Теория поведения потребителя – это важнейший раздел экономики. Изучает он особенности психологии среднестатистического человека в определенных ситуациях. Эта тематика становится необычайно актуальной в современном капиталистическом мире. Данный раздел экономики изучает формирование спроса. Попробуем вникнуть в то, что собой представляет теория поведения потребителя.
Когда человек приобретает какую-либо продукцию, он руководствуется соотношением ее стоимости с объемом своих личных денежных средств. Подразумевается, что поведенческие особенности потребителя индивидуальны. При совершении покупки учитывается то, что человек исходит из ограниченности своего бюджета. При этом потребитель всегда ставит перед собой три основных вопроса:
1) Что именно следует приобрести?
2) На какие денежные средства?
3) Позволяет ли бюджет совершить покупку?
Человек также руководствуется принципом полезности. То есть он выбирает ту продукцию, у которой больше всего преимуществ по сравнению с другими вариантами. Полезность означает степень удовлетворения потребностей. Спрос на продукцию можно разделить на две категории:
1) Функциональный. То есть человек покупает продукцию или услуги, руководствуясь их потребительскими свойствами.
2) Нефункциональный спрос. То есть индивид приобретает продукцию, руководствуясь не ее потребительскими свойствами, а какими-либо сторонними причинами. Нефункциональный спрос также подразделяется на три вида:
- Социальный («эффект сноба»). Человек в этом случае приобретает те экономические блага, которые наиболее популярны в обществе в целом.
- Спекулятивный. Подобный вид спроса напрямую зависит от так называемого «эффекта Верлена», или же от высокого инфляционного ожидания.
- Нерациональный. Такой вид спроса подразумевает под собой внеплановые покупки, сделанные под влиянием сиюминутных ожиданий. Теория поведения потребителя гласит о том, что человек, приобретая те или иные блага, делает это рационально. Рассматриваемый вид спроса нарушает эту аксиому.
Бюджетное ограничение подразумевает под собой определенные рамки, дальше которых удовлетворение потребностей зайти не может. К примеру, человек получает определенную зарплату. На нее он сможет приобрести ограниченное количество благ.
Рассмотрим основные гипотезы, на которых строится теория поведения потребителя:
1) Денежный бюджет людей всегда ограничен.
2) На все виды продукции и услуг установлены цены.
3) Потребители осуществляют выбор того или иного продукта самостоятельно.
4) Все люди при покупках стремятся к рациональному поведению. То есть они учитывают уровень полезности продукции.
Рассматривая модель поведения потребителя, нельзя не упомянуть о факторах, влияющих на выбор тех или иных благ. Сюда можно отнести возраст, половую принадлежность, образовательный уровень, какие-либо личностные причины. Потребительскими факторами также выступают определенные психологические аспекты, то есть темперамент человека, его характер. На выбор влияет культурный уровень, к примеру, индивид может относить себя к какой-либо субкультуре. Социальный фактор также относится к рассматриваемому вопросу. К примеру, это может быть отношение человека к какой-либо политической группе. Экономический фактор тоже немаловажен. К нему можно отнести уровень дохода человека, стоимость тех или иных товаров.
Как очевидно из статьи, существуют совершенно разные модели поведения потребителей. На формирование спроса влияет целый комплекс взаимосвязанных факторов. Стоит также заметить, что четкое и полное понимание психологии потребителя необычайно важно в мире рыночных отношений.