Современных детей компьютеры окружают повсюду. Работа с данной техникой стала нормой для взрослых и малышей. Действительно, это устройство полезное, а иногда незаменимое. Но техника не всегда безобидна, особенно для детей. О влиянии компьютера на ребенка, пользе и вреде можно узнать из статьи.
Польза
Специалистами и обывателями отмечено положительное влияние компьютера на ребенка. Родители видят следующую пользу данной техники:
- Высокая скорость приобретения новых знаний и умений. Маленькие дети могут освоить алфавит или счет, если использовать компьютер или планшет.
- Развитие стратегического мышления. Дети учатся просчитывать действия наперед. Развивается скорость реакции, память, целеустремленность.
- Техника позволяет работать над воображением, расширять творческие способности посредством различных игр, возможностей моделирования или рисования.
- Устройство позволяет отвлечь ребенка, пока родителям нужно заняться личными делами.
- С помощью современных приложений на электронных гаджетах родители способны вести контроль за тем, где находится ребенок.
- Техника может использоваться для подготовки домашних занятий школьника.
- Благодаря компьютеру можно проходить онлайн-обучение дома, совершенствовать свои навыки.
- Расширяется кругозор ребенка.
Для ознакомления родителей с проблемой учителя нередко показывают презентации о влиянии компьютеров на детей. Проекты такого рода являются важной частью обучения дисциплине ОБЖ. Это важные мероприятия, поскольку как в домашней обстановке, так и в стенах школы формируются многие привычки.
Но врачи и психологи считают, что есть и негативное влияние компьютера на детей. Это замечают и родители. Поэтому техникой можно пользоваться, но в умеренном количестве. Об отрицательном влиянии компьютера на ребенка рассказано далее.
Зрение
Природа предусмотрела, что глаза человека подвергаются меньшей нагрузке при взгляде вдаль, а продолжительное пребывание у экрана сильно напрягает их. Поэтому отрицательное влияние компьютера на зрение ребенка очевидно, поскольку приходится сидеть перед монитором на расстоянии до 50 см. В результате появляется близорукость, которая корректируется очками.
Также есть и другое последствие – синдром сухого глаза. Когда приходится всматриваться и напрягать зрение, то моргание происходит редко. Поэтому роговица хуже омывается слезной жидкостью, не полностью очищается и недополучает питание. Это проявляется в виде красноты и припухлости глаз и век. Ребенок ощущает дискомфорт и раздражение конъюнктивы глаз, у него появляется желание часто моргать или потереть глаза.
Позвоночник
Также замечено негативное влияние компьютера на здоровье детей, которое проявляется в виде сильного напряжения мышц спины. Это происходит при длительном сидении. Еще сильно устают мышцы шеи. Данные явления становятся причиной искривления позвоночника.
Шейный кифоз – сутулость, S-образный сколиоз появляется, если принята поза нога за ногу. Спинные мышцы при малоподвижном образе жизни (гиподинамии) обретают дряблость. Они не могут удерживать позвоночный столб, что обеспечивает искривление позвоночника в раннем детстве.
Часто у этих детей появляется головная боль. Она развивается по причине напряжения мышц и смещения позвонков шейного отдела. От этого происходит сдавливание кровеносных сосудов, поэтому отмечается нарушение кровоснабжения головного мозга.
Необходимо обращать внимание, как сидит ребенок, поскольку проблемы с позвоночником могут остаться на всю жизнь. По данному поводу есть масса исследовательских работ. Влияние компьютера на детей огромно. У младших школьников иногда выявляется сколиоз. Им еще нужно долго учиться, а у них уже есть искривление.
Малоподвижная жизнь
Это еще одно негативное влияние компьютера на детей и подростков. Недостаточная двигательная нагрузка является риском для появления болезней суставов, сердца, сосудов, возникновения сахарного диабета и ожирения.
Из-за малоподвижного образа жизни подвергается риску иммунная система. Именно в этом опасно влияние компьютера на ребенка. Исследовательские работы давно выявили, что физическая нагрузка поддерживает нормальный тонус сосудов и иммунную систему.
Электромагнитное излучение
Это также следует отметить как негативное влияние компьютера на организм ребенка. Электромагнитное излучение представлено в виде волн, которые появляются от действия заряженных частиц, которые распространяются в пространстве. От компьютеров, телефонов, телевизоров или иных электронных приборов идет низкочастотное и радиочастотное электромагнитное излучение.
Как считает Всемирная организация здравоохранения, низкочастотные и радиочастотные волны признаны канцерогенными, поэтому могут привести к раку. Есть связь между компьютерным излучением и некоторыми недугами. К ним относят сердечно-сосудистые болезни, гормональные сбои, заболевания иммунной, нервной, репродуктивной систем. Также на этом фоне появляется хроническая усталость, депрессия, наблюдаются нарушения психики и поведения ребенка.
Компьютерная зависимость
Данное влияние компьютера на развитие ребенка тоже сказывается негативно. В период игры на компьютере центры головного мозга, которые ответственны за удовольствие, находятся в возбужденном состоянии. Если это происходит регулярно, то постепенно возникает потребность в данной стимуляции. В итоге дети не могут существовать без электронных гаджетов.
Подростки могут иметь потребность многократного контроля социальных сетей, проверки электронной почты. Причем на родительские запреты дети реагируют отрицательно. В данной ситуации может помочь психолог.
Важно учитывать, что зависимость появляется при неограниченном пользовании компьютером и другой аналогичной техникой, дефиците родительского контроля. С помощью данных устройств часто выполняется развитие ребенка и организация досуга, что не так уж и плохо.
Нарушение социализации
Влияние компьютера на психику детей отрицательное. Они привыкают к общению в Сети, поэтому в реальной жизни им сложно завести знакомства. Многих устраивает общение в Интернете, поскольку они считают его более свободным. В данном случае можно не бояться осуждения от незнакомых людей по ту сторону монитора.
Вместо привычных игр, включая ролевые, детьми используются компьютерные. А ведь именно в детстве учат взаимодействию в социуме, общению с людьми.
Усталость и переутомление
Данные факторы относятся к отрицательному влиянию компьютера на ребенка. От сильной напряженной работы мозга, органов зрения истощаются энергетические запасы. Организм должен будет работать на пределе своих возможностей. Разумеется, что этот режим бесследно не проходит.
Раздражительность и агрессия
Родителям нужно учитывать влияние компьютера на ребенка, чтобы вовремя ему помочь. При участии в компьютерных играх дети находятся в стрессовых условиях. Часто это связывают с постоянным напряжением и приобретенной зависимостью, что делает ребенка раздражительным и агрессивным.
Поведение становится жестким при играх, основой которых является сражение, стрельба, уничтожение, борьба с оружием. Поскольку детская психика не сформирована полностью, ребенок критично относится к событиям на экране. Поэтому часто компьютерный опыт переносится в реальную жизнь.
Отрицательное влияние компьютера на ребенка является общемировой проблемой. Для ее устранения родители должны следить за подростком, его привычками. Компьютер не должен занимать все свободное время. Не должно быть бесконтрольности и вседозволенности.
Другие последствия
Компьютер считают универсальным помощником. Нужно только установить новую программу или игру, появляется разнообразие, новые возможности и знания. Причем некоторые воспринимают это в качестве расширения кругозора.
Обычно игры предлагают 1 или 2 варианта ответа или развития событий. Поэтому мышление детей будет шаблонным, что мешает им полноценно развиваться.
Изолированность от родителей
Нередко дети, которые с раннего детства играли в компьютерные игры, вырастают эгоистичными. Они изолированы в своем мире, где у них есть игровые достижения. Не все родители способны принимать и понимать данные успехи, особенно если такие занятия мешают обучению в школе. Между поколениями появляется непонимание, теряется общность интересов, возникают разногласия и агрессия.
Психологи беспокоятся по поводу изменений в психике. Многократно выполняемые анализы рисунков на вольную тему свидетельствуют, что изображения скрывают ощущение страха, беспокойства, закрытости, необходимости обороны. Дети часто рисуют оружие, битвы, монстров. Как полагают специалисты, данное явление происходит от длительного пользования компьютерами.
Также с техникой ребята лишены детства. Электронные устройства занимают все свободное время. А ведь есть подвижные игры, активные виды отдыха, хобби, увлечения.
В чем заблуждаются родители?
Некоторые родители приобретают игры или мультфильмы лишь по внешнему виду и изображению на диске. А есть категория лиц, которые полагают, что дети сами могут выбирать игры. Всегда родителям нужно ознакомиться с информацией самостоятельно, а затем предлагать и разрешать смотреть это детям.
Зато совместный просмотр фильмов или мультфильмов положительно влияет. Родители могут комментировать спорные, двоякие ситуации. Такие просмотры дарят детям ощущение защищенности и уверенности.
Еще родители полагают, что кликанье по кнопкам клавиатуры обеспечивает развитие мелкой моторики рук ребенка. Но это не так. Из-за однотипных движений рук не обеспечивается развитие моторики. Поэтому не следует заменять настольные игры на электронные. Только с помощью скрупулезных движений пальцев рук, ощупывания предметов обеспечивает развитие.
Возраст и время
Сколько ребенку можно проводить за экраном компьютера? В данном случае надо учитывать еще телевизор, планшет, телефон. При этом многие родители не засчитывают время, которое тратится за компьютером для учебных целей. А это неправильно.
Детям лишь с 2 лет можно смотреть телевизор, причем не более 20-30 минут в день. Техника в фоновом режиме, когда мама смотрит, а ребенок рядом, тоже считается. Пользоваться телефонами, компьютерами, планшетами дети должны не ранее 3-3,5 лет. Малышам 3-4 лет можно заниматься с техникой не более 40-60 минут в день.
В 5-7 лет время может быть продлено до 1 часа 15 минут. Детям 7 лет и старше рекомендуется проводить перед экраном 1,5 часа, а от 10 лет – 2 часа в день. Время необходимо разделить на части и делать паузы. Чтобы не допустить близорукость, перерывы надо делать каждые 20 минут на 20-30 секунд. В период паузы взгляд необходимо переводить вдаль.
Чем заменить компьютер?
Большинство родителей довольны появлению такой техники. Ведь это способ увлечь ребенка и заняться своими делами. Но важно понимать вред компьютера. Как разнообразить досуг? Для этого могут использоваться следующие методы:
- Использование развивающих и настольных игр.
- Придумывание игр с безопасными предметами.
- Прогулки на улице.
- Посещение развивающих кружков и спортивных секций.
- Совместное чтение книг, разучивание стихов и песен, слушание музыки.
- Рукоделие или иное творчество.
Это не весь перечень интересных занятий. С детьми можно заниматься чем угодно. Нужно лишь время и желание. А пользоваться компьютером следует в умеренном количестве, что позволит не допустить зависимости и негативного воздействия на здоровье и психику.
Правила работы
При работе с техникой нужно соблюдать некоторые правила:
- Ступни ног ставят на пол под углом 90 градусов между коленом и бедром. Спину следует держать прямо.
- Необходимо плотно прижиматься ягодицами к спинке стула так, чтобы внутренняя часть колена соприкасалась с сидением. У спины ребенка должна быть опора на спинку стула и сохранение естественной осанки.
- Желательно сидеть на стуле с подлокотниками, высота которых должна подходить. Это позволит расслабиться рукам и плечам.
- Клавиатура и мышь должны быть приближены настолько, чтобы локти лежали на подлокотниках. Так получится не допустить напряжения в руке, от ладони до шеи.
- Монитор должен находиться на уровне глаз. Расстояние между техникой и сидящим должно быть такое, чтобы все было видно без наклона спины.
- Через 30 минут после занятий надо изменить положение тела, встать и походить несколько минут, чтобы улучшить кровообращение.
- Если работа на компьютере происходит несколько часов, глазам следует давать отдых, выполнять рекомендуемые упражнения.
Соблюдение данных правил исключает выпадение шейных и поясничных позвоночных дисков. С ними возможно избавить ребенка от негативных последствий работы за компьютером. Правила подходят для детей и взрослых.
Советы родителям
Чтобы уменьшить негативное воздействие техники на детей, родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Сначала следует оговорить правила пользования компьютером в семье. Это касается времени, длительности и прочих нюансов.
- Важно вести контроль, сколько по времени и чем занимается ребенок. Необходимо просматривать историю поиска.
- Нежелательно оставлять детей один на один с техникой, поэтому компьютер лучше не устанавливать в детской комнате.
- Следует приучить ребенка делать перерывы, выполнять гимнастику для глаз.
- Досуг детей должен быть организован интересно. В него нужно включать прогулку в парке, катание на велосипеде, роликах, лыжах, походы, пикники, рыбалку. Необходимо предлагать альтернативу, а не запрещать.
- Следует установить программу родительского контроля на технику, что защитит ребенка от ссылок и переходов на запрещенные ресурсы.
- Нужно выбирать и устанавливать лишь те игры и мультфильмы, которые были изучены самостоятельно.
- Требуется выстраивать доверительные отношения с ребенком. Постоянная критика приводит малыша или подростка к виртуальному миру, поскольку там он ощущает успех и поддержку.
- Важно интересоваться увлечениями ребенка. Нужно делать его жизнь разнообразной. Детям нужны занятия, которые позволят не вникать ему в виртуальную жизнь. Для этого есть секции, кружки, бассейн, музыка, домашние питомцы.
Даже если появилась проблема неограниченного пользования компьютером, а договориться с ребенком не получается, расстраиваться не стоит. Многие дети могут променять игры и компьютер на время, которое будет проведено с близкими людьми за интересным занятием. Важно научить ребенка благоразумно пользоваться техникой. При этом важное значение имеет подаваемый пример со стороны взрослых.