Закон об общественном контроле № 212-ФЗ регулирует деятельность различных субъектов, которые проводят общественные проверки, оценивают претворение в жизнь законов и актов, изданных государственными органами и муниципальными организациями с публичными полномочиями. Выяснить правильность ведения дел можно, сравнив реальное положение дел с нормативами, стандартами. Невозможно сверить предмет, если нет инструкций, правил, образцов. С помощью ответов на заданные вопросы, документов или свидетельских показаний проверяющие добиваются истины. Чтобы контролеры не выходили за рамки своих полномочий, разработан и утвержден закон об общественном контроле.
![Инициативные группы](/misc/i/gallery/106908/3187484.jpg)
Для чего проводят проверки?
Любой контроль предусматривает устранение несоответствий с нормативами, нарушений. Проверяющие проводят обследование, чтобы были приняты меры. Когда осуществляют действия в подобном направлении, главная задача для такой группы лиц - не обнаруживать недостатки, а вовремя их устранять или не допускать. Также следует отличать два контролирующих механизма. Одному властные полномочия даны государственным органом, другой исходит от частных лиц, он наделен независимостью.
К закону об общественном контроле пришли не сразу.
![Связанные руки](/misc/i/gallery/106908/3186638.jpg)
Кто стал основателем правового акта?
Законопроект был внесен главой государства в 2014 году. В июле его одобрили в Совете Федерации, затем акт был подписан президентом и стал действующим.
Осуществлять контроль разной степени могут органы, наделенные властью:
- прокуратура;
- Счетная палата.
В конституции контрольная власть не выделена как отдельная властная ветвь, но никто не сомневается в ее существовании. Когда утвердили закон об общественном контроле, он стал инструментом совершенно другого направления. Общества, деятельность которых регламентирует акт, создаются по инициативе самих граждан, это различные по статусу организации:
- некоммерческие;
- правозащитные.
Такие компании обособлены и работают по особым принципам.
![Контроль общественности](/misc/i/gallery/106908/3186658.jpg)
Аудиторские цели и задачи
Федеральный закон об общественном контроле создан, чтобы обеспечить:
- реализацию и защиту гражданских прав и свобод;
- законные интересы негосударственных некоммерческих организаций;
- учет предложений, исходящих от граждан, когда принимаются решения властных органов разного статуса при осуществлении отдельных публичных полномочий;
- оценку деятельности госорганов.
Группой общественного контроля выполняются следующие задачи:
- формирование и развитие гражданского правосознания;
- повышение уровня гражданского доверия к государственным деятелям, чтобы создать тесную связь правовых институтов с обществом;
- предупреждение и разрешение социальных конфликтов;
- реализация гражданских инициатив;
- обеспечение прозрачности и открытости работы властных органов;
- формирование нетерпимости к коррупции;
- повышение эффективной деятельности государственных структур.
![Заседание общественного контроля](/misc/i/gallery/106908/3186706.jpg)
Характерные свойства
Закон об основах общественного контроля убедительно рекомендует группам осуществлять действия на принципах:
- Правовых приоритетов, основой которых служат законные интересы населения страны.
- Добровольного волеизъявления граждан стать участниками проверок.
- Субъективной самостоятельности и независимости от госорганов.
- Публичности и открытости при проведении контроля.
- Законности выполняемых мероприятий.
- Разновидности форм.
- Объективности, беспристрастности, добросовестности.
- Обязательности в отношении передачи органам, документально зафиксированных результатов по итогам контроля, чтобы они учли выводы, предложения и рекомендации.
- Недопустимости неправомерных вмешательств.
- Нейтральности.
Контролерами могут быть граждане или организации при условии, что они уполномочены выполнять подобные действия по формам, предусмотренным законом 212 об общественном контроле.
![Общество против СПИД](/misc/i/gallery/106908/3186675.jpg)
Действующие лица
Проверку осуществляют разные по статусному уровню общества:
- федеральные палаты;
- муниципальные организации;
- группы, созданные при различных властных структурах;
- наблюдатели;
- инспекции.
Все субъекты находятся в открытом доступе для граждан. Существуют созданные от населения разные общественные группы в виде ассоциаций, союзов, куда входят общественные инспекторы и эксперты. Они служат для взаимодействия жителей с государственными органами, структурой власти. Подобные организации действуют самостоятельно, они не должны зависеть от тех компаний, которые контролируют.
![Группа общественников](/misc/i/gallery/106908/3186695.jpg)
Какими правами наделены субъекты?
Закон об общественном контроле в Российской Федерации предоставил проверяющим право:
- проводить действия в рамках закона по предусмотренным формам;
- быть инициаторами проверочных мероприятий;
- проводить запросы по документам, данным;
- посещать организации;
- оформлять окончательный результат;
- направлять материалы с нарушениями в судебные инстанции.
Члены групп, сформированных для проведения общественных контролирующих мероприятий, обязаны соблюдать:
- законы во время проведения подконтрольных действий;
- порядок, ограниченный рамками взаимодействия с властью, которые установлены федеральным законодательством;
- секретность в отношении полученной в ходе проверок информации.
Контролеры могут выполнять работу по общественным формам:
- мониторингам;
- проверкам;
- экспертизам;
- обсуждениям;
- публичным лекциям.
Сотрудники общественных организаций, контролирующие предприятия определенного статуса, не должны создавать препятствий для продолжения их деятельности. Всю информацию о результатах проверок жители получат в том порядке, который позволяет правовой акт.