Как один из видов резьбы по дереву, плоскорельефная резьба появилась в XVIII веке в России при правлении Петра I. Период активного расцвета ремесла пришелся на вторую половину XX века, что во многом обусловлено деятельностью мецената Мамонтова, открывшего в своей усадьбе в Подмосковье мастерскую.
Художники и резчики основываются на эскизах плоскорельефной резьбы по дереву древнерусских мастеров, которые положили начало абрамцево-кудринской резьбе благодаря проведенным изысканиям и творческим поискам. Название нового вида ремесла произошло не только от места, где находилась мастерская, но и деревни, из которой приходили мастера.
Особенности и виды плоскорельефной резьбы
Резьба по дереву плоскорельефного типа отличается от прочих видов ремесла тем, что при обработке вырезается фон на небольшую глубину, в результате чего рисунок остается на небольшом возвышении, но на уровне доски.
Выделяют несколько видов плоскорельефной резьбы:
- Абрамцево-кудринская.
- Ворносовская.
- Татьянка.
- С подушечным фоном.
- С выбранным фоном.
- С подборным фоном.
- С поднутренным фоном.
Первый вид плоскорельефной резьбы повлиял на ее становление как одного из способов декоративной отделки древесины и стал прародителем остальных разновидностей.
Резьба с подушечным фоном
В отличие от обычной плоскорельефной резьбы, резьба по дереву с подушечным фоном сохраняет фон, а мастер ограничивается заоваливанием углов. Фон работ в таком стиле напоминает подушки, что и дало ему такое название.
Техника схожа с контурной резьбой тем, что по контуру рисунка вырезаются канавки. Но разница кроется в том, что края эскиза впоследствии закругляются как со стороны фона, так и со стороны орнамента.
Надрезы проводятся по контуру рисунка, после чего подрезка осуществляется со стороны фона, затем приступают к заоваливанию граней. Получить подобный контур можно выделением линий изображения резаком, причем его носок должен плавно огибать контуры и до конца снимать фаску. Снимается последняя двумя приемами - как "от себя", так и "на себя".
Ворносовская резьба
Вид плоскорельефной резьбы, изобретенный Ворносковым на основе традиционной резьбы и многолетнего опыта, полученного в абрамцевской мастерской. Став впоследствии ведущим мастером в стране, Ворносков признавал, что идеи для своего творчеств позаимствовал в образцах старинной русской резьбы по древесине.
Отличительной чертой ворносовской резьбы по дереву стал так называемый пальчатый рисунок - техника нанесения растительных элементов, заоваленные края которых придают им форму пальцев.
Татьянка
Уникальная разновидность плоскорельефной резьбы - резьба по дереву, признаваемая многими исследователями отдельным видом искусства. Появился она сравнительно недавно - 24 года назад - и получила название в честь супруги мастера, изобретшего методику.
Резьба с подобранным фоном
Работа в технике плоскорельефной резьбы с подобранным фоном позволяет создавать орнамент с четким силуэтом. Плоский рельеф с заоваленными гранями возвышается над фоном, который может быть различным - бугристым, гладким, в виде различных текстур.
Техника резьбы выполняется в той же последовательности, что и другие виды. Сперва делают надрезы по внешнему контуру рисунка, для чего инструмент располагается вертикально и погружается в древесину на большую глубину. Однако глубина надрезов варьируется: на острых углах орнамента она минимальна, на крутых поворотах - максимальна.
Черновая выборка фона осуществляется на глубину 3-4 миллиметров сперва отлогими полукруглыми стамесками, затем - плоскими. Острие стамески располагается под углом к обрабатываемой древесине. Для облегчения работы по черенку инструмента легко ударяют киянкой либо ладонью. Уход лезвия в сторону либо на большую глубину исправляется подрезанием фона с противоположной стороны. Фон постепенно вырезается на намеченную глубину.
Следующий шаг - заоваливание и подрезание форм орнамента. Инструмент для подрезания ставится под определенным углом к обрабатываемой поверхности. Заоваливание выполняется стандартным для других видов техники способом.
Окончательную зачистку фона начинают с обработки крупных участков, постепенно переходя к мелким деталям между орнаментом. Последний этап зачистки фона - использование шкурок и цикли либо его чеканка посредством пуансонов.
Плоскорельефная резьба для новичков: с чего начать?
Плоскорельефная резьба, несмотря на изысканность и сложность, не считается уделом только профессиональных мастеров по дереву. Для того чтобы достичь серьезного уровня в ремесле, необязательно тратить всю жизнь на обучение.
Плоскорельефная резьба по дереву для начинающих требует наличия минимальных навыков работы с древесиной и наличия необходимого инструментария. Первое, что нужно новичку - получить теоретические знания и уметь разбираться в инструментах.
Не менее важна грамотная подготовка рабочего места: для первых шагов в ремесле достаточно минимального набора инструментов и обычного стола. Для тех, кто планирует дальше развиваться в этом направлении, пригодится полноценный верстак.
Немаловажен выбор древесины - от нее зависит итоговый результат и сложность выполняемых работ. Дерево и доски тщательно подготавливаются, поскольку качество материала зависит от грамотной его обработки. Древесина должна быть тщательно высушена и подвергнута циклевке. Для изменения цвета материал красится и покрывается лаком.
Использование плоскорельефной резьбы в создании мебели
Описываемая техника ремесла широко применялась в конце XIX века, на что указывают многочисленные фотографии. Плоскорельефная резьба по дереву использовалась для украшения предметов мебели и аксессуаров, которые весьма высоко оцениваются антикварами даже при условии, что они изготавливаются современниками.
Наиболее востребована плоскорельефная резьба при изготовлении церковных иконостасов и обустройстве православных храмов изнутри. Эстетичные фото плоскорельефной резьбы по дереву подтверждают высокую ценность уникального и изящного ремесла.