Что такое бугель? Разбираемся в значении этого слова

Бугель - знакомое многим слово, которое часто употребляется в разных контекстах. Однако не все знают его точное значение и происхождение. Давайте разберемся, что же такое бугель, откуда появилось это слово и где оно применяется. Узнаем интересные факты о бугелях и расширим свои познания!

Этимология слова "бугель"

Слово "бугель" пришло к нам из голландского языка, где "beugel" означает "кольцо". Впервые оно появляется в русских текстах в начале XVIII века в значении морского термина. Бугелями называли металлические кольца на парусных судах для крепления такелажа.

Со временем слово "бугель" распространилось и в другие сферы. Его стали использовать для обозначения различных крепежных колец и скоб не только в судостроении, но и в технике, на транспорте, в строительстве, спорте.

Синонимами слова "бугель" являются "карабин", "штанга". За более чем 300-летнюю историю оно приобрело множество значений, связанных с кольцевыми креплениями.

Определение понятия "бугель"

В самом общем смысле бугель – это деталь или приспособление кольцевой либо изогнутой формы, выполняющее функции соединения, крепления, фиксации.

Бугели изготавливаются из металла (стали, чугуна, алюминия, титана и сплавов). Они бывают сплошными, разрезными, съемными, поворотными и т.д.

По конструкции и назначению различают бугели судовые, транспортные, горнолыжные, промышленные, спортивные и многие другие. Они широко используются в технике для соединения и поддержания различных узлов и агрегатов.

Бугели в судостроении

На парусных судах бугели применялись для крепления такелажа - снастей и мельниц, которыми управляли парусами. Основные виды судовых бугелей:

  • Ноковые бугели на ноках рей для крепления концов растяжек парусов.
  • Третные бугели в средней части рей для поддержки растяжек.
  • Бугели мачт для крепления вант, штагов и других снастей.
  • Бугели якорные, стропы, наметки шлюпок.

Бугели изготавливались из металлических полос, согнутых и скрепленных болтами. Это позволяло разбирать и собирать такелаж. К бугелям часто приваривали обухи для закрепления снастей.

И сегодня на современных парусных яхтах применяются бугели для крепления парусов и такелажа. Они удобны в использовании и монтаже.

Механик с бугелем

Бугельные подъемники

Бугельные подъемники широко используются на горнолыжных курортах для подъема лыжников и сноубордистов на вершину склона. Принцип их работы основан на цепном буксировочном тросе, движущемся за счет электромотора.

Различают несколько типов бугельных подъемников:

  • Кресельные подъемники с подвесным сиденьем для 1-2 человек.
  • Тарелочные подъемники с пластиковым кругом для одного человека.
  • Беби-лифты с низко расположенным тросом для детей.

Первые бугельные подъемники появились в Альпах в 1930-х годах. Со временем они получили широкое распространение благодаря простоте и надежности конструкции.

Основное преимущество бугельных подъемников - возможность регулировать скорость движения. К недостаткам можно отнести необходимость соблюдения правил безопасности при посадке и высадке.

Трамвай с бугельным токосъемником

Бугели в автомобилях и мотоциклах

В автомобилях и мотоциклах бугели используются в узлах двигателя, трансмиссии, рулевого управления, подвески. Например, бугельные подшипники применяются на коленчатом и распределительном валах.

Бугельная конструкция позволяет легко снимать и устанавливать подшипники при сборке или ремонте двигателя благодаря наличию съемной крышки, крепящейся болтами.

Основные причины поломок бугельных подшипников - недостаток смазки, большие зазоры, перегрев. Признаки неисправности - стуки, падение давления масла, наличие стружки в масле.

Для ремонта часто требуется шлифовка коленвалов и гильз цилиндров. При сборке важно точно отрегулировать зазоры для обеспечения оптимального давления масла.

Бугели в электрическом транспорте

На трамваях, троллейбусах, электровозах в качестве токосъемников используются бугели - металлические полукольца, скользящие по контактному проводу. Различают нажимные и бугели постоянного контакта.

Преимущества бугельных токосъемников - простота конструкции, надежность, возможность регулировки нажима. К недостаткам относятся искрение при отрыве от провода и быстрый износ.

Для изготовления бугелей токосъемников используются специальные материалы, стойкие к искрению и механическому воздействию. Обязательно наличие изоляции от корпуса.

Первые бугельные токоприемники появились в конце XIX века на трамваях США и Европы. Впоследствии они получили широкое распространение.

Применение бугелей в промышленности

В промышленности бугели используются для:

  • Крепления опор, свай, мачт.
  • Изготовления строп, грузозахватов.
  • Монтажа коммуникаций, арматуры.
  • Соединения элементов конструкций.
  • Аварийного ремонта трубопроводов.

Конструкция промышленных бугелей отличается разнообразием в зависимости от решаемых задач. Используются материалы с высокой прочностью.

Интересные факты о бугелях

В мире существует множество необычных и уникальных бугелей. Например, сохранились исторические судовые бугели XVIII-XIX веков, которые демонстрируются в музеях.

Бугели можно встретить в произведениях литературы и кино. Это морские термины, которые придают колорит соответствующим сюжетам.

Есть легенды и поверья, связанные с магическими свойствами бугелей. В названиях компаний и географических объектов тоже встречается слово "бугель".

Таким образом, бугель - многозначный термин со сложной историей, заслуживающий отдельного исследования.

Прочие области применения бугелей

Помимо рассмотренных областей, бугели активно используются также в строительстве, горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве, бытовой технике и других сферах.

В строительстве бугели применяются для монтажа металлоконструкций, крепления арматуры и опалубки при бетонировании. Их отличает высокая прочность и надежность соединений.

В горнодобывающей отрасли используются специальные анкерные бугели для закрепления крепи шахтных стволов и подземных выработок. Они работают в условиях высоких нагрузок.

Конструктивные особенности бугелей

Конструкция бугелей может значительно варьироваться в зависимости от их назначения. Рассмотрим основные конструктивные решения.

По способу изготовления бывают цельные и составные бугели. Цельные делают из целого куска металла, составные - из двух полуколец, стянутых болтами.

По степени подвижности различают неподвижные, поворотные и подпружиненные бугели. Последние компенсируют люфты и неточность установки.

По профилю бугели делятся на круглые, овальные, прямоугольные и другие. Выбор профиля зависит от решаемых задач.

Также есть отличия в материалах, покрытиях, способах крепления. Все это определяется условиями эксплуатации бугеля.

Правила безопасного использования бугелей

Хотя бугели относительно просты в использовании, при работе с ними нужно соблюдать ряд мер безопасности:

  • Проверять надежность крепления бугелей перед эксплуатацией.
  • Не превышать допустимые нагрузки для данного типа бугеля.
  • Регулярно проверять бугели на отсутствие трещин и деформаций.
  • При сборке составных бугелей не затягивать соединения слишком сильно.
  • Содержать бугели в чистоте, своевременно смазывать трущиеся элементы.

Соблюдение этих несложных правил позволит обеспечить долгий срок службы бугелей и их безопасную работу.

Перспективы развития бугельных технологий

Несмотря на кажущуюся простоту, конструкция и технология изготовления бугелей постоянно совершенствуются. Это связано с повышением требований к прочности, износостойкости, удобству монтажа.

Появляются новые материалы и сплавы для бугелей, улучшаются технологии покрытий, разрабатываются оригинальные конструкции под конкретные задачи.

Бугельные технологии активно применяются при создании новых видов транспорта, строительной техники, подъемных механизмов. Это говорит об их высоком потенциале и перспективах дальнейшего развития.

Таким образом, несмотря на многовековую историю, тема бугелей не исчерпана и остается актуальной в современном мире.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.