В 1976 году итальянский кинорежиссер Валерио Дзурлини, ранее отдававший предпочтение созданию антивоенных, политизированных и лирических картин, решился на экранизацию романа Дино Буццати. Так появился фильм «Пустыня Тартари», муссирующий тему нахождения отдельной личности и всего человечества в некой «пограничной ситуации», то есть почти на краю могилы. Через шесть лет после премьеры кинематографист, более не снявший ни одной ленты, заканчивает жизнь самоубийством. Поэтому проект можно считать пророческим. Рейтинг экранизации IMDb: 7.60.
Сюжет
В центре повествования «Пустыни Тартари» главный герой Джованни Дрого (Жак Перрен), в 1907 году, окончив военное училище, для несения службы направляется в отдаленный гарнизон, базирующийся на территории крепости Бастиано. Гарнизон пребывает в постоянной боевой готовности, в ожидании нападения превосходящих сил грозного врага - мифических «татарами». Мелькают дни, летят месяцы, проходят года. Джованни ни разу не покидает стен гарнизона. И когда он, уже состарившийся и больной, отправляется домой, сразу после его отъезда начинается атака неприятеля.
Авторские изыски
Валерио Дзурлини умышленно понижает загадочность и таинственность истории, насыщая и без того выразительную притчевость истории подробнейшим исследованием психологической составляющей характеров персонажей. В отдельных эпизодах сюжет воспринимается как жизненная, реальная история, но ощутимое чувство страха перед чем-то неведомым придает фильму метафорический смысл. В отличие от автора литературного источника, постановщик оставляет зрителю определенную надежду на благополучный исход. В романе главный герой погибает.
По мнению авторитетных деятелей искусства, фильм следует воспринимать как аллегорию земного бытия человека в ожидании вечной жизни. Хотя другие эксперты кино просматривают в ленте антимилитаристский и антитоталитарный пафос.
Актерский ансамбль
Кинолента «Пустыня Тартари» считается одним из самых звездных проектов в истории кинематографа. Даже эпизодические роли в фильме исполняют известные актеры, преимущественно французские и итальянские. Идеей экранизации изначально загорелся сам Жак Перрен. Режиссер уже имел опыт сотрудничества с великолепным актером, поэтому согласился принять участие в создании ленты. Сам Перрен вошел в состав продюсерской группы фильма. Однако, по мнению критиков, наиболее удачным можно считать воплощение образа деспотичного майора Маттиса актером Джулиано Джемма. Также в кино снимались Витторио Гассман, Фернандо Рей, Макс фон Сюдов и многие другие.