Такое понятие, как тоническое трезвучие стало нам известным после появления мажорных и минорных гамм. Это простые аккорды, состоящие из трех нот, в составе которых должна быть малая и большая терция. Но в музыкальной практике нередко встречается такое явление, как уменьшенное трезвучие. Что это означает и как оно звучит? Строится ли оно в рамках привычной для нас гаммы?
Что это такое?
Итак, для начала рассмотрим мажорное трезвучие. Это сочетание двух терций - большой на первом месте и малой - на втором. Повышенная третья ступень, свойственная мажорной гамме, придает и трезвучию позитивный, яркий и весело звучащий оттенок.
Рука об руку с ним идет минорное трезвучие. Это сочетание малой терции на первом месте и большой - на втором. Третья ступень получается заниженной, за счет чего звучание приобретает меланхоличный и мрачноватый характер. Но уменьшенное трезвучие - это комбинация двух малых терций, в нем понижена не только третья ступень, но и пятая. Звучание получается резким, мрачным, странным и попросту неустойчивым. Именно поэтому такой аккорд, написанный в рамках определенной гаммы, требует непременного обращения в тонику. Но об этом попозже.
Мажорная гамма
Этот строй может быть натуральным, гармоническим и мелодическим. Последний вариант мы оставим, так как здесь ступени меняются только при движении гаммы вниз, а займемся первыми двумя ладами:
- Натуральный. Уменьшенное трезвучие в мажоре, которое относится к этой категории, строится исключительно на VII ступени. Если рассматривать все на примере "до мажора", то у нас получится аккорд, включающий ноты H+D+F ("си", "ре" и "фа"). Между "си" и "ре" малая терция, так же как и между "ре" и "фа".
- Гармонический. Характерен пониженной шестой ступенью, благодаря чему уменьшенное трезвучие мы теперь можем построить не только на VII ступени, но и на II. В "до мажоре" это будут ноты "ре", "фа" и "ля-бемоль".
Минорная гамма
Здесь картина точно такая же - есть натуральный, гармонический и мелодический минор. Как и раньше, мы оставим последний вариант, ведь тут повышаются VI и VII ступени только при движении вверх:
- Натуральный. Отправной точкой для уменьшенного трезвучия в миноре является II ступень. Если это "ля-минор", то как и в параллельном ему "до мажоре" мы строим аккорд от ноты "си".
- Гармонический. Славится своей VII повышенной ступенью, и именно на ней строится уменьшенное трезвучие. В рамках "ля-минора" получается "соль-диез"+"си"+"ре".
Обращения
Эта тема проста с теоретической точки зрения, но на практике звучание аккордов весьма интересно, хоть и отличается резкостью. Обращение уменьшенного трезвучия, как и любого другого, производится за счет переноса нижней ноты на октаву вверх. Так мы получаем сначала терцквартаккорд, а затем кварттерцаккорд. Однако при обращении малые терции образуют не чистые кварты, тритоны - уменьшенные квинты или увеличенные кварты. В результате звучание получается довольно резким и неустойчивым, но при этом интересным и нестандартным.
Разрешение
Как и все неустои в музыке, этот аккорд, построенный на неустойчивых ступенях лада (простите за тавтологию), требует разрешения - то есть перехода в более устойчивое звучание. Для каждого подвида уменьшенного аккорда оно свое:
- Трезвучие, построенное на VII ступени мажора или II ступени минора, обращается в тоническую терцию на первой ступени и третьей соответственно с удвоением нижнего звука.
- Терцквартаккорд в мажоре переходит в тонический терцквартаккорд, а в миноре - в терцию из третьей и пятой ступеней, с удвоением нижнего звука.
- Кварттерцаккорд в рамках мажора переходит в кварту между пятой и первой ступенью, и удвоением верхнего звука, а если мы в миноре, то переход осуществляется в тоническую минорную терцию с удвоением нижнего звука.
Чудо увеличенных аккордов
Как мы уже выяснили, диссонансы, которые могут быть построены как в рамках гармонических ладов, так и в рамках натуральных, - это уменьшенные трезвучия. Увеличенные их аналоги также могут присутствовать в гаммах, но только при условии мелодического строя. Данный аккорд имеет предельно устойчивое звучание, немного сюрреалистичное, магическое, инопланетное. Нередко используется в написании фантастической музыки. Итак, состоит трезвучие из двух больших терций и вот как оно строится:
- Гармонический мажор - на VI пониженной. В "до-мажоре" - это ноты "ля-бемоль"+"до"+"ми".
- Гармонический минор - на III ступени. В рамках "ля-минора" это будут "до"+"ми"+"соль-диез" - то есть седьмая повышенная.