Закон об общественном контроле № 212-ФЗ регулирует деятельность различных субъектов, которые проводят общественные проверки, оценивают претворение в жизнь законов и актов, изданных государственными органами и муниципальными организациями с публичными полномочиями. Выяснить правильность ведения дел можно, сравнив реальное положение дел с нормативами, стандартами. Невозможно сверить предмет, если нет инструкций, правил, образцов. С помощью ответов на заданные вопросы, документов или свидетельских показаний проверяющие добиваются истины. Чтобы контролеры не выходили за рамки своих полномочий, разработан и утвержден закон об общественном контроле.
Для чего проводят проверки?
Любой контроль предусматривает устранение несоответствий с нормативами, нарушений. Проверяющие проводят обследование, чтобы были приняты меры. Когда осуществляют действия в подобном направлении, главная задача для такой группы лиц - не обнаруживать недостатки, а вовремя их устранять или не допускать. Также следует отличать два контролирующих механизма. Одному властные полномочия даны государственным органом, другой исходит от частных лиц, он наделен независимостью.
К закону об общественном контроле пришли не сразу.
Кто стал основателем правового акта?
Законопроект был внесен главой государства в 2014 году. В июле его одобрили в Совете Федерации, затем акт был подписан президентом и стал действующим.
Осуществлять контроль разной степени могут органы, наделенные властью:
- прокуратура;
- Счетная палата.
В конституции контрольная власть не выделена как отдельная властная ветвь, но никто не сомневается в ее существовании. Когда утвердили закон об общественном контроле, он стал инструментом совершенно другого направления. Общества, деятельность которых регламентирует акт, создаются по инициативе самих граждан, это различные по статусу организации:
- некоммерческие;
- правозащитные.
Такие компании обособлены и работают по особым принципам.
Аудиторские цели и задачи
Федеральный закон об общественном контроле создан, чтобы обеспечить:
- реализацию и защиту гражданских прав и свобод;
- законные интересы негосударственных некоммерческих организаций;
- учет предложений, исходящих от граждан, когда принимаются решения властных органов разного статуса при осуществлении отдельных публичных полномочий;
- оценку деятельности госорганов.
Группой общественного контроля выполняются следующие задачи:
- формирование и развитие гражданского правосознания;
- повышение уровня гражданского доверия к государственным деятелям, чтобы создать тесную связь правовых институтов с обществом;
- предупреждение и разрешение социальных конфликтов;
- реализация гражданских инициатив;
- обеспечение прозрачности и открытости работы властных органов;
- формирование нетерпимости к коррупции;
- повышение эффективной деятельности государственных структур.
Характерные свойства
Закон об основах общественного контроля убедительно рекомендует группам осуществлять действия на принципах:
- Правовых приоритетов, основой которых служат законные интересы населения страны.
- Добровольного волеизъявления граждан стать участниками проверок.
- Субъективной самостоятельности и независимости от госорганов.
- Публичности и открытости при проведении контроля.
- Законности выполняемых мероприятий.
- Разновидности форм.
- Объективности, беспристрастности, добросовестности.
- Обязательности в отношении передачи органам, документально зафиксированных результатов по итогам контроля, чтобы они учли выводы, предложения и рекомендации.
- Недопустимости неправомерных вмешательств.
- Нейтральности.
Контролерами могут быть граждане или организации при условии, что они уполномочены выполнять подобные действия по формам, предусмотренным законом 212 об общественном контроле.
Действующие лица
Проверку осуществляют разные по статусному уровню общества:
- федеральные палаты;
- муниципальные организации;
- группы, созданные при различных властных структурах;
- наблюдатели;
- инспекции.
Все субъекты находятся в открытом доступе для граждан. Существуют созданные от населения разные общественные группы в виде ассоциаций, союзов, куда входят общественные инспекторы и эксперты. Они служат для взаимодействия жителей с государственными органами, структурой власти. Подобные организации действуют самостоятельно, они не должны зависеть от тех компаний, которые контролируют.
Какими правами наделены субъекты?
Закон об общественном контроле в Российской Федерации предоставил проверяющим право:
- проводить действия в рамках закона по предусмотренным формам;
- быть инициаторами проверочных мероприятий;
- проводить запросы по документам, данным;
- посещать организации;
- оформлять окончательный результат;
- направлять материалы с нарушениями в судебные инстанции.
Члены групп, сформированных для проведения общественных контролирующих мероприятий, обязаны соблюдать:
- законы во время проведения подконтрольных действий;
- порядок, ограниченный рамками взаимодействия с властью, которые установлены федеральным законодательством;
- секретность в отношении полученной в ходе проверок информации.
Контролеры могут выполнять работу по общественным формам:
- мониторингам;
- проверкам;
- экспертизам;
- обсуждениям;
- публичным лекциям.
Сотрудники общественных организаций, контролирующие предприятия определенного статуса, не должны создавать препятствий для продолжения их деятельности. Всю информацию о результатах проверок жители получат в том порядке, который позволяет правовой акт.