Искусствоведы и любители, как правило, считают гравюру второстепенным видом искусства, ценность которого нельзя сравнить с величием архитектуры, живописи или скульптуры. Однако ее доступность и приверженность этому типу изображений некоторых из величайших художников Возрождения привели общественному признанию и популярности, которой по сей день пользуются средневековые гравюры. Фото различных музейных выставок, публичных и частных коллекций служит тому неопровержимым доказательством.
В шестнадцатом веке иллюстрированные книги пользовались большим спросом, будучи при этом предметами высочайшего искусства, храня на своих страницах работы таких мастеров как Альбрехт Дюрер и даже Рафаэль.
Типы гравюры
В искусстве под термином «гравюра» можно понимать не только финальный результат процесса. Это несколько двусмысленное понятие, которое относится как к типу материала, так и к методам исполнения и техникам. Таким образом, по типу материала гравюра как финальный результат может быть ксилографией или линогравюрой, а в зависимости от техники она может оказаться офортом, акватинтой, или меццо-тинто.
В свою очередь, есть и разделения на типы, которые относятся к способу печати определенного оттиска. Есть две известные процедуры – тиснение, или высокая печать, когда изображение получается благодаря высокому рельефу, полученному посредством вырезания изображения (ксилография и линогравюра) и глубокая гравировка на металле (офорт, акватинта, меццо-тинто).
Другим, более специфическим аспектом разделения гравюры на типы является применение агрессивных методов обработки, которые определяют технологию печати и считаются ручными методами. Например, обработка оттисков с помощью различных кислот или хлорного железа.
Существуют и другие технические методы гравировки, такие как механическая, фотохимическая, планографическая, буферизация и т. д., однако эти типы выходят за рамки гравюры, как произведения искусства.
История появления гравюры
За развитием гравюры можно наблюдать на протяжении пятнадцати веков. Ксилография или гравюра на дереве является самым ранним видом графического искусства. Впервые исторические источники упоминают ксилографию в Китае в шестом веке. Техники ксилографии использовались в Китае для печати марок и текста.
Древнейшая известная на сегодня гравюра датируется девятым веком, в то время как первая гравюра появилась в Европе лишь пять веков спустя.
С появлением гравюры, искусство стало доступно для более широкого слоя населения Европы. С появлением печатных станков средневековые гравюры стали печататься в книгах, которые издавались значительно большим тиражом нежели средневековые рукописи.
Сюжеты гравюры
Первыми выгравированными изображениями были, конечно, библейские мотивы, как и библии стали первыми печатными изданиями для массового потребления. Однако со временем и распространением печатных станков изменились не только читательские вкусы, но и сюжеты изображений. Появились средневековые эротические гравюры, хоть и достать их было непросто. Наряду с библейскими, популярными стали и повседневные мотивы. Художники стали изображать карнавалы, деревенские праздники, моменты из жизни.
С появлением и распространением инквизиции церковь нашла новое применение простому и популярному методу распространения изображений, коим стали средневековые гравюры: пытки, сожжения на костре, ход церковных судов - все это стало популярным сюжетом оттисков.
Ксилография
Будучи одной из старейших моделей и предшественницей печатного станка, ксилография развивалась в два этапа.
Первым этапом развития гравирования по дереву стал метод продольной или обрезной гравюры, основным элементом которой был нож, обрезавший форму изображения.
Специфика этой техники гравирования заключается в доминировании черной контурной линии, которая формирует изображение и детали. Именно этот способ получения печатной гравюры был самым распространенным на Востоке и в период европейского Ренессанса. У техники «черного штриха» были и исключения, особенно часто встречающиеся во флорентийских изданиях XV-XVI веков. Некоторые мастера использовали белый штрих или предпочитали отпечатывать изображение в «негативе», как это делал швейцарский художник Граф Урс. Однако эти исключения не прижились в европейской средневековой гравюре.
Вторым этапом развития ксилографии стала торцовая или тоновая гравюра на поперечном срезе дерева твердых пород. Работа на поперечном срезе позволяла мастерам добиться высочайшей точности и детальности изображений. Это позволило художникам использовать градацию оттенков черного наряду с привычными черными штрихами. Торцовая ксилография существенно изменила качество иллюстраций в печатных изданиях.
Европейская средневековая гравюра
Первая европейская гравюра, известная под названием Le Bois Protat (дерево Прота), датируется 1370–1380 годами и названа в честь ее владельца Жюля Прота, французского редактора, который купил выгравированный блок в XIX веке, сразу после того, как он был обнаружен в Бургундии. Оттиском на бумаге является фрагмент сцены Распятия Христа с сотником и двумя римскими легионерами, а на аверсе - композиция Благовещения.
Первые средневековые гравюры в Европе – работы анонимных мастеров конца четырнадцатого - начала пятнадцатого веков. Их наивные и слегка неуклюжие композиции изображают непропорциональные фигуры, гиперболизированные жесты и странные выражения лиц.
Библейские мотивы были первыми композициями выгравированными на деревянных пластинах, однако, они были далеко не пределом того, что изображали средневековые гравюры: демонов, пытки, праздники, животных и птиц - все это было популярно среди художников и издателей.
Национальные особенности европейских гравюр
Различные техники гравирования начинают развиваться в Европе в пятнадцатом веке. В этот период гравюра начинает пользоваться популярностью не только в Германии, но и во Франции, Нидерландах и Италии, каждая страна, помимо общих технологий, придавала своим гравюрам небольшие, но значимые национальные отличия. В этот период появилось и практически повсеместное разделение труда: художник создавал изображение, а гравер переносил его на металл. Были и такие художники, которые изучали и развивали технику гравирования самостоятельно. Изображения полностью созданные и выгравированные одним человеком назывались автогравюрами.
Искусство гравирования и его специфические особенности приобретают особую значимость после изобретения печатного станка в 1440 году. В 1490 году начали издаваться иллюстрированные книги. В Нюрнберге, в мастерской великого художника и мастера средневековой гравюры Альбрехта Дюрера происходит уникальное открытие – создана технология одновременной печати текста и изображений. Применение этого открытия происходит в 1493 году, когда была опубликована первая иллюстрированная книга Welchronick («Общая Хроника») с изображениями Микаэля Вольгемута.
Ксилография в Германии
Первая гравюра, созданная в Германии, датирована 1423 годом и изображает святого Христофора с младенцем Иисусом на руках. Однако общепризнанным мастером гравюры стал представитель немецкого Ренессанса - Альбрехт Дюрер, создавший несколько циклов изображений путем гравирования по дереву: Апокалипсис (1499 год) и Житие Богородицы (1511 год). Помимо этих циклов, Дюрер создавал массу индивидуальных изображений, самое знаменитое из которых – «Меланхолия» (гравюра на меди, 1514 год).
Мастерские работы Дюрера возвели гравюру в ранг высшего искусства средневековой Европы. Его работы имели решающее значение для дальнейшего развития по дереву и не только.
За великолепными работами Дюрера последовали работы таких представителей северного Возрождения, как Альбрехт Альтдорфер, Ганс Балдунг, Лукас Кранах, Граф Урс, Ганс Гольбейн и других.
В европейских странах появились многочисленные библии для бедных, энциклопедии, хроники и другие издания, иллюстрируемые известными художниками того времени.
В это же время в Италии (XV век), на фоне ярчайшего в истории человечества расцвета живописи, гравюра не пользуется особенной популярностью. Лишь несколько иллюстраций к проповедям Савонаролы, иллюстрированная библия Малерми и Метаморфозы Овидия были созданы и напечатаны неизвестными художниками и граверами.
Новые техники ксилографии в Нидерландах
В Нидерландах история средневековой гравюры началась с Лукаса ван Лейдена, который впервые применил перспективу, масштабирование, различные оттенки и тона, влияющие на интенсивность света. Наиболее важные достижения техники гравирования во второй половине шестнадцатого века продемонстрировал Хендрик Гольциус, который заменил четкие линии графической работы, играя с формой, объемными вариациями, светотенью и объединением линий с помощью различных пересечений.
Гравюра на металле
Одним из наиболее эффективных методов гравирования в искусстве принято считать гравюру на металле. Возникшая в пятнадцатом веке и практиковавшаяся многими известными художниками того времени, эта техника и ее создание оспариваются немцами и итальянцами.
Самые известные гравюры на металле принадлежат немецким мастерам, самые ранние из них датируются 1410 годом. В книге Джорджио Вазари создание техники гравирования по металлу приписывается флорентийскому ювелиру Мазо Финигуэрра (XV век). Тем не менее существуют изображения, выгравированные на металле до экспериментов Финигуэрры, выполненных в 1430 году и принадлежащих анонимным скандинавским мастерам.
Японская гравюра
Укие-э – тип ксилографии, практикуемый в Японии. Японская средневековая гравюра чаще всего изображала пейзажи, исторические или театральные сцены.
Этот художественный жанр. Он стал популярным в столичной культуре Эдо (позже Токио) во второй половине XVII века и чаще всего изображал этот средневековый город. Гравюры этого стиля изображают "изменяющийся мир" в котором природные пейзажи уступают место городским. Сначала использовались только черные чернила, причем некоторые литографии были раскрашены вручную. В следующем столетии, после того, как Сузуки Харунобу изобрел и популяризировал технику полихромной литографии, начиная с 1760-х годов, производство цветных гравюр стало общим стандартом.
Популярность гравюры
Специфика гравировки на металле или дереве отличается от других техник в области изобразительного искусства. Если рисунок или живописное полотно можно изменить в процессе работы, даже в самом конце работы, то изменения в процессе гравирования крайне ограничены или невозможны. Художник вынужден быть лаконичным и точным в процессе гравирования композиции на пластине.
Другим аспектом этого жанра искусства является разделение рабочего процесса. На всех европейских гравюрах после подписи художника, создавшего композицию, следуют имена мастеров, которые ее выгравировали.
Интерес к гравюре изначально был обусловлен легким путем получения огромного количества изображений с минимальными затратами. Одну гравюру можно было издать большим тиражом. Именно это и послужило одним из основных факторов постоянного развития техник гравирования. Даже в ХХ веке, с появлением плотного картона и линолеума появились новые типы гравюр. Несложно представить, что у этой формы изобразительного искусства долгое не только прошлое, но и будущее.