Ремонт шатуна: как определить неисправность двигателя и устранить ее

Поломка шатуна двигателя - одна из наиболее распространенных неисправностей, с которыми сталкиваются автолюбители. Шатун - важнейшая деталь КШМ, от работы которой напрямую зависит мощность и ресурс двигателя. К сожалению, этот механизм подвержен повышенным нагрузкам и довольно быстро выходит из строя. Какие признаки говорят о неисправностях шатуна и что делать в таких ситуациях? Давайте разберемся!

Причины поломки шатуна

Среди наиболее распространенных причин выхода шатунов из строя можно выделить следующие:

  • Износ или разрушение вкладышей. Со временем они теряют плотность посадки в коренной и шатунной шейках коленвала. Это приводит к биению и, как следствие, возникновению трещин.
  • Нарушение регулировок развала-схождения. В результате возникает перекос шатунов и повышенный износ деталей.
  • Применение моторного масла ненадлежащего качества. Низкокачественные смазочные материалы ускоряют изнашивание деталей.
  • Езда на прогретом двигателе с высокой нагрузкой. При этом шатуны испытывают температурные перегрузки.
  • Загрязнение масла абразивными частицами. Они являются причиной ускоренного износа трущихся поверхностей.
Панорама автомастерской

Признаки неисправностей шатуна

При возникновении проблем с шатунно-поршневой группой возникает ряд характерных признаков:

  • Посторонние стуки и лязг при работе двигателя.
  • Вибрация на холостом ходу и разгоне.
  • Повышенный расход масла.
  • Падение компрессии в цилиндрах.
  • Потеря мощности, "провалы" при разгоне.
  • Дымный выхлоп.

При появлении подобных симптомов стоит незамедлительно проверить состояние шатунов и вкладышей - возможно, требуется их замена или ремонт.

Варианты ремонта шатунов

При выявлении неисправностей шатуна автовладельцу доступно несколько вариантов ремонта:

  1. Замена вкладышей. Это наиболее доступный и недорогой способ, если сам шатун не поврежден.
  2. Шлифовка шатунов. Применяется при небольшом износе для восстановления идеальной геометрии поверхностей.
  3. Установка ремонтных втулок. Позволяет восстановить посадочные места подшипников без замены шатуна.
  4. Полная замена шатуна. При серьезных повреждениях требуется установка нового шатуна.

Квалифицированные автослесари определят оптимальный вариант ремонта в зависимости от состояния детали.

Макро шатуна двигателя

Когда заменить шатун нужно обязательно

В некоторых случаях замену шатуна необходимо произвести в обязательном порядке:

  • При сквозных трещинах в теле шатуна или серьезных повреждениях крышек.
  • При выработке отверстий под коренные и шатунные вкладыши свыше ремонтных размеров.
  • При сильном короблении стержня шатуна.
  • При обнаружении трещин или сколов на рабочих поверхностях шеек.

В таких случаях применение каких-либо восстановительных методов уже не имеет смысла - шатун придется менять. Запускать двигатель с поврежденным шатуном категорически запрещено!

Как правильно заменить шатун

Чтобы самостоятельно заменить шатун двигателя, потребуются:

  • Набор инструментов (ключи, отвертки, съемники)
  • Подходящий по размерам новый шатун
  • Новые вкладыши
  • Уплотнительные кольца

Последовательность замены:

  1. Слить масло из поддона и отсоединить аккумулятор.
  2. Снять головку блока цилиндров.
  3. Отвернуть болт крепления шатуна к коленвалу.
  4. Извлечь шатун из гнезда кривошипа и вынуть из цилиндра.
  5. Установить новый шатун, уложить вкладыши в отверстия.
  6. Завернуть болты и затянуть с требуемым моментом.
  7. Проверить люфт собранного соединения.

Операция требует навыков, поэтому лучше доверить ее автомастерской. Специалисты качественно выполнят работы с гарантией.

Как избежать поломок шатунов

Чтобы продлить срок службы шатунов, рекомендуется:

  • Регулярно менять масло в двигателе, следить за его уровнем.
  • Использовать качественное моторное масло с хорошими смазывающими свойствами.
  • Выполнять регулировку углов установки колес.
  • Не перегружать двигатель, своевременно переходить на пониженные передачи.
  • При эксплуатации прогретого двигателя не превышать 3000 об/мин.
  • Регулярно очищать систему вентиляции картера.

Соблюдение этих простых рекомендаций позволит надолго забыть о проблемах, связанных с шатунами.

Особенности ремонта шатунов КамАЗа

КамАЗы относятся к тяжелому классу грузовиков, их двигатели испытывают колоссальные нагрузки. Поэтому шатуны КамАЗов выходят из строя довольно часто. При их ремонте есть ряд особенностей:

  • Шатуны КамАЗа изготавливаются из высокопрочных стальных сплавов, поэтому их сложно обрабатывать в условиях автомастерской.
  • Размеры шатунов КамАЗа гораздо больше, чем на легковых автомобилях, соответственно требуются мощные инструменты.
  • Для снятия и установки шатунов КамАЗа нужно применять специальные съемники большой грузоподъемности.
  • Замена вкладышей шатунов КамАЗа требует подбора по ремонтным размерам с точной подгонкой.
  • Моменты затяжки крепежа шатунов КамАЗа намного выше, чем на легковых автомобилях.

Из-за этих особенностей, а также из соображений безопасности, ремонт шатунов КамАЗа лучше доверить профессионалам из специализированной мастерской.

Последствия эксплуатации автомобиля с неисправным шатуном

Многие автовладельцы, почувствовав признаки неисправности шатуна, откладывают его проверку или ремонт. Это чревато следующими последствиями:

  • Полный отрыв шатуна от кривошипа или поршня приведет к разрушению двигателя.
  • Ускоренный износ цилиндропоршневой группы из-за возникающего перекоса.
  • Попадание металлической стружки от изношенных деталей в масляную систему, что вызовет ее быстрый выход из строя.
  • Деформация коленчатого вала и износ коренных опор из-за возникающих перекосов.
  • Выход из строя турбокомпрессора при попадании в него металлических частиц.

Как видно из этого списка, запуск двигателя с неисправным шатуном чреват очень серьезными поломками, которые обойдутся в куда большую сумму, чем своевременная замена шатуна. Поэтому при появлении первых признаков не ждите, пока проблема усугубится!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.