Поломка шатуна двигателя - одна из наиболее распространенных неисправностей, с которыми сталкиваются автолюбители. Шатун - важнейшая деталь КШМ, от работы которой напрямую зависит мощность и ресурс двигателя. К сожалению, этот механизм подвержен повышенным нагрузкам и довольно быстро выходит из строя. Какие признаки говорят о неисправностях шатуна и что делать в таких ситуациях? Давайте разберемся!
Причины поломки шатуна
Среди наиболее распространенных причин выхода шатунов из строя можно выделить следующие:
- Износ или разрушение вкладышей. Со временем они теряют плотность посадки в коренной и шатунной шейках коленвала. Это приводит к биению и, как следствие, возникновению трещин.
- Нарушение регулировок развала-схождения. В результате возникает перекос шатунов и повышенный износ деталей.
- Применение моторного масла ненадлежащего качества. Низкокачественные смазочные материалы ускоряют изнашивание деталей.
- Езда на прогретом двигателе с высокой нагрузкой. При этом шатуны испытывают температурные перегрузки.
- Загрязнение масла абразивными частицами. Они являются причиной ускоренного износа трущихся поверхностей.
Признаки неисправностей шатуна
При возникновении проблем с шатунно-поршневой группой возникает ряд характерных признаков:
- Посторонние стуки и лязг при работе двигателя.
- Вибрация на холостом ходу и разгоне.
- Повышенный расход масла.
- Падение компрессии в цилиндрах.
- Потеря мощности, "провалы" при разгоне.
- Дымный выхлоп.
При появлении подобных симптомов стоит незамедлительно проверить состояние шатунов и вкладышей - возможно, требуется их замена или ремонт.
Варианты ремонта шатунов
При выявлении неисправностей шатуна автовладельцу доступно несколько вариантов ремонта:
- Замена вкладышей. Это наиболее доступный и недорогой способ, если сам шатун не поврежден.
- Шлифовка шатунов. Применяется при небольшом износе для восстановления идеальной геометрии поверхностей.
- Установка ремонтных втулок. Позволяет восстановить посадочные места подшипников без замены шатуна.
- Полная замена шатуна. При серьезных повреждениях требуется установка нового шатуна.
Квалифицированные автослесари определят оптимальный вариант ремонта в зависимости от состояния детали.
Когда заменить шатун нужно обязательно
В некоторых случаях замену шатуна необходимо произвести в обязательном порядке:
- При сквозных трещинах в теле шатуна или серьезных повреждениях крышек.
- При выработке отверстий под коренные и шатунные вкладыши свыше ремонтных размеров.
- При сильном короблении стержня шатуна.
- При обнаружении трещин или сколов на рабочих поверхностях шеек.
В таких случаях применение каких-либо восстановительных методов уже не имеет смысла - шатун придется менять. Запускать двигатель с поврежденным шатуном категорически запрещено!
Как правильно заменить шатун
Чтобы самостоятельно заменить шатун двигателя, потребуются:
- Набор инструментов (ключи, отвертки, съемники)
- Подходящий по размерам новый шатун
- Новые вкладыши
- Уплотнительные кольца
Последовательность замены:
- Слить масло из поддона и отсоединить аккумулятор.
- Снять головку блока цилиндров.
- Отвернуть болт крепления шатуна к коленвалу.
- Извлечь шатун из гнезда кривошипа и вынуть из цилиндра.
- Установить новый шатун, уложить вкладыши в отверстия.
- Завернуть болты и затянуть с требуемым моментом.
- Проверить люфт собранного соединения.
Операция требует навыков, поэтому лучше доверить ее автомастерской. Специалисты качественно выполнят работы с гарантией.
Как избежать поломок шатунов
Чтобы продлить срок службы шатунов, рекомендуется:
- Регулярно менять масло в двигателе, следить за его уровнем.
- Использовать качественное моторное масло с хорошими смазывающими свойствами.
- Выполнять регулировку углов установки колес.
- Не перегружать двигатель, своевременно переходить на пониженные передачи.
- При эксплуатации прогретого двигателя не превышать 3000 об/мин.
- Регулярно очищать систему вентиляции картера.
Соблюдение этих простых рекомендаций позволит надолго забыть о проблемах, связанных с шатунами.
Особенности ремонта шатунов КамАЗа
КамАЗы относятся к тяжелому классу грузовиков, их двигатели испытывают колоссальные нагрузки. Поэтому шатуны КамАЗов выходят из строя довольно часто. При их ремонте есть ряд особенностей:
- Шатуны КамАЗа изготавливаются из высокопрочных стальных сплавов, поэтому их сложно обрабатывать в условиях автомастерской.
- Размеры шатунов КамАЗа гораздо больше, чем на легковых автомобилях, соответственно требуются мощные инструменты.
- Для снятия и установки шатунов КамАЗа нужно применять специальные съемники большой грузоподъемности.
- Замена вкладышей шатунов КамАЗа требует подбора по ремонтным размерам с точной подгонкой.
- Моменты затяжки крепежа шатунов КамАЗа намного выше, чем на легковых автомобилях.
Из-за этих особенностей, а также из соображений безопасности, ремонт шатунов КамАЗа лучше доверить профессионалам из специализированной мастерской.
Последствия эксплуатации автомобиля с неисправным шатуном
Многие автовладельцы, почувствовав признаки неисправности шатуна, откладывают его проверку или ремонт. Это чревато следующими последствиями:
- Полный отрыв шатуна от кривошипа или поршня приведет к разрушению двигателя.
- Ускоренный износ цилиндропоршневой группы из-за возникающего перекоса.
- Попадание металлической стружки от изношенных деталей в масляную систему, что вызовет ее быстрый выход из строя.
- Деформация коленчатого вала и износ коренных опор из-за возникающих перекосов.
- Выход из строя турбокомпрессора при попадании в него металлических частиц.
Как видно из этого списка, запуск двигателя с неисправным шатуном чреват очень серьезными поломками, которые обойдутся в куда большую сумму, чем своевременная замена шатуна. Поэтому при появлении первых признаков не ждите, пока проблема усугубится!