Киевская духовная академия является самым старейшим вузом Украинской православной церкви. Религиозное учебное заведение было основано в начале XVII века. В то время митрополия вуза была в юрисдикции Константинопольского патриарха. Историю развития и сведения о выпускниках и ректорах Киевской духовной академии вы найдете в нашей статье.
Киево-братская школа
Первоисточником Киевской духовной академии и семинарии является Киево-Братская школа, которая появилась на базе Богоявленского монастыря в 1615 году. Ее появление было реализовано по идее архимандрита Елисея Плетенецкого. По его замыслу, здесь должны были изучать классические языки, риторику, богословие и ряд направлений элементарного образования. Позже киевский митрополит Петр Могила поспособствовал объединению своей школы с Киево-Братской. Спустя некоторое время заведение сменило свой статус и стало Киево-Могилянской коллегией.
Киево-Могилянская коллегия
Формат работы данного заведения был похож на иностранные аналоги, в которых образование получал сам Могила. В рамках программы ученики изучали языки, арифметику, поэзию, риторику, богословие, музыку, катехизис и философию. Также по субботам воспитанники ходили на занятия по ведению диспутов. Во главе учебного заведения стоял ректор, часть полномочий он делегировал перфекту и суперинтенданту. Известными личностями, проходившими здесь обучение, являются Лазарь Баранович, Феофан Прокопович, Иннокентий Гизель, Стефан Яворский.
Киево-Могилянская академия
Статус академии учебное заведение получило в 1701 году. В связи с этими изменениями здесь стали преподавать еще несколько наук и языков:
- география;
- математика;
- естественная история;
- французский язык;
- немецкий язык;
- еврейский язык;
- живопись;
- архитектура;
- медицина;
- сельская и домашняя экономия;
- высшее красноречие.
К концу XVIII века штат преподавателей насчитывал более двадцати человек, в местной библиотеке хранилось более десяти тысяч книг. Основная часть учебной программы строилась на базе иностранных источников. Исключениями были только богословие, которое изучали по системе Прокоповича, и риторика, основа которой была прописана в руководстве Ломоносова.
В конце XVIII века в жизни академии начались серьезные изменения. В этот период государство стало выделять на ее нужды некоторые ассигнования, что очень облегчило жизнь духовных особ. Высокий уровень образования позволял воспитанникам школы без труда поступать в академии и семинарии Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Спустя некоторое время ее популярность значительно угасла в связи с появлением Московского и Харьковского университетов. По решению Синода, с 1817 года Киево-Могилянская академия была закрыта.
Киевская духовная академия
В 1819 году свою деятельность начало новое по-своему устройству образовательное учреждение. Организовали его в историческом месте - на базе Братского Богоявленского училищного монастыря. Здесь работали новые преподаватели, которые организовали учебный процесс по усовершенствованной системе.
Закрытие в советские времена
Официальная ликвидация Киевской духовной академии произошла в 1919 году по решению советских властей. По их приказу, здание семинарии было переоборудовано под Военно-морское политическое училище, но несмотря на эти изменения религиозные граждане создали небольшую Православную Богословскую академию, руководителем которой стал бывший ректор Киевской духовной академии Александр Глаголев. Именно здесь и проходило обучение тех, кто решил посвятить себя религиозному служению. Стоит отметить, что собственного здания у учебного заведения не было. Преподаватели читали лекции на частных квартирах. Есть информация, что такой формат обучения просуществовал до 1925 года.
Новая жизнь академии
После распада СССР Украина получила полную независимость, а религиозные веяния в стране - новую ветку развития. Так, в 1992 году Украинская православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата создали по собственной инициативе Киевскую духовную академию - так появились две независимые семинарии с одинаковыми названиями. Создатели утверждали, что каждое из этих религиозных заведений является преемником академии, закрытой в 1919 году. Позже церковь Киевского патриархата все же решила переименовать свое учебное заведение в Киевскую православную богословскую академию.
Современная "Киевская духовная академия"
Местом основания учебного заведения стала Киево-Печерская лавра. Выпускники получают квалификации кандидатов богословия и магистров богословия. Почетным изданием считается журнал "Труды Киевской духовной академии".
В учебном заведении хотят учиться абитуриенты из разных стран. В настоящее время обучение проходят гости из Сербии, Греции и Польши. Здесь изучают гуманитарные предметы и богословие, что позволяет выпускникам быть не только религиозно образованными, но и получить глубокие знания в самых разных направлениях (языки, философия, история и прочие). Музыкально одаренные воспитанники могут попробовать свои силы в хоре Киевской духовной академии, который известен во всем мире.
Принцип поступления в академию
Срок обучения в Киевской духовной академии составляет два года. Студентами учебного заведения могут стать только мужчины в возрасте младше тридцати пяти лет. Все абитуриенты предварительно проходят обучение в семинарии и получают первый разряд. Стоит отметить, что диплом семинарии должен быть без троек. Прежде чем стать студентами, поступающие должны успешно пройти собеседование и сдать экзамены по таким предметам, как церковная история, английский язык, догматическое богословие, Священное писание Нового и Ветхого завета. Полный список необходимых для поступления документов представлен на официальном сайте академии. На вступительные экзамены необходимо прийти с паспортом и военным билетом. Студенты, поступившие в академию, обеспечиваются бесплатным питанием и проживанием в общежитии с бытовым обслуживанием. Обучение здесь абсолютно бесплатное. Стипендии для отличников в Киевской духовной академии не предусмотрено.
Ректоры
За период существования семинарии у ее руководства стояли более двадцати талантливых ректоров. Киевской духовной семинарией" в разные периоды управляли следующие легендарные личности:
- Архиепископ Моисей - период его службы на данной должности 1819 -1823 гг.
- Иннокентий Борисов - легендарный ректор Киевской духовной академии и семинарии. Работал в данной должности с 1830 года в течение девяти лет. Считается очень известным проповедникам, членом Российской академии. Также на его счету почетное место в Святейшем синоде.
- Митрополит Иоанникий - епископ русской православной церкви и ректор Киевской духовной семинарии в период с 1859-1860 гг. Он известен миру тем, что основал три духовных журнала. В 2016 году его причислили к лику местночтимых святых.
- Епископ Михаил - руководил академией с 1877 по 1883 год. Духовный писатель и богослов написал десятки известных в религиозных кругах сочинений. "Библейская наука", "Очерк истории толкования Библии", "Пророческие книги Ветхого завета" - это его работы.
- Платон Рождественский - стоял у руля с 1902 по 1907 год. После Киевской духовной академии руководил Северо-Американской епархией. Его трижды отстраняли от данной должности.
- Николай Забуга - ректор с 1994 по 2007 год. С 2005 по 2007 являлся председателем отдела внешних церковных связей Православной церкви Украины.
- Митрополит Антоний - руководил семинарией в течение десяти лет с 2007 по 2017 годы. Автор таких важных религиозных книг, как "Простые истины", "Научиться доверять Богу", "Не ходи один".
- Епископ Сильвестр - вступил в должность ректора в 2017 году и носит это звание по сей день. Обладает орденом святителя Петра Могилы и преподобного Нестора Летописца.
Все представители руководящих должностей "Киевской духовной семинарии" являются выдающимися личностями и великолепными наставниками.
Инспекторы
Служащие этой категории занимаются контролем учебных процессов в академии. Эту должность занимали разные выдающиеся личности. Сейчас ее упразднили. Последним инспектором стал Василий Богдашевский, который работал в данной должности с 1909 по 1913 год. Он известен тем, что написал такие замечательные книги:
- "О церкви",
- "Закон и Евангелие",
- "О христианской благотворительности" и другие.
Также в разное время инспекторами работали Григорий Миткевич, Иоанникий Горский, Дмитрий Ковальницкий.
Выпускники
За весь период существования Киевская духовная академия выпустила множество легендарных личностей. Они добились огромного успеха как в религиозных делах, так и в науке. Один из самых талантливых выпускников Киевской духовной академии - Диденко Елевферий. Именно он стал первым наместником возрожденной Лавры. Вот еще несколько выпускников Киевской духовной академии:
- Феофан Затворник - епископ Русской православной церкви. В 1988 году его причислили к лику святых. Его мощи хранятся в Казанском соборе Вышенского монастыря. В свое время Феофан Затворник написал множество монументальных трудов. В их числе: "Путь ко спасению", "Собрание писем", "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться".
- Попов Константин Дмитриевич - выпускник и преподаватель патристики учебного заведения. Список его значимых трудов для Киевской духовной академии таков: "Учение двенадцати апостолов", "Тертуллиан", "Блаженный Диаход".
- Памфил Данилович Юркевич - сын священника и воспитанник семинарии. С 1869 по 1873 год был деканом учительской семинарии военного ведомства. У него было несколько философских идей, которые были включены в труды Киевской духовной академии и опубликованы в Журнале Министерства народного просвещения.
Также воспитанниками данного учебного заведения являются Назарий Фаворов, Николай Стеллецкий, Никодим Милаш и другие известные богословы.
Адрес академии: г. Киев, ул. Лаврская, д. 15.