Смазочная система двигателя: устройство и обслуживание

Смазочная система является важнейшей частью любого двигателя. От ее надежной работы во многом зависит общая производительность и долговечность двигателя. Рассмотрим основные компоненты смазочной системы, принципы ее работы и правила обслуживания.

Основное назначение смазочной системы - обеспечить подачу масла к трущимся деталям двигателя. Масло выполняет несколько важных функций: уменьшает трение и износ деталей, отводит тепло от нагревающихся узлов, предотвращает коррозию, очищает поверхности от продуктов износа. Без эффективной смазки двигатель быстро выйдет из строя.

Масляный насос двигателя в разрезе с хорошо видными шестернями

Основные элементы системы смазки

В состав смазочной системы входят:

  • Масляный насос - подает масло под давлением из поддона в систему.
  • Масляный фильтр - очищает масло от механических примесей.
  • Масляные каналы и трубопроводы - подводят масло к трущимся поверхностям.
  • Масляный радиатор - охлаждает нагретое масло.
  • Клапан системы вентиляции картера - регулирует давление в системе.
  • Масляный поддон - собирает протекающее масло.

Принцип работы смазочной системы

Работа смазочной системы основана на циркуляции масла по замкнутому контуру. Масляный насос забирает масло из поддона и под давлением подает его через фильтр и радиатор в систему масляных каналов к трущимся поверхностям. После смазки деталей масло собирается обратно в поддон, откуда вновь забирается насосом.

Давление масла в системе регулируется специальным клапаном и обычно составляет 2-5 бар. Вязкость масла изменяется в широких пределах в зависимости от температурного режима двигателя. Для нормальной работы двигателя очень важно поддерживать оптимальные параметры системы смазки.

Правила обслуживания смазочной системы

Чтобы обеспечить бесперебойную работу смазочной системы, необходимо регулярно проводить ее обслуживание:

  1. Проверять уровень масла - доливать по мере расходования.
  2. Менять масло с периодичностью указанной в инструкции по эксплуатации.
  3. Менять масляный фильтр при каждой замене масла.
  4. Проверять герметичность системы, отсутствие течей.
  5. При необходимости разбирать и очищать масляный насос.

Качество и тип масла должны соответствовать рекомендациям для данного двигателя. Не допускается применение масел с истекшим сроком годности.

Замена масла в автомобиле в сервисной мастерской

Неисправности смазочной системы и способы их устранения

Признаками неполадок в работе смазочной системы могут быть:

  • Повышенный расход масла;
  • Течь масла через уплотнения и сальники;
  • Низкое давление масла;
  • Шум при работе масляного насоса;
  • Прорыв газов в систему смазки;
  • Появление металлических частиц в отработанном масле.

Причинами этих неисправностей могут быть износ поршневых колец и цилиндров, залипание клапанов системы вентиляции картера, засорение масляных каналов и фильтров, неисправности масляного насоса и другие проблемы. Для их решения может потребоваться разборка и ремонт двигателя.

Во избежание серьезных поломок, при появлении первых признаков неполадок смазочной системы следует обратиться в сервис для диагностики и ремонта.

Обслуживание авто должно быть регулярным

Подводя итог, отметим, что правильная работа смазочной системы критически важна для обеспечения работоспособности и ресурса двигателя. Регулярное обслуживание системы смазки, использование качественных масел и оперативное устранение возникающих неисправностей позволят избежать дорогостоящего ремонта и продлить срок службы двигателя.

Давайте более подробно рассмотрим конструкцию и работу основных элементов смазочной системы.

Масляный насос

От надежной работы масляного насоса во многом зависит эффективность всей системы смазки. Существует несколько разновидностей насосов: шестеренные, пластинчатые, роторные и другие. Все они приводятся в действие от коленчатого вала или распредвала и создают необходимое давление подачи масла.

Наиболее распространены шестеренные насосы. Их достоинство - надежность, способность создавать высокое давление. Недостатком является шумность работы. Современные насосы часто оснащаются регулятором давления и подпружиненными шестернями для плавности хода.

Масляный фильтр

Фильтр предназначен для тонкой очистки масла от механических частиц, которые неизбежно попадают в систему смазки из двигателя. Современные фильтры имеют фильтрующий элемент из специального синтетического материала, обеспечивающего высокую степень очистки.

Фильтр часто объединен с масляным радиатором в единый узел. Регулярная своевременная замена фильтрующего элемента - обязательное условие для предотвращения быстрого износа двигателя из-за загрязнения масла абразивными частицами.

Система вентиляции картера

Эта система служит для сброса лишнего давления газов из картера двигателя. Попадание газов в масло приводит к снижению его смазывающих свойств.

Вентиляция картера часто осуществляется через маслоотделитель, в котором происходит отделение масла от газов. Отработанные газы возвращаются во впускную систему двигателя для повторного сжигания, а масло собирается в поддон.

Контроль давления масла

Для контроля за давлением в системе смазки обычно используется датчик давления, связанный с сигнальной лампой на приборной панели. При падении давления ниже нормы загорается контрольная лампа, предупреждая об опасности.

Причиной снижения давления могут стать течи масла, засорение каналов, неисправность насоса или датчика. Требуется незамедлительно проверить систему смазки и устранить возможную неисправность для предотвращения серьезных поломок двигателя.

Система охлаждения масла

Для отвода тепла от нагретого масла и поддержания оптимальной температуры применяются масляные радиаторы - теплообменники, куда подается охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя.

Более совершенные системы могут включать в себя термостат, автоматически регулирующий поток охлаждающей жидкости в радиаторе в зависимости от температуры масла. Грамотно спроектированная система охлаждения позволяет поддерживать оптимальный температурный режим масла при любых условиях эксплуатации.

Масляный поддон

Масляный поддон выполняет функцию резервуара для хранения масла. Он располагается в нижней части двигателя и имеет сложную форму, повторяющую контуры картера.

Конструкция поддона должна обеспечивать полный слив масла обратно в систему. Для этого применяются специальные отборники и маслозаборные трубки в наиболее низких точках поддона.

Контроль качества масла

В процессе работы масло постепенно теряет свои свойства из-за продуктов износа, топливных примесей, окисления. Для контроля качества масла периодически проводят его анализ.

Определяют вязкость, щелочное число, содержание примесей и механических частиц. По результатам анализа принимается решение о необходимости замены масла. Современные лаборатории позволяют комплексно оценить состояние масла.

Выбор моторного масла

Правильный выбор масла имеет большое значение для надежной работы и долговечности двигателя. Необходимо учитывать рекомендации производителя по классу вязкости и качеству.

Для разных типов двигателей и условий эксплуатации подойдут масла разных марок. Качественные синтетические масла обеспечивают лучшую защиту и более длительный интервал замены.

Диагностика неисправностей системы смазки

Требуется регулярно проводить диагностику технического состояния системы смазки, чтобы своевременно выявлять возникающие неисправности.

Современные диагностические комплексы позволяют быстро обнаружить дефекты в работе насоса, датчиков, фильтра, проверить герметичность магистралей и состояние масла.

Раннее обнаружение проблем в системе смазки поможет предотвратить серьезные поломки двигателя и дорогостоящий ремонт. Регулярная диагностика является обязательной частью правильного обслуживания.

Требования к свойствам моторного масла

Для эффективной работы смазочной системы моторное масло должно обладать определенными свойствами.

Вязкость - одна из ключевых характеристик масла, влияющая на способность создавать необходимый масляный клин между трущимися поверхностями. Вязкость должна сохраняться в широком диапазоне температур.

Химическая стабильность - устойчивость к окислению при высоких температурах, что позволяет сохранять свойства в процессе эксплуатации.

Детергентные и диспергирующие свойства - способность удалять отложения и поддерживать загрязнения во взвешенном состоянии.

Конструкция масляного фильтра

Рассмотрим подробнее устройство типового масляного фильтра для автомобильного двигателя.

Корпус фильтра соединяется с масляными магистралями. Внутри расположен сменный фильтрующий элемент. Через отверстия в корпусе масло поступает в фильтр и проходит через фильтрующий элемент, очищаясь от примесей.

Фильтрующий элемент выполнен из специального материала, например, бумажного или синтетического волокна, с мелкой ячеистой структурой. Это позволяет задерживать частицы размером до нескольких микрон.

Причины повышенного износа двигателя

Нарушения в работе смазочной системы - распространенная причина преждевременного износа и выхода из строя двигателя.

К таким нарушениям относятся: недостаточный уровень или низкое давление масла, загрязненность масла абразивными частицами, неправильный подбор масла, нарушения регулировки и обслуживания системы.

Все это приводит к ухудшению смазки и охлаждения, росту трения, задирам поверхностей и интенсивному износу деталей двигателя.

Пути повышения надежности системы смазки

Для повышения надежности и долговечности системы смазки рекомендуется:

  • Использовать высококачественные масла;
  • Соблюдать периодичность замены масла и фильтров;
  • Регулярно диагностировать состояние системы;
  • Своевременно устранять возникающие неисправности.

Комплексный подход к обслуживанию позволит обеспечить максимальный ресурс и надежность системы смазки на протяжении всего срока службы двигателя.

Конструкция масляного насоса

Рассмотрим устройство типичного шестеренного масляного насоса.

В корпусе насоса на валу установлена приводная шестерня, вращаемая от двигателя. Она сцепляется с ведомой шестерней, которая установлена на другом валу в корпусе.

При вращении шестерни захватывают масло из приемного коллектора и нагнетают его в напорный коллектор, создавая необходимое давление. Герметичность обеспечивается точной посадкой шестерен в корпусе.

Влияние качества масла на износ двигателя

Применение качественных моторных масел значительно снижает износ деталей двигателя.

Высококачественные синтетические масла имеют стабильную вязкость, низкую испаряемость, высокие смазывающие и антифрикционные свойства.

Это обеспечивает надежную смазку узлов даже при высоких нагрузках и температурах, снижая трение и износ деталей двигателя.

Современные конструкции масляных фильтров

В современных конструкциях масляных фильтров используются новые фильтрующие материалы и технологии для повышения эффективности очистки.

Применяются синтетические волокна, многослойные фильтрующие элементы, специальные пропитки. Это позволяет достигать фильтрации на уровне нескольких микрон.

Признаки неисправностей системы смазки

К признакам возможных неполадок системы смазки относятся:

  • Повышенный расход масла;
  • Течь или подтекание масла;
  • Низкое давление масла;
  • Посторонние шумы насоса;
  • Загрязненность масла металлическими частицами.

При появлении таких признаков требуется оперативно провести диагностику системы смазки и устранить неисправности.

Рекомендуемые масла для двигателей Прадо

Для двигателей автомобилей Toyota Land Cruiser Prado рекомендуется использовать моторные масла классов вязкости 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40.

Рекомендованные марки: Toyota Genuine Motor Oil, Mobil, Shell Helix, Castrol, Total Quartz.

Необходимо следовать рекомендациям в инструкции по эксплуатации конкретной модели автомобиля.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.