Северную столицу не зря называют "Музеем под открытым небом", количество памятников Петербурга, напоминающих о важнейших событиях истории, просто огромно. Многие стали символом не только города на Неве, но и всей страны.
Здесь есть памятники великим правителям Российской империи, литераторам, ученым, полководцам, славным кораблям и Чижику-Пыжику на Фонтанке. Улицы хранят память о начале революции 1917 года и о погибших во время страшной блокады Великой Отечественной войны.
Гуляя по гранитным набережным и проспектам Санкт-Петербурга, можно познакомиться с огромным пластом истории нашей страны: от начала строительства новой столицы империи и до современности.
Страж города
Уже с конца XVIII века с "Медным всадником", величайшим памятником Петру 1 в Санкт-Петербурге, связывали множество легенд и преданий. И неудивительно, это был первый монумент, установленный на Сенатской площади столицы по приказу императрицы Екатерины II к 100-летию восшествия на престол Петра I.
Создателем памятника был талантливый скульптор Этьен Морис Фальконе, приглашенный Екатериной специально для этого проекта. Работы длились более 12 лет, из-за постоянных интриг Фальконе не дождался их окончания и уехал из России.
Необыкновенная динамичность и выразительность делают фигуру императора запоминающейся, а вздыбленный конь, которого царь сдерживает твердой рукой, отражает гордый характер русского народа. Огромный гранитный монолит весом 1600 тонн, которому рука скульптора придала форму волны, символизирует становление России как морской державы. На постаменте выбита лаконичная надпись "Петру I Екатерина II лета 1782" на русском и латинском языках.
Название монумента не совсем соответствует истине: на отливку ушло 176 тонн бронзы, а причислять его к медным памятникам Санкт-Петербурга стали с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина после выхода его поэмы "Медный всадник".
Монументы основателю
Жители по праву гордятся старинными и современными памятниками отцу города и великому реформатору державы. Кроме величественного "Медного Всадника", в Северной столице насчитывается 11 монументов Петру I, не считая бюстов царя и множества изваяний, расположенных в пригороде.
- Первым памятником императору, созданным даже раньше "Медного всадника", была конная статуя Петра, сделанная по эскизу гениального скульптора Бартоломео Карло Растрелли. Работы над проектом начались в 1720 году, при жизни императора. После многочисленных изменений, в 1743 году, во время правления Елизаветы, памятник был отлит в металле, но спрятан в амбаре Литейного двора: Екатерина II посчитала его недостаточно монументальным. И лишь через 100 лет после начала изготовления, по повелению Павла I, фигура царя заняла свое место перед Михайловским замком.
- Еще одним памятником Петру в Петербурге, судьба которого оказалась незаслуженно суровой, стала замечательная композиция "Царь-Плотник", созданная по заказу Николая II скульптором Л. А. Бернштамом. Установленный в 1910 году монумент изображал юного царя, постигающего основы корабельного дела. Однако после революции 1917 года памятник посчитали "не имеющим ценности" и уничтожили. Лишь в 1999 году к юбилею Российского флота точная копия композиции была возвращена на ее прежнее место на Адмиралтейской набережной.
- В небольшом сквере рядом с Петропавловской крепостью расположился самый мистический памятник основателю города. Он был создан талантливым скульптором Михаилом Шемякиным и подарен им Питеру в 1991 году. Лицо императора создавалось по посмертной гипсовой маске, снятой Растрелли в далеком 1719 году, а искаженные пропорции фигуры соответствуют канонам православной иконописи. С этим памятником Петру 1 в Санкт-Петербурге связано более 12 примет, от духовного роста до успешного замужества.
А в 2015 году в аэропорту Пулково появилась встречающая гостей современная фигура основателя города, с чемоданом в одной руке и смартфоном в другой.
Российские царицы
В уютном сквере возле Александровского театра высится самый популярный памятник Екатерине в Петербурге. Установленный в 1873 году монумент изображает императрицу в традиционной парадной позе, со скипетром и венком, а у ее ног покоится великолепная корона. Создатель проекта М. Ю. Микешин не использовал четких геометрических линий, а динамичные складки мантии создают эффект неудержимого движения вперед.
Царственная фигура правительницы возвышается над изваяниями славных государственных деятелей времени ее правления: А. Г. Орлова, А. В. Суворова, П. А. Румянцева, Г. Р. Державина, А. А. Безбородко. Придворные замерли в немного напряженных позах у постамента в форме колокола, только фигура Суворова изображена более непринужденно. Высота этого комплекса более четырех метров, на переднем фасаде гранитного постамента установлена надпись: "Императрице Екатерине II в период царствования Александра II".
Экспозицию Государственного Русского музея на инженерной улице открывает пышная скульптурная композиция "Анна Иоанновна с арапчонком", выполненная великим Карло Растрелли. Историки считают ее одной из лучших работ мастера, созданной с филигранной четкостью.
Среди памятников истории Санкт-Петербурга, на удивление, нет изваяния любимой дочери Петра I, Елизаветы Петровны. Зато в 2004 году в Балтийске, прямо на берегу моря, установили конный памятник царице. Гарцующая фигура в мундире гвардейского Преображенского полка стала частью исторического комплекса "Елизаветинский форт".
Триумфальные колонны
Обычай ставить высокие обелиски в память о победных сражениях появился еще в Древнем Риме.
Символ морской славы, великолепные Ростральные колонны, были установлены на Стрелке Васильевского острова, самом видовом месте Санкт-Петербурга, в 1810 году. Изначально они служили маяками для входящих в порт торговых судов, но позже превратились в один из самых узнаваемых памятников Петербурга.
Деяния великого реформатора — императора Александра I увековечены в великолепной Александровской колонне, выполненной из монолитного гранитного блока. Она была возведена в 1834 году по указу Николая I и с тех пор украшает собой Дворцовую площадь Северной столицы. Общая высота памятника — 47,5 метра, а самой колонны — 25, 5 метров, она является самой высокой в мире триумфальной колонной, стоящей без опор, только под действием силы тяжести.
Памятник Александру в Петербурге венчает гранитная фигура ангела с огромным крестом, лицу которого скульптор Б. Орловский придал портретное сходство с императором. Бронзовые барельефы на пьедестале символизируют мощь и отвагу русской армии.
Один из самых впечатляющий из памятников истории Санкт-Петербурга, обелиск "Городу-герою Ленинграду", встречает гостей в центре площади Восстания. Общая высота скульптурной композиции — 36 метров, верхняя часть гранитной колонны увенчана точной копией медали "Золотая Звезда Героя", на нижней части расположены барельефы со сценами обороны города в военные годы. Обелиск был установлен в 1985 году к 40-летию победы в Отечественной войне.
Правители России
В центре Исаакиевской площади красуется великолепная бронзовая композиция, изображающая Николая I верхом на любимом жеребце. Примечательным считается тот факт, что массивная скульптура держится только на двух точках опоры: задних ногах коня. Многоярусный пьедестал был собран из 118 видов поделочных камней и украшен бронзовыми барельефами, прославляющими деяния императора. Скульптурную группу, установленную в 1859 году, считают самой совершенной работой мастера П. К. Клодта.
Конная статуя Александра III работы Паоло Трубецкого некогда украшала площадь Восстания, но в 1937 году памятник был демонтирован и до сих пор находится во дворе Мраморного дворца. В замкнутом пространстве дворика еще острее ощущается тяжесть грузного всадника, сидящего на массивном коне.
Память о военной истории
У города на Неве не только огромное культурное наследие, но и славная история воинских подвигов и побед. Жители города чтят память великих полководцев, увековечивая их изображения в камне и бронзе.
- В мае 1801 года между Троицким мостом и Марсовым полем был открыт памятник А. В. Суворову. При его создании скульптор М. И. Козловский решил избегать традиционных канонов и изобразил генералиссимуса в виде древнего бога войны, Марса. Композиция считается одним из лучших памятников, созданных в XVIII веке в России.
- Один из самых мощных памятников российским полководцам, фигуры фельдмаршала М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли были установлены в 1837 году рядом с Казанским собором. Фигура возглавившего отступление российской армии Барклая-де-Толли трагична и печальна, а победитель французского войска Кутузов излучает уверенность и энергию. Памятники были созданы по проекту скульптора Б. И. Орловского и приурочены к 25-летнему юбилею разгрома войск Наполеона.
- Монумент легендарному адмиралу Макарову работы скульптора Леонида Шервуда по праву считается одним из самых эмоционально сильных памятников Петербурга. Он был открыт в Кронштадте в 1913 году в присутствии императора Николая II и членов его семьи.
- В тяжелый 1943 год для поддержания духа жителей города был установлен памятник Василию Чапаеву, одному из самых популярных военачальников времен Гражданской войны. После нескольких перемещений по городу, композиция украшает площадь перед Военной академией связи.
Писатели, поэты, ученые
Общее количество памятников культуры в Петербурге огромно, многие из них сохраняют память о гениях, живших и творивших в разные периоды истории России:
- Бронзовый памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову был установлен в Летнем саду в 1885 году. Автор записывает очередную басню, а с постамента глядят узнаваемые герои его произведений.
- В Петербурге любят творчество А. С. Пушкина, ему посвящены 5 памятников в разных частях города. Самая красивая бронзовая статуя поэта была возведена в послевоенные годы в центре города на площади Искусств.
- Среди фото памятников Санкт-Петербурга привлекает задумчивая фигура Сергея Есенина, вырезанная из белого карельского мрамора. По традиции, именно к его подножью молодожены стремятся принести цветы, чтобы совместная жизнь была полна любви и гармонии.
- Уже более ста лет Театральную площадь украшает бронзовая фигура великого композитора М. И. Глинки. Памятник был открыт в феврале 1906 года по инициативе Императорского русского музыкального общества и жителей города.
- Возле Санкт-Петербургского государственного университета в конце XX века была установлена бронзовая копия М. И. Ломоносова. На коленях великого ученого, некогда бывшего студентом этого университета, лежит рукопись, а сам он, кажется, находится на пороге нового открытия.
Конечно, это перечень далеко не всех памятников культуры Санкт-Петербурга, посвященных талантливым гражданам, влюбленным в Северную столицу.
Любовь к животным
В последние несколько десятилетий в городе продолжается настоящий взлет декоративной скульптуры, отражающий отношение граждан к очаровательным четвероногим жителям.
Первый памятник кошке появился в 2002 году во дворе Санкт-Петербургского государственного университета. Небольшое задумчивое животное символизирует благодарность людей лабораторным животным.
Самая известная парочка котов, Василиса и Елисей, гуляет по карнизам на Малой Садовой. А вот примета, связанная с крошечным Чижиком-Пыжиком, сидящим на набережной Фонтанки, обещает удачу каждому, кто докинет монетку до узкого постамента памятника.
На деревянной свае под Иоановским мостом, возле Петропавловской крепости, притаился небольшой заяц Ушастый, сделанный по эскизу скульптора Владимира Петровичева из современного, не подверженного коррозии, сплава. Он служит напоминанием о частых наводнениях на Неве.
Настоящий "зоопарк" расположился во дворе филфака СПбГУ: очаровательная бегемотиха Тоня, Такса длиной 140 см, импозантный козел Hircus facultatis и небольшая Улитка, которую считают символом факультета.
Необычные персонажи
Прогуливаясь по улицам, можно увидеть фигуры довольно странных персонажей: чугунного Фонарщика, сидящего на тротуарном ограждении, бронзового Менеджера, склонившегося над ноутбуком возле бизнес-центра, или Бравого солдата Швейка, прячущего за спиной большую кружку с пивом.
Коллекция фото памятников Петербурга будет неполной без скульптуры Питерского фотографа, прячущего под зонтом старинную камеру на треноге. Рядом пристроился английский бульдог, наблюдающий за прохожими. Памятник посвящен Карлу Булла, которого заслуженно считают родоначальником жанра фоторепортажа.
Еще в городе есть памятник Остапу Бендеру, Городовому, Карлсон на фронтоне театра на набережной Фонтанки, барон Мюнхгаузен, вытаскивающий себя с конем из болота за волосы и много других персонажей.
Продолжение истории
С каждым годом город обогащается новыми памятниками, серьезными и не очень, которые удачно вписываются в городскую среду.
В 2002 году на одноименной площади была установлена статуя святого покровителя Санкт-Петербурга, великого полководца Александра Невского. Величественная фигура князя возвышается над городом, оберегая покой его жителей.
На Петроградской набережной выделяется памятник со странными изломанными линиями и экспрессивной расцветкой. Он посвящен Альфреду Нобелю, изобретателю динамита и основателю премии за величайшие открытия человечества. Композиция изображает бесформенные куски предметов, разлетающиеся от сильного взрыва.
В 2004 году напротив станции метро "Василеостровской" появилась копия конки из пластика и бетона. Вагон некогда популярного двухэтажного транспорта восстановили по старинным чертежам и запрягли в нее двух лошадей.
А возле отеля "365" на Боровой улице припарковалась кованая карета образца XVII. Макет выполнен в натуральную величину и поражает своей реалистичностью.
Многочисленные памятники Петербурга отражают его историю, героизм жителей и их бесконечный оптимизм.