Земля - основа нашей жизни. От того, насколько рационально мы ее используем, зависит благосостояние нынешних и будущих поколений. Эффективное управление земельными ресурсами невозможно без достоверной информации об их состоянии. В этом ключевая роль принадлежит государственному мониторингу земель. Давайте разберемся, что это такое и зачем он нужен.
Сущность государственного мониторинга земель
В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса РФ, государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Его основными целями являются:
- Своевременное выявление изменений состояния земель
- Оценка этих изменений
- Прогнозирование дальнейшего развития ситуации
- Выработка рекомендаций по предотвращению негативных процессов
Объектами мониторинга выступают все земли в Российской Федерации. В зависимости от масштаба наблюдений и конечных целей, он может осуществляться на федеральном, региональном и локальном уровнях. Также различают мониторинг использования и мониторинг состояния земель.
Первый подразумевает контроль за использованием участков по целевому назначению и выявление нарушений. А второй - оценку количественных и качественных характеристик, выявление неблагоприятных явлений вроде эрозии, загрязнения, захламления.
Организация мониторинга земель
Согласно Приказу Росреестра НоП/263 от 30.05.2016, мониторинг земель в РФ проводят его территориальные органы. На уровне субъектов РФ этим занимаются Управления Росреестра.
Порядок осуществления мониторинга регулирует ряд нормативно-правовых актов. В их числе Земельный кодекс РФ, Закон «О землеустройстве», приказы Минэкономразвития и Росреестра, постановления Правительства о порядке установления границ земельных участков и проведения землеустроительных работ.
Программы мониторинга земель
Работы ведутся в рамках федеральных, региональных и местных программ мониторинга. Они включают в себя подпрограммы по отдельным направлениям: мониторинг загрязнения земель, наблюдение за проведением рекультивации, оценка плодородия почв и так далее.
Государственный фонд данных землеустройства
Полученные данные передаются в государственный фонд данных землеустройства. Он содержит сведения о более, чем 75 показателях характеризующих состояние земельных ресурсов страны. Фонд постоянно пополняется.
Сбор, обработка и анализ данных осуществляется во взаимодействии Росреестра, Росприроднадзора, Россельхознадзора и других контролирующих органов между собой и с местными администрациями.
Проверкой качества землеустроительной документации занимается государственная экспертиза. Ее порядок определяет Постановление Правительства No 214 от 04.04.2002.
Утверждение землеустроительной документации
Утверждение документов и передача полученных данных регулируются Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, утвержденным Постановлением No 514 от 11.07.2002. После прохождения экспертизы материалы направляются на рассмотрение в вышестоящий орган для окончательного утверждения.
Использование данных мониторинга
Результаты мониторинга земель активно применяются госорганами для контроля использования земель, планирования развития территорий, обоснования управленческих решений в земельно-имущественной сфере. Также они служат информированию граждан о состоянии окружающей среды.
Информационные системы и ГИС
Для оперативного доступа к данным мониторинга используются автоматизированные информационно-аналитические системы. Они позволяют в онлайн-режиме отслеживать динамику показателей и формировать различные отчеты. Разрабатываются ГИС-проекты для визуализации пространственных данных.
Международное сотрудничество
Россия активно сотрудничает по вопросам мониторинга земель с зарубежными партнерами, участвует в международных конвенциях и обменивается передовым опытом с коллегами из других стран.
Рассматривается возможность внедрения технологий дистанционного зондирования и машинного обучения для автоматизации процессов сбора и анализа данных о состоянии земельных ресурсов.