проекте. Тогда Харви Кейтель порекомендовал режиссеру попробовать Уиллиса на роль Бутча Кулиджа. Тарантино согласился после непродолжительного раздумья и подправил сценарий. Роль боксера хорошо удалась актеру, хотя сам Брюс Уиллис хотел сыграть гангстера Винсента Вегу.

Отзывы о фильме "Криминальное чтиво"

Два гангстрера

Многие зрители отмечали, что несмотря на любовь Тарантино к зачастую показной кинематографичности, в фильме герои говорят совсем не литературным языком. Специфическое построение фраз, жаргонизмы и даже мат создают впечатление, что персонажи фильма говорят живым языком, а не придуманным сценаристами шаблонным текстом. Благодаря этому "в народ" ушли не только некоторые запоминающиеся фразы, но и монологи, и даже диалоги. Особенно критикам и зрителям понравились философские беседы двух гангстеров Винсента Вега и Джулса Винфилда, которые они вели по пути на очередное криминальное дело.

В отзывах о фильме "Криминальной чтиво" 1994 года российские зрители отметили, что премьера состоялась в то время, когда главными персонажами постсоветского пространства были бандиты. И хотя калифорнийские крутые парни отличались от отечественных, но все же схожие черты у них были.

И конечно, в отзывах о "Криминальном чтиве" все восторженно упоминают забавный танец Мии Уоллес и Винсента, который понравился абсолютно всем зрителям.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Полное дерьмо, а не фильм! Раскритиковали кинокритики, деньги получили от этого киноделания.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.