Опытные авиапассажиры уже знают все тонкости: где выгоднее купить билет и как, при необходимости, с меньшими потерями его сдать или обменять. Обычного гражданина, который летает максимум два раза в год, а то и вовсе пару раз за всю жизнь, эта задача может поставить в тупик. Тем не менее ситуация не безнадежна, и почти всегда можно найти решение без особых потерь. В этом поможет данная статья, где описываются тонкости того, как поменять билет на самолет.
Что влияет на доплату при замене билета
Хорошая новость состоит в том, что авиабилет все же в большинстве случаев можно обменять. Вопрос стоит только в том, чтобы выбрать подходящий рейс и оценить, минимизировать доплаты. А они зависят от:
- тарифной политики авиакомпании;
- того, сколько дней осталось до вылета;
- будет или нет меняться маршрут (не все авиакомпании это приветствуют);
- причин обращения по поводу замены билета.
Какие есть возможности обмена билета? Обычно это замена даты вылета и переход в более высокий класс. И крайне редко — на иной маршрут. Интересно, что обмену подлежат даже билеты, купленные в интернете. Особое внимание следует уделить при замене билетов, приобретенных целой семьей, так как при правильном и разумном выборе новой даты вылета, штрафы могут быть минимизированы. А в отдельных ситуациях семья может поменять билеты на самолет на другую дату без штрафов, про это в самом конце статьи.
Где узнать о доплатах?
На сайтах авиакомпаний обязательно есть информация, можно ли поменять билет на самолет или как его вернуть. Есть даже устоявшиеся термины на английском языке для всех компаний мира, и на сайтах многие авиаперевозчики щеголяют этими непонятными «словечками». Пассажирам настоятельно рекомендуется до покупки билетов выяснить все эти тонкости, чтобы быть готовыми к такому развитию событий.
Когда точно откажут в обмене?
Таких случаев несколько, перечислим их все:
- гражданин хочет лететь другой авиакомпанией;
- он хочет переоформить билет на другого человека, например, даже на члена семьи (исключение — компания «Победа», но там эта услуга стоит дорого, 4000 рублей);
- пассажир хочет изменить маршрут, лететь в другой город (редко, но делают исключение);
- владелец билета желает лететь более низким классом.
Если пассажир изменил фамилию или паспорт, как поменять билет на самолет?
В этом случае он обязан лично явиться в авиакомпанию, чтобы ему внесли поправки в полетный документ. Крайне желательно сделать это как можно раньше, чтобы избежать недоразумений при посадке. В абсолютном большинстве компаний нельзя вернуть/обменять билет, если закончилась регистрация на рейс, — за исключением отдельных Премиум тарифных планов.
Алгоритм обмена билета
Общий порядок действий авиапассажира примерно одинаков. В случае когда он приобрел билет в аэропорту или в городской кассе, то ему необходимо явиться в эту кассу с документами и написать соответствующее заявление.
Если гражданин купил билет через интернет, то возможны два варианта:
- На самом сайте есть специальная форма обращения по поводу возврата билета. Заполнив ее, надо следовать инструкциям системы и иметь для доплаты деньги на электронных кошельках, агрегатированных с сайтом (обычно это пластиковые карты, "Яндекс.Деньги" и "Киви", иногда и иные платежные системы).
- На сайте нет такой формы — тогда пассажиру следует звонить по номерам поддержки, указанным на сайте. Операторы сообщат, куда и когда обратиться за обменом билета.
Есть ли примеры обмена билетов без штрафных санкций?
Да, есть. Для примера, у компании «Аэрофлот» в тарифной группе Premium можно поменять билет на самолет, причем и в том случае, когда самолет уже улетел. Это уникальная возможность. Более дешевые тарифные группы такой возможности пассажиру не дают.
Каков крайний срок обмена билетов?
Согласно установленным правилам, теоретически разрешено обменять билет или поменять дату билета на самолет в любой момент вплоть до завершения регистрации на рейс. Но этого делать категорически не советуют по той причине, что может возникнуть форс-мажор, или не будет нужного сотрудника, или придерутся к чему-нибудь, — и тогда возникнут проблемы. Авиакомпанию можно понять: они заинтересованы в том, чтобы все билеты на текущий рейс были проданы. Надо понимать, что авиакомпании невыгодно возвращать или менять билеты незадолго до вылета — никто не хочет нести убытки.
Невозвратные билеты — возможен ли обмен?
Как известно, в последние годы появилось много авиакомпаний — так называемых лоукостеров — то есть предлагающих полеты по очень низкой цене. Поскольку они и так работают на грани рентабельности, то обратились к правительству с просьбой разрешить им так называемые невозвратные билеты, то есть дешевые билеты, которые нельзя вернуть в кассу. А можно ли их обменять? Как ни странно, да, но это обернется большими потерями. Давайте сравним потери от штрафов при обмене у наиболее известных авиакомпаний:
- «Аэрофлот», тариф «Эконом-бюджет» — 2000 рублей;
- «Аэрофлот», тариф «Эконом-промо» — 4000 рублей;
- «Аэрофлот», любой тариф, но перелет в любой аэропорт восточной части страны — 4000 рублей;
- «Аэрофлот», международные полеты — 7700 рублей;
- S7. Невозвратные: «Эконом Базовый» — 3000 рублей;
- S7. Невозвратные: «Бизнес Базовый» — 5000 рублей;
- «Уральские авиалинии», тариф «Эконом-Эконом» — 1000 рублей;
- Utair, тариф «Стандарт Эконом» — 1000 рублей.
Необходимо отметить, что для некоторых тарифных планов никак не поменять невозвратный билет на самолет, кроме того, если гражданин обратился за обменом менее, чем за 24 часа от даты вылета, штраф может увеличиться (иногда и вдвое). Нельзя вернуть или поменять билет, если уже закрыта регистрация на рейс.
Чартерные рейсы
Отдельно хочется отметить, как поменять билет на самолет на чартерный рейс.
Для многих пассажиров выражение «чартерный рейс» звучит как некая причуда, доступная только богачам. И разницы между обменом билетов на регулярные рейсы и чартерные они не видят. Если вы все же решите раскошелиться на чартер и вам придется менять билет, будьте готовы, что процедура несколько изменится.
Для начала давайте разберемся, что такое чартер. Простыми словами — это самолет, который вам заказывает кто-либо (в большинстве случаев турфирма) в нужное время и по определенному маршруту.
Именно в смене продавца билетов заключается главная тонкость. Дело в том, что вы заключаете договор на перевозку не с авиакомпанией, а с турфирмой. Она заранее выкупает все места и обмен ей попросту невыгоден. Во избежание споров в вашем договоре должно быть прописано, что билеты на чартер считаются невозвратными.
Есть ли возможность обмена без штрафа?
Этих случаев несколько. Две группы случаев: по причинам, связанным с авиакомпанией, и по причинам, связанным с пассажиром.
Причины, связанные с авиакомпанией:
- переносят время рейса;
- отменили назначенный рейс;
- перевозчик изменил класс обслуживания.
Причины, связанные с пассажиром:
- По причине болезни пассажира или его родных, которые летят вместе с ним на самолете. Это должно быть подтверждено документально. Список родственников находим в статье 108 Воздушного кодекса России: это дети, родители, братья и сестры (включая сводных, неполнородных), дедушки и бабушки, внуки, супруги.
- Если скончался член семьи (список смотрите выше).
Также, как было указано выше, отдельные премиальные тарифы авиакомпаний позволяют без доплат в любое время поменять билет на самолет. Как в виде особого бонуса, так и в качестве рекламы, авиакомпании могут дополнять возможности и условия, при которых возможен бесплатный обмен.