Архимандрит Софроний Сахаров остается истинным проводником православия и после своей смерти через свои литературные труды, которые и до сих пор несут спасительный свет в темные души людей. Его книги переведены на разные языки мира. Самая знакомая для русского читателя – «Старец Силуан Афонский». Среди других наиболее известных творений архимандрита Софрония Сахарова можно назвать труды «О молитве» и «Видеть Бога как он есть». Кстати, последнюю из названных книг он построил в форме исповеди всей своей жизни, в ней он рассказывает все самое важное, связанное с познанием Бога.
В первую мировую он был обер-офицером инженерных войск, затем стал талантливым художником Академии художеств Парижа, пережившим два допроса и ареста ЧК и Лубянки. Он стал монахом, подвязавшимся на Афоне и основавшим монастырь Иоанна Предтечи в Великобритании.
Архимандрит Софроний Сахаров - биография
Он появился на свет в Москве 22 сентября 1896 года в православной помещичьей просвещенной семье. В миру Сергей Семенович Сахаров с детства любил читать Пушкина, Достоевского, Толстого и Гоголя. Его няня Екатерина часто брала его в церковь, так как сама была человеком набожным. И маленький Сергей зачастую сидел там у ее ног. Таким образом и у него появилась потребность молиться. С раннего детства Сергей был мальчиком слабым и больным, но после прогулок с няней и молитв о выздоровлении он начал постепенно поправляться.
Юность
Молитвой Сергей увлекался до юношеского возраста, но затем его стало тянуть к живописи, ведь у него действительно проявлялся недюжинный талант к этому искусству.
В этот период он также начинает увлекаться мистической литературой, которая не отдаляла его от православного христианства. В 1915 году юноша поступил в Академию художеств Москвы, где проучился два года.
В 1918 году его дважды арестовывали органы ЧК. После революции и беспредела, который начался в России, он эмигрировал в Италию, затем - в Берлин и Париж.
За границей его художественные работы оценили и сразу стали приглашать на крупные выставки. Но его душа устремлялась к Богу.
В 1924 году на праздник Пасхи он пережил благодатное видение Нетварного Света. С этого момента он не мог жить обычной мирской жизнью и решил всего себя посвятить Богу.
Посвящение Богу
Теперь он чувствовал свою потребность уйти в монастырь, где люди день и ночь напролет молятся Богу.
Сначала он отправляется в Югославию, а оттуда держит путь на Афон и принимает монашеский постриг в русском монастыре во имя святого великомученика Пантелеимона.
В 1930 году Бог сподобил его знакомством с известным старцем Силуаном Афонским, позже канонизированным Русской Православной Церковью. Именно он становится его духовным отцом, который дает ему много мудрых ответов и наставлений, волновавших его все прошедшие годы. Общение со старцем стало для монаха Софрония настоящим фундаментом всей его дальнейшей духовной жизни.
Рукоположение
Его рукоположение произошло 30 апреля 1932 года. В 1935 году иеродиакона Софрония стала мучить тяжелая болезнь, и он оказался на грани смерти. Многие его собратья были уверены в том, что ему осталось недолго жить на этом свете. Но у Бога на него были совсем другие планы. По Его великому милосердию и благодаря молитвам преподобного Силуана отец Софроний прожил долгую жизнь.
24 сентября 1938 года произошло печальное события для всей монастырской братии и духовных чад - старец Силуан отошел к Господу. Но перед своей смертью он передал свои записи своему ученику отцу Софронию, которые стали основным материалом для печатного издания «Старец Силуан».
Пустынножительство и пути судьбы
В это же время он пишет первую часть книги о жизни старца Силуана. С благословения монастырского настоятеля он обрекает себя на пустынножительство и подвизается в Карульском и других афонских скитах.
В феврале 1941 года его рукополагают в иеромонаха. И на Афоне он начинает свое служение в роли духовника монастыря св. Павла.
После войны с Афона по политическим соображениям высылают всех русских монахов. В 1947 году иеромонах Софроний переезжает во Францию, где начинает свое служение в Сент-Женевьев-де-Буа в качестве священника в Свято-Успенской кладбищенской церкви. Через год он публикует 500 экземпляров первого так называемого ручного издания книги «Старец Силуан».
В 1957 году в Париже выпускают первое типографское издание этой книги. По прошествии еще нескольких лет выходит первое издание этого литературного творения (сокращенное) на английском языке.
Архимандрита Софрония Сахарова постепенно начинают окружать духовные дети и ученики, готовящиеся к монашеской жизни. Получив благословение у церковной иерархии, в 1956 году он создает монашескую общину на ферме Колара во Франции. В то же время его не оставляют мысли о создании православной монастырской обители, в которой он бы смог на практике реализовать заповеди преподобного Силуана. Но это пока остается только в замысле, никаких возможностей не предвиделось. Но потом в ноябре 1958 года он вместе со своими некоторыми духовными чадами переезжает жить в Великобританию в графство Эссекс, где приобретает имение, со временем преобразовавшееся в монастырь Святого Иоанна Предтечи.
Образование монастыря
Монастырь, основанный отцом Софронием, стал одним из самых почитаемых в Великобритании. Туда стал съезжаться православный люд со всего мира от Японии до Канады, чтобы получить духовное обогащение от преподобного Силуана.
В этой обители пройдут все последние годы отца Софрония, который сначала был его настоятелем, а затем - его почитаемым старцем.
Наследие
В монастыре Эссекса Архимандрит Софроний Сахаров и отошел к Господу 11 июля 1993 года. Он прожил долгую плодотворную жизнь, которая вместила в себя самые сложные годы XX века с его трагедиями, научными и техническими достижениями. Он достойно прожил 97 лет. Уже полным ходом идет процесс канонизации старца Софрония.
Теперь тысячи людей, читая его книги, обретают веру. В своих изречениях архимандрит Софроний Сахаров высказывался, что, как человек живет, так потом и складываются внешние обстоятельства его жизни. Это получается по причине внутренних ошибок, исправляя которые, можно изменить свою жизнь к лучшему. Он также писал, что, прежде чем совершить какое-нибудь дело, надо ждать, пока Господь не даст сил. Если Бог чего-то ждет от нас, то он дает необходимую для свершения энергию и благодать.
Очень мудро подмечено его словами, что жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна.