Практическая физика: внешний фотоэффект

Как бы ни был среднестатистический человек далёк в своей повседневной жизни от пройденной некогда школьной программы, она нет-нет да и заставит о себе вспомнить. Именно так происходит, когда речь заходит о явлении внешнего фотоэффекта.

Определение

Фотоэффектом в физике принято считать процесс выравнивания электронов в атомах, молекулах вещества, который возникает и происходит под воздействием света. А внешний фотоэффект – процесс, при котором электроны выбиваются светом с такой силой, что вылетают за внешние пределы своего вещества.

Немного истории и практики

Впервые на этот удивительный факт обратил внимание учёный-физик из Германии Генрих Герц в далёком 1887-м году. Изучение открытия было продолжено коллегой Герца, русским физиком Столетовым. А гениальный Эйнштейн разработал теорию фотоэффекта на основе идей квантовой физики. С тех пор внешний фотоэффект изучен достаточно глубоко и разносторонне, а полученные знания применяются в полном объёме при разработке и производстве приборов на основе фотоэлементов. Если брать самый элементарный пример, то это автоматические ворота для гаража, работающие на фотоэлементах.

Механизмы такого типа работают на электрической энергии. Однако фотоэлементы, которые используют только внешний фотоэффект, трансформируют энергию, получаемую при излучении, в электрическую не полностью. Поэтому применять их в качестве источников электроэнергии особого смысла нет, чего не скажешь об автоматике. Именно при помощи световых пучков происходит управление электроцепями в автоматических механизмах.

Без преувеличения можно утверждать, что открытие фотоэффекта стало поистине революционным событием в физике. Вот самые значимые его последствия:

• перед учёными приоткрылась тайна природы света, светового луча;
  • кино из немого стало «говорящим», были придуманы способы озвучки, да и сам факт передачи движущегося изображения тоже стал возможен благодаря фотоэффекту;
  • создание на основе фотоэлектронных приборов таких станков и «умных машин», которые по заданным параметрам без участия человека изготавливают различные детали;
  • множество различных механизмов, основанных на работе фотоэлектронной автоматики.

Таким образом, сам фотоэффект и его применение стали своего рода прорывом в современной технике.

Классификация фотоэлементов

Фотоэффекты делятся на несколько видов в зависимости от своих свойств и выполняемых функций.

1. Внешний фотоэффект (по-другому – фотоэлектронная эмиссия). Электроны, которые вылетают за пределы вещества при его возникновении, получили название фотоэлектронов. А электрический ток, который они образуют, когда упорядоченно движутся по внешнему электрическому полю, стал называться фототоком.
  2. Внутренний фотоэффект, влияющий на фотопроводимость вещества. Он возникает, когда электроны перераспределяются по полупроводникам и диэлектрикам в зависимости от их энергетического состояния и агрегатного – твёрдого или жидкого. Явление перераспределения происходит под влиянием света. Именно тогда увеличивается электропроводность вещества, т.е. получается эффект фотопроводимости.
  3. Вентильный фотоэффект – переход фотоэлектронов из своих тел в другие твёрдые тела (полупроводники) или жидкие (электролиты).

Внешний фотоэффект лежит в основе работы современных вакуумных фотоэлементов. Они изготавливаются в виде стеклянных колб, у которых внутренняя поверхность частично покрывается тонким слоем металлического напыления. Незначительная толщина слоя обеспечивает малый рабочий выход. Прозрачное окошко колбы пропускает внутрь свет, а находящийся внутри неё анод в виде проволочной петли или диска улавливает фотоэлектроны. Если анод соединить с положительным полюсом батареи, цепь замкнётся, по ней пойдёт электрический ток. Т.е. вакуумные фотоэлементы могут включать или выключать реле.

Комбинируя фотоэлементы и реле, можно создать различные «видящие» автоматы, к примеру, автомат в метро.

Итак, будучи заложен в основу многих производственных процессов, внешний фотоэффект как великое физическое открытие стал залогом успешной работы промышленной автоматики.