От Санкт-Петербурга до границы России с Финляндией всего 140 километров. Поэтому жители Северной столицы и Ленинградской области частенько проведывают финнов. В Ленинградской области есть три пропускных пункта пересечения сухопутной границы с Финляндской республикой. Это «Торфяновка», «Брусничное» и «Светогорск». Добраться до них можно по федеральной дороге А-181 «Скандинавия».
По Европейской классификации эта дорога называется Е-18, после границы это видно на указателях с финской стороны. Раньше она иногда называлась М-10, хотя на самом деле является просто продолжением федеральной дороги с этим же обозначением. Развилка на пропускные пункты находится возле Выборга. На юг, к «Торфяновке» и дальше как раз идет европейское шоссе Е-18 до Хельсинки. Прямо, вдоль Сайменского канала, на пропускной пункт «Брусничное». На север, по Светогорскому шоссе, до пункта «Светогорск».
«Торфяновка»
От Выборга есть два пути – на юг, на многосторонний автомобильный пункт пропуска МАПП «Торфяновка». Через город, чуть короче, или в объезд, но быстрей. Со стороны Финляндии «Торфяновка» называется Ваалимаа (Vaalimaa).
Считается, что это самый большой автомобильный пропускной пункт в эту страну. К тому же, это прямое направление на Хельсинки. Заявленная пропускная способность более 2 млн. автомобилей в год. Хотя и на нем бывают заторы и проблемы. В 2006 году зафиксирован случай, когда на пропускном пункте скопилась 40-километровая колонна грузовиков. Через этот переход едут в Хельсинки, Котку, Турку или Хамину. Переход работает круглосуточно и без выходных. Через него могут проезжать велосипедисты. Пешеходный переход запрещен.
«Брусничное»
Второй путь практически прямо – по направлению к МАПП «Брусничное». С финской стороны этот пограничный переход называется Нуйямаа (Nuijamaa). До 2001 года пограничный пункт был в поселке Брусничное, в 25 км от границы.
Теперь МАПП перенесли непосредственно к границе, но название сохранилось. Дорога к «Брусничному» ведет вдоль Сайменского канала. Шоссе пересекает его по шлюзам в нескольких местах. Лучше всего ехать по нему летом, когда навигация. Сайменский канал сам по себе грандиозное и очень живописное сооружение. Но еще больше впечатлений можно получить, если посмотреть, как туристические суда и яхты проходят шлюзы.
Огромное озеро Сайма, естественный водный путь восточной Финляндии, не имело выхода в Балтику. Канал был построен для транспортировки грузов из этой страны в Балтийское море. Первая навигация прошла в 1856 году. Канал необычайно красив.
В царское время в сезон бывало до 27 рейсов прогулочных судов по каналу из Выборга в Лаппеэнранту. После революции в связи с охлаждением отношений между Советской Россией и Финской республикой грузооборот по каналу уменьшился, а поток туристов практически иссяк. Через этот переход обычно едут в Лаппеэнранту, Коуволу, Лахти, Тампере или Миккели. Пункт перехода работает круглосуточно для всех видов транспорта, пешеходный переход запрещен.
В «Брусничном» пересекают не только сухопутную границу с Финляндией, но и водную. У шлюза Пялли Сайменского канала действует водный КПП.
«Светогорск»
Чтобы проехать через третий МАПП Ленинградской области - «Светогорск», нужно от Выборга свернуть на север, на Светогорское шоссе и через 50 км будет МАПП.
С 2017 года это Светогорское шоссе стало федеральной дорогой. С финской стороны этот пункт перехода называется Иматра (Imatra). Светогорск расположен в 6 км от финского города с таким же названием. Пункт перехода работает круглосуточно. Пешеходный переход запрещен.
Выбор возле Выборга
Дорога до Выборга не сложная. Хотя она местами не широка, но на ней нет населенных пунктов и светофоров. Если на дороге не случилось затора из-за аварии или ремонтных работ, то время в пути достаточно легко рассчитать. Поток машин может быть плотным, но широкая обочина дает возможность пропускать более быстрый транспорт. Хотя это и не приветствует ГИБДД, о чем информируют указатели на дороге. Однако это уже сложилось в определенную этику «Скандинавии», как и моргание «аварийкой» в знак благодарности водителю, уступившему полосу.
Сложность начинается возле города, «выбор начинается возле Выборга». Случается, что машин у пункта скапливается настолько много, что очередь на пересечение границы с Финляндией может занять несколько часов. Нужно отметить, что любой пограничный переход состоит их двух этапов: российский и финский. Очереди могут быть на каждом из них, как по отдельности, так и вместе.
Если есть конкретное направление и дело, то выбирают тот переход, который удобнее, но бывают варианты, когда проще проехать 50 лишних километров и будет быстрее.
Веб-камеры в Финляндии
Для принятия такого решения нужна достоверная информация, что на соседнем МАПП очередь меньше. Для удобства туристов и транспортных компаний с 1 марта 2011 года пограничная служба Юго-Восточного региона соседнего государства совместно с таможенной службой установили веб-камеры. На границе с Финляндией теперь можно узнать, как обстоят дела на других пропускных пунктах. Предоставляются данные на официальном портале.
Камеры на границе с Финляндией установлены на всех пограничных переходах из нее в Ленинградскую область. В Vaalimaa, Nuijamaa и в Imatra.
Кроме веб-сайта, координируемого Центром экономического развития, транспорта и окружающей среды Юго-Восточной Финляндии, есть еще несколько интернет ресурсов, которые предоставляют доступ к веб-камерам на границе с Финляндией.
На сайте есть карта происшествий, дорожных работ, погодных условий, ссылки на веб-камеры финских дорог. В том числе на несколько видеоустройств всех пунктов переходов с финской стороны на въезд и на выезд.
Изображения меняются с интервалом около 5 минут. Рядом с фотографией указаны температура воздуха, дороги, состояние дорожного покрытия, скорость ветра. В зимнее время работа камер бывает неустойчивой, о чем есть предупреждения на сайте.
Ресурс полезен для дальнейшего движения по Финляндии, на нем есть актуальная и достоверная информация о состоянии дорог, ремонтных работах, ограничениях на участках, заторах и дорожных происшествиях.
Веб-камеры в России
Аналогичное решение об установке камер на границе с Финляндией было принято Северо-Западным таможенным Управлением Федеральной таможенной службы России. На сайте Управления можно найти ссылки на их интернет-ресурсы.
В текстовом виде представлена информация о среднем времени ожидания на Российских пропускных пунктах в обоих направлениях: из России в Финляндию и назад. Данные предоставлены для легковых, грузовых автомобилей и автобусов.
Есть версия для мобильных устройств. В текстовом виде представлена информация о среднем времени ожидания на Российских пропускных пунктах также в обоих направлениях. Данные запаздывают на несколько минут, иногда часов.
Неудобно, что на фотографиях нет времени съемки. На сайте есть предупреждение, что изображения обновляются с часовой задержкой.
Работают веб-камеры на границе с Финляндией только на выезд из России. Достоинство сайта в том, что можно получить информацию в текстовом режиме. Также на сайте есть страницы статистики, по которым можно спрогнозировать количество машин в очереди по дням недели, времени, направлению движения (из России в Финляндию и наоборот).
Очереди
Источником данных о состоянии очередей для сайта являются сообщения пользователей, уже стоящих в них.
На ресурсе присутствуют ссылки на веб-камеры. С российской стороны – «Торфяновка» и «Светогорск». Камера на границе с Финляндией «Брусничное» вообще не представлена. Со стороны Финляндии – Vaalimaa, Nuijamaa, Imatra. По всем ссылкам открываются камеры на границе с Финляндией с финской стороны с сайта Управления дорожным движением этой страны.
Статистика
Поскольку достоверно работают только камеры на границе со стороны Финляндии, то с помощью них можно спрогнозировать только выезд из Финляндии в Россию. А вот для въезда лучше воспользоваться статистическими данными: активность во всех пунктах перехода начинается с 9 утра, спадает после 13 часов. Обратный поток достигает максимума примерно к 18 часам и держится до 20 часов. Среди недели поток равномерный и начинает увеличиваться к выходным, достигая пика в субботу.
Ну и, конечно же, в Новогодние праздники, Рождественские распродажи и во время массовых выездов в мае и ноябре статистика не работает.