Удаленный сеанс отключен поскольку отсутствуют клиентские лицензии - как решить проблему доступа к RDP

Достаточно часто пользователи сталкиваются с ошибкой «Удаленный сеанс отключен поскольку отсутствуют клиентские лицензии» при попытке подключения к удаленному рабочему столу по протоколу RDP. Это сообщение обычно свидетельствует о некоторой проблеме с лицензированием со стороны клиента. Давайте разберемся, в чем может быть причина и как можно решить эту проблему.

Причины возникновения ошибки «Удаленный сеанс отключен поскольку отсутствуют клиентские лицензии»

Чтобы понять, почему возникает подобное сообщение об ошибке, сначала кратко рассмотрим, как устроен процесс лицензирования в RDP.

Протокол удаленного рабочего стола RDP (Remote Desktop Protocol) используется для подключения к службе удаленных рабочих столов в Windows. Чтобы легально использовать RDP, клиентам выдаются лицензии CAL (Client Access License) с сервера лицензирования.

Ошибка «Удаленный сеанс отключен поскольку отсутствуют клиентские лицензии» обычно означает, что:

  • Истек срок действия временной лицензии на клиенте
  • На сервере лицензирования закончились лицензии
  • Проблемы с работой сервера лицензирования RDS

Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.

Истек срок временной лицензии

Если RDS сервер по каким-то причинам не смог выдать постоянную лицензию клиентскому компьютеру, то вместо этого клиент получает временную лицензию на 180 дней. По окончании этого срока и возникает ошибка об отсутствии клиентской лицензии RDP.

В журнале событий в этом случае могут появляться записи типа:

Истек срок действия временного сертификата лицензии для этого компьютера. Обратитесь к администратору сервера лицензий удаленного рабочего стола.

Чаще всего такая ситуация возникает при переустановке ОС или обновлении компонентов RDP на клиентском ПК. Чтобы решить проблему, нужно удалить старую лицензию и запросить новую.

На сервере закончились лицензии

Еще одна распространенная причина - отсутствие свободных клиентских лицензий на сервере RDS Licensing. В этом случае в логах на сервере будут ошибки типа:

Невозможно предоставить лицензию клиентского доступа, поскольку лицензионный сервер не содержит доступных лицензий.

Чтобы решить проблему, администратору сервера нужно получить и активировать дополнительные CAL лицензии для RDS.

Проблемы на сервере лицензирования

Иногда ошибка возникает из-за некорректной работы или настроек роли сервера лицензирования RDS в Windows Server. Возможные причины:

  • Сервер лицензирования недоступен или отключен
  • Неправильно настроен режим выдачи лицензий
  • Истек льготный период использования RDS (Grace period)

В этом случае администратору сервера необходимо проверить доступность и настройки сервера лицензирования RDS.

Таким образом, ошибка с отсутствием клиентских лицензий RDP может возникать по разным причинам как на стороне клиента, так и на стороне сервера. Давайте разберемся, как можно устранить ее в каждом из случаев. Если проблема возникла на клиентской машине, то ее можно решить несколькими способами.

Сброс лицензии в реестре Windows

Самый распространенный способ - удалить текущую лицензию из реестра Windows и запросить новую:

  1. Откройте редактор реестра (regedit)
  2. Найдите ключ HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\MSLicensing
  3. Удалите все подразделы в этом ключе
  4. Перезагрузите компьютер

После перезагрузки запустите клиент RDP (Подключение к удаленному рабочему столу) от имени администратора. Это позволит получить для ПК новую лицензию с сервера.

Портрет обеспокоенной женщины у компьютера

Обновление кэша лицензий

Альтернативный способ - обновить локальный кэш лицензий с помощью команды:

gpupdate /force

Это принудительно инициирует обновление групповых политик и получение новых лицензий с сервера.

Устранение проблем с брандмауэром или сертификатами

Иногда ошибка может возникать из-за некорректных настроек брандмауэра Windows или сбоя при проверке сертификатов. В этом случае нужно:

  • Добавить исключение в брандмауэр для приложения Подключение к удаленному рабочему столу
  • Проверить действительность сертификатов в хранилище на клиентском ПК
  • При необходимости удалить невалидные сертификаты

После этих действий, скорее всего, соединение по RDP заработает корректно.

Настройка сервера удаленных рабочих столов

Если ошибка с отсутствием клиентских лицензий связана с работой сервера RDS, можно выполнить следующие действия. Нужно убедиться, что роль сервера лицензирования RDS развернута и доступна. Можно воспользоваться командами PowerShell:

Get-RDLicenseConfiguration

Это покажет параметры лицензирования RDS, в том числе адрес сервера лицензий.

Test-RDLicenseConfiguration

Проверит доступность сервера лицензирования и возможность получения лицензий с него.

Офисное пространство с серверной стойкой

Мониторинг доступных лицензий

Через консоль "Управление лицензиями удаленных рабочих столов" можно посмотреть статистику выданных и доступных CAL:

Лицензии, выданные пользователям 56 из 100
Доступные лицензии 44 из 100

Если количество доступных лицензий 0, значит их нужно докупить или перенастроить ограничения.

Настройка режима лицензирования

Возможно, стоит изменить режим лицензирования на сервере с Per Device на Per User или наоборот. Это может помочь более эффективно использовать имеющиеся лицензии.

Также проверьте, правильно ли настроен сервер лицензирования в групповой политике организации для выдачи лицензий пользователям.

Профилактика возникновения ошибки

Чтобы в дальнейшем избежать проблем с лицензированием RDP, рекомендуется:

  • Регулярно обновлять клиент RDP и другие компоненты ОС
  • Периодически обновлять кэш лицензий с помощью gpupdate
  • Следить за количеством доступных CAL на RDS Licensing Server
  • Автоматизировать мониторинг лицензий и уведомления администратора

Такие меры позволят избежать ситуации, когда пользователи не могут подключиться к удаленному рабочему столу из-за проблем с лицензированием RDP.

В этой статье мы разобрали типичные причины возникновения ошибки «Удаленный сеанс отключен поскольку отсутствуют клиентские лицензии» и способы ее устранения как со стороны клиента, так и сервера. Надеюсь, предложенные решения помогут вам решить проблемы с доступом к удаленному рабочему столу по протоколу RDP.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.