Фильм «Мама» - это небезупречный поэтический хоррор, выгодно отличающийся от современных жанровых образчиков. Бюджет паранормального проекта о детях-сиротах, воспитанных призраком, составил 15 млн долларов. В результате кассовые сборы достигли суммы в 150 млн долларов. Такой успех режиссерского дебюта Андреса Мускетти можно объяснить кассоугодным PG-13, однако, согласно оценке экспертов кино, картина представляет собой художественную ценность и является качественным продуктом. Рейтинг ленты - IMDb: 6.20, при этом отзывы фильм «Мама» (2013) имеет в большинстве положительные.
Сюжет. Завязка
Начало фильма «Мама» 2013 года знакомит зрителя с предысторией основных событий. Джеффри, не в силах справиться с потрясением, вызванным наступлением финансового кризиса, расстреливает коллег, мчится домой, убивает супругу, забирает дочерей - пятилетнюю Викторию и годовалую Лилли - и мчится по заснеженной дороге неизвестно куда. На одном из крутых поворотов автомобиль слетает в кювет и врезается в дерево. Мужчина и чудом уцелевшие девочки бредут через заснеженный лес в заброшенную хижину. Там совершенно отчаявшийся отец решает покончить с собой и дочерьми. К счастью для малышек, в происходящее вмешивается некая сущность, которая, расправившись с Джеффри, становится для них мамой на протяжении последующих 5 лет. Так начинается фильм «Мама» (2013). Описание фильма продолжит цепочка последующих событий, произошедших после обнаружения одичавших сирот.
Интрига
Как выясняется, малышки фактически разучились говорить и ходить. У старшей Виктории быстро восстанавливаются простейшие навыки, но младшая Лилли игнорирует блага цивилизации и продолжает бегать по-паучьи. Опеку над племянницами получает Лукас, брат сорвавшегося с катушек отца (Николай Костер-Вальдау из «Игры престолов»). Случаем заинтересовывается психиатр - доктор Дрейфус (Даниэль Каш). Он решает наблюдать за адаптацией сирот. Лукасу предоставляется дом, в котором он и его подруга Аннабель (Джессика Честейн) смогут жить с детьми. Взамен Дрейфус получает разрешение проводить с девочками еженедельные сеансы, чтобы наблюдать за их состоянием. Однако вскоре к детям возвращается сущность, призрак не намерен отдавать людям своих дочерей. После того как он отправит Лукаса в больницу, бороться за девочек придется Аннабель. Описывать полностью сюжет фильма «Мама» (2013) – значит прибегнуть к спойлерству. Что будет нечестно по отношению к зрителю, не смотревшему хоррор. Можно лишь с уверенностью заявить: идиллии и хэппи-энда в традиционном понимании ожидать не стоит.
Выросший из короткометражки
Практически все критики свои отзывы на фильм «Мама» (2013) начинают с истории его возникновения. Картина могла и не случиться, если бы не Гильермо дель Торо, который инициировал съемки ленты после просмотра короткометражки Андреса Мускетти. Короткометражка «Мама» состоит из одной трехминутной сцены, в которой две девочки пытаются избежать встречи с блуждающим по дому кошмарным существом. Между собой они называют сущность «мама». Давний поклонник Говарда Лавкрафта, дель Торо признался, что этот проект был самым страшным из того, что он когда-либо видел. Жуткая сцена, созданная аргентинским режиссером, смотрелась так, будто была вырезанной из какого-то не менее жуткого полнометражного фильма ужасов. Когда дель Торо узнал, что его нет в природе, он немедленно предложил Мускетти его создать. При этом выдающийся кинодеятель слегка контролировал процесс, не вмешиваюсь кардинальным образом в творческие изыски дебютанта.
Достоинства и недостатки
Рецензенты среди достоинств фильма «Мама» (2013) в отзывах указывают интригующую завязку, образцовую операторскую работу Антонио Риестры и профессионализм неожиданно темноволосой и татуированной Джессики Честейн, убедительной в образе члена рок-группы. Ее Аннабель не готова к материнству, ей в тягость даже роль сиделки для двух как минимум ведущих себя странно девочек. Но впоследствии сдержанность героини сменяется заботой и нежностью. Та достоверность, с которой передала все трансформации своей героини Честейн, достойна высших похвал.
К недостаткам большинство относит демонстрацию «суррогатной матери». По мнению специалистов, в этот момент умело нагнетенный саспенс куда-то улетучивается. И в дальнейшем картина становится стандартным мистическим хоррором, повествование которого содержит пару «резких» пугающих моментов с вполне предсказуемой развязкой, разворачивающейся неподалеку той самой хижины в лесу. Кстати, почти все отзывы на фильм «Мама» 2013 года содержат информацию о том, что заглавную героиню, ту самую мистическую сущность, успешно сыграл актер-мужчина Хавьер Ботет.
Качественный продукт
Согласно рецензиям и отзывам, фильм «Мама» (2013) на голову превосходит традиционные истории про проделки агрессивных призраков. Это полноценное повествование про взаимодействие двух миров вроде «Лабиринта Фавна». Отличие двух картин в том, что в работе дель Торо готический романтизм в соответствующем антураже всячески сопротивляется реальному миру, а у Мускетти зрителя потряхивает от того, что каждый второй может сопоставить себя с экранными героями. Теперь каждому киноману ясно, что титр «Гильермо дель Торо представляет» выступает гарантом качественного продукта, который обязательно понравится любителям потустороннего.
Зарубежная критика
Многие авторитетные западные СМИ включали в подборку лучших фильмов 2013 г. «Маму» Андреса Мускетти. Свой выбор они обосновывали кинематографической грамотностью постановщика, его особым стилем визуализации и прекрасной игрой юных исполнительниц Меган Чарпентье и Изабель Нелисс. Также похвалы были удостоены взрослые исполнители. По мнению экспертов кино, они играли с чувством, за счет чего у хоррора чувствуется пульс.
Среди ярких черт проекта критики также указывали схожесть отдельных элементов с японскими хоррорами, наличие черного и даже злобного юмора.
Зрители в отзывах заявляли, что «Маму» приятно смотреть и хочется пересматривать. В свете таких тенденций студия Universal собиралась, сыграв на успехе фильма, выпустить сиквел. Но постановщик был категорически против этой затеи. С 2013 года Мускетти не снимал новых картин, хотя получал массу предложений. В 2016-м он занялся постановкой дилогии «Оно», а сейчас работает над созданием экранизации манги «Атака титанов» для Warner.
Отечественный проект
В преддверии выхода в прокат детища Мускетти состоялся премьерный показ российского фильма-альманаха, созданного по заказу кинокомпании Enjoy Movies. Среди русских фильмов «Мамы» (2013) выделяются своей искренностью. Сентиментальность и доброта в восьми киноновеллах, поставленных разными режиссерами, просто зашкаливает. События разворачиваются в канун 8 Марта. Происходит сбой работы телефонной сети, но для восьми мужчин было жизненно необходимо поздравить свою маму. Во время просмотра создается впечатление, что создатели в большинстве своем рассказывают истории тех, кого почитают и любят. Это кино о наших матерях, вырастивших и отпустивших, несмотря на боль в сердце, своих детей в огромный мир, в этом и есть прелесть проекта. В картине играют практически все знаменитые и востребованные отечественные актеры современности.
Актерский ансамбль
Все восемь историй органично переплетены между собой, ни в одной ни на секунду не теряется логика повествования. Это, несомненно, подчеркивает творческие способности, талант каждого постановщика. Каждый из привлеченных к созданию исполнителей продемонстрировал незаурядные актерские способности. Федор и Иван Добронравовы в тандеме с Мариной Голуб порадовали незаурядным комическим даром. Блестяще показали себя Дмитрий Дюжев, Мария Шалаева, Нина Русланова, Лия Ахеджакова, Гоша Куценко. Ноток драматичности привнесли работы Егора Бероева, Сергея Безрукова, Равшаны Курковой, Михаила Пореченкова, Алексея Горбунова и Екатерины Васильевой. Никто не сфальшивил, актерский ансамбль смотрится безупречно и образцово органично.
Если вы испуганы и расстроены хоррором Мускетти, включайте кино «Мамы», картина обязательно поднимет настроение, подарит заряд бодрости и оптимизма.