Компрачикос - это сложный испанский неологизм, буквально переводящийся как «покупатели детей» и упоминающийся Виктором Гюго в романе «Человек, который смеется». Это название относится к гипотетически существующим группировкам, которые якобы меняли физический облик детей, нанося им преднамеренные увечья. Наиболее распространенные методы, которые использовались в этой практике, включали задержку роста с помощью стягивания туловища, надевание намордников на лица, чтобы деформировать их, изменение разреза глаз, ломку костей и суставов. Получающиеся в результате недоразвитые и искалеченные человеческие особи были обречены вести жалкое, унизительное, но в каком-то смысле коммерчески выгодное существование.
"Человек, который смеется"
В центре романа французского писателя - история молодого аристократа, похищенного и изуродованного злоумышленниками с целью вырезать ему перманентную злобную усмешку. В книге Виктора Гюго компрачикосы описаны достаточно исчерпывающе. Но реальных подтверждений их существования нет. Вероятно, это все-таки вымысел. "Компрачикос" - те самые похитители, которым посвящена статья.
Изучение вопроса
Согласно исследованию Джона Бойнтона Кайзера, опубликованному в Журнале американского института уголовного права и криминологии, Виктор Гюго дал нам довольно точную картину многих характерных деталей Англии 17 века. Слово "компрачикос" используется для описания людей, символизирующих собой дикость и варварские нравы прошлого. Многое из того, что сегодня кажется невообразимым по своей жестокости, для XVII века могло быть обычной будничной рутиной. Особенно это касается преступности.
Деятельность
Считается, что самые распространенные уродцы, создаваемые членами банды компрачикос , это искусственные карлики. Их было очень много в Европе во времена жизни писателя. Многие карлики работали придворными шутами. По предположениям некоторых историков, изуродованных компрачикосами детей (фото не сохранились) можно было встретить в европейских городах 18-19 века.
Члены банды вываривали детям глаза, уродовали рты, ломали кости, возможно, сводили с ума. Теоретически, помимо цирковых уродцев, из них могли получаться представители некоторых крайне непопулярных профессий - уборщики, палачи, карманники и так далее. Из-за спроса на карликов и других уродцев в королевских дворах занятие по их "производству" могло быть довольно выгодным делом.
Искусство создания уродов
Если верить авторам романов, ремесло злоумышленников можно сравнить с искусством бонсай или китайской резьбой по дереву. Ограничивая рост детей и нанося серьезные травмы, они как бы задавали направление их дальнейшего развития. Некоторые дети доводились преступниками до такого состояния, что их не могли узнать даже родители. С помощью различных химических веществ преступникам удавалось менять память своих жертв, вызывая частичную амнезию.
Наши дни
Термин "компрачикос" - это слово, очень редко используемое в современном языке, за исключением ссылок или упоминаний в городских легендах. Существует рассказ, известный по крайней мере с 1980-х годов, в котором речь идет о японской невесте, исчезнувшей во время медового месяца в Европе. Через несколько лет муж обнаруживает, что ее похитили, изуродовали и заставили работать во фрикшоу.
Слово "компрачикос" использовалось как уничижительный термин, применяемый к отдельным лицам и организациям, которые манипулируют умами и взглядами детей определенным образом, дабы навсегда искажать их убеждения или мировоззрение. Философ двадцатого века Айн Рэнд в своей статье Comprachicos называла педагогов своего времени не иначе, как «Компрачикос человеческого разума». Ее критика была направлена в первую очередь на образовательных прогрессистов, а также на преподавателей начальных и средних школ, которые, по ее мнению, использовали психологически вредные методы обучения.
В популярной культуре
В альбоме 2010 года Immersion австралийской группы Drum and Bass Pendulum одна из песен была названа Comprachicos. В ней поется о преступных манипуляциях и сдерживании в развитии.
В комиксе 2011 года «Бэтмен и Робин № 26» присутствовал злодей, чей отец изуродовал его после прочтения пресловутого романа.
Некоторые подробности
Предположительно в Испании в 14-м и 15-м веках действительно существовало оккультное или тайное общество, называемое компрачикос, миссия которого заключалось в том, чтобы похищать и уродовать детей ради корыстных целей отдельных людей.
Дело в том, что и Рэнд, и Эллрой в своих работах ссылаются на Гюго, а вот какой-либо исторический отчет об этой секте отыскать трудно. Можно лишь попытаться выяснить, что является истиной: был ли это плод фантазии французского прозаика, издавна существующий миф, который он использовал при написании произведения, или реальная группировка, оставившая незримый след в истории.
Влияние
Компрачикос также упоминаются в книге Майка Паркера «Величайшие уродцы мира», в которой был небольшой раздел, посвященный этому преступному сообществу. Вероятно, Паркер также получил информацию непосредственно из вымышленной истории, представленной в романе.
Мрачноватая история великого французского романиста пробуждает в людях болезненное любопытство - многим хотелось бы знать, существовала ли такая группа жестокосердных «создателей уродов» хоть когда-нибудь или нет. Но ответ на этот вопрос читатель уже знает благодаря описанным в статье фактам, отсылающим нас исключительно к литературным произведениям, не имеющим ни малейшего отношения к реальной жизни.
Происхождение
«Компрачикос» - это искаженная версия испанского слова Compraquenos, которое предположительно также переводится как «покупатели детей». Примечательно, что писатель специально говорит, будто компрапеке́ньос (оригинальное испанское слово) не крали своих жертв: они покупали их у родителей, которые были слишком бедны, чтобы заботиться о них, или вовсе подбирали брошенных малышей.
Проводя исследование этой темы, можно столкнуться с некоторыми интересными фактами о Викторе Гюго. В какой-то мере он был связан с масонами и / или иллюминатами. Хотя писатель не числится на веб-сайтах масонов как один из знаменитых членов какой-либо ложи, но слухи об его участии в тайных обществах ходят упорно.
Гюго также был оккультистом и предположительно извлек много вдохновения (помимо сказки о красавице и чудовище) для своего романа из серии магических сеансов, в которых лично участвовал, когда жил на побережье Джерси в Англии. Этот факт определенно дает пищу для размышлений.
Кроме того, писатель вдохновлялся китайским искусством создания карликов. Согласно апокрифическим преданиям, в Китае существовал обычай, заключавшийся в помещении ребенка в особую вазу. Малыш рос внутри этой вазы, его тело деформировалось, полностью повторяя ее форму. Когда ребенок достигал определенного возраста, ваза разбивалась, и уродец, получившийся в результате этой садистской операции, использовался для развлечения китайской знати. Также существует "массовое производство" детей-калек в Индии, которых затем используют как попрошаек.
Заключение
Хотя эта группировка, скорее всего, была выдумана писателем, ремесло компрачикос внушает ужас и заставляет задуматься о реальных аналогах этой организации. Дети, похищенные компрачикос, становились самыми настоящими калеками, и если бы подобное сообщество существовало, многочисленные свидетели помогли бы его разоблачить. Или, по крайней мере, дали бы нам исчерпывающие сведения о нем.
Кроме того, легенда о бесчеловечных преступниках будоражит умы наших современников. Многие видят в них архетип невидимых заговорщиков, тайно повелевающих судьбами мира. Они заранее решают, кто из детей будет жить, а кто умрет. Кто проведет счастливое детство, а кому суждено таиться в мрачных и холодных казематах, ожидая, пока их не приобретет какой-нибудь извращенный аристократ.
Фото компрачикос не существует, но очень часто их изображают как загадочных людей в масках. Маски подчеркивают факт неизвестности и таинственности. Узнает ли мир об их существовании наверняка?