Разборка электродвигателя: порядок работ

Электродвигатели являются неотъемлемой частью современной промышленности и быта. От их бесперебойной работы зависит функционирование многих механизмов. Поэтому очень важно уметь правильно разбирать электродвигатель для проведения технического обслуживания и ремонта. В этой статье мы подробно рассмотрим последовательность разборки различных типов электродвигателей.

Подготовка к разборке электродвигателя

Перед началом разборки электродвигателя нужно провести подготовительные работы:

  • Отключить электродвигатель от сети и механизма привода
  • Зафиксировать взаимное расположение деталей маркировкой или фотографированием
  • Подготовить инструмент, приспособления и материалы
  • Определить тип двигателя и наличие технической документации по нему

Перед разборкой обязательно нужно отключить подачу напряжения к обмоткам электродвигателя и механически отсоединить его от приводимого механизма (снять с вала шкив, муфту, шестерню и т.п.).

Чтобы облегчить последующую сборку, необходимо нанести риски или до разборки сфотографировать взаимное расположение основных узлов и деталей. Особенно тщательно нужно зафиксировать положение ротора относительно статора.

Для разборки потребуются различные инструменты - отвертки, плоскогубцы, съемники, стропы. Заранее подготовьте все необходимое.

Определите тип электродвигателя - асинхронный, коллекторный, синхронный. Найдите техническую документацию, чертежи, схемы, где указана конструкция и порядок разборки.

Общая разборка электродвигателя

Последовательность общей разборки электродвигателя:

  1. Снять крышки подшипниковых щитов
  2. Отсоединить обмотки от щеточного аппарата
  3. Снять щеточный аппарат (в двигателях постоянного тока)
  4. Извлечь ротор из статора
  5. Снять подшипниковые щиты

Сначала снимают крышки подшипниковых щитов, откручивают крепежные болты. Затем отсоединяют выводы обмоток от щеток и снимают сам щеточный аппарат (в коллекторных машинах). Это позволит беспрепятственно вынуть ротор из статора.

Далее отделяют подшипниковые щиты, вывернув крепежные болты. При этом важно следить, чтобы щиты выходили из центрирующих расточек без перекосов, иначе можно повредить подшипники.

Снятие отдельных узлов при разборке электродвигателя

После общей разборки электродвигатель разбирают по отдельным сборочным единицам и деталям. Порядок снятия основных узлов таков:

  1. Подшипники качения или скольжения
  2. Коллектор или контактные кольца
  3. Вентилятор охлаждения
  4. Обмотки ротора и статора

Подшипники снимают при помощи съемников или прессов. Коллекторы и кольца стягивают с вала винтовыми съемниками, предварительно отпаяв выводы. Вентиляторы чаще всего снимают нагревом посадочных мест.

Обмотки удаляют из пазов сердечника после демонтажа бандажей и распайки выводов. Изоляцию предварительно разрушают нагревом. Пазы затем тщательно очищают от остатков лаков и стекловолокна.

Разборка подшипника электродвигателя

Особенности разборки коллекторных электродвигателей

Разборка коллекторных двигателей отличается тем, что вначале нужно демонтировать щеточный аппарат и отсоединить обмотку якоря от пластин коллектора. Как правило, здесь применяют следующую последовательность:

Снять щеткодержатель, извлечь щетки. Обмотку якоря отпаивают от коллектора. Коллектор оборачивают электрокартоном и стягивают бандажом. Затем уже вынимают ротор из статора.

После этого коллектор стягивают с вала в сборе со стальной втулкой. Если нужно заменить втулку, то снимают ее отдельно. На этом разборка коллекторной машины завершается.

Порядок разборки асинхронного электродвигателя

Чтобы быстро разобрать асинхронный двигатель, нужно выполнить следующие действия:

  1. Снять крышки подшипниковых щитов
  2. Вынуть ротор, предварительно отсоединив короткозамкнутую обмотку от контактных колец
  3. Снять контактные кольца с вала с помощью съемника
  4. Удалить сердечник ротора с вала ротора гидравлическим прессом
  5. Извлечь обмотку статора из пазов
  6. Выпрессовать подшипники из щитов

Формула для расчета мощности асинхронного двигателя:

P = 9.55 * n * Ф1 * I1 * cosφ / (η * 1000)

где P - мощность двигателя, Вт; n - частота сети, Гц; Ф1 - фазное напряжение, В; I1 - фазный ток обмотки статора, А; cosφ - коэффициент мощности; η - КПД двигателя.

После разборки все детали очищают и анализируют дефекты. Составляется ремонтная документация.

Техника безопасности при разборке электродвигателя

Разборка электродвигателей требует строгого соблюдения правил техники безопасности.

  • Используйте инструменты с изолированными ручками
  • Надевайте диэлектрические перчатки и обувь
  • При подъеме тяжелых узлов применяйте грузоподъемные механизмы и стропы
  • Следите, чтобы ротор при выемке не задевал обмотку статора

При соблюдении мер предосторожности можно избежать поражения электрическим током и получения травм при падении узлов или попадании под вращающиеся части.

Мастерская ремонта электродвигателей

Удаление обмоток из пазов статора и ротора

Чтобы удалить обмотку статора, сначала разрушают лакоизоляционные покрытия нагревом в печи или пропусканием тока. Затем обмотку вытягивают из пазов ручной лебедкой или выбивают деревянным молотком.

Обмотку ротора отпаивают от контактных колец, удаляют бандажи и вынимают стержни из пазов. Иногда требуется полная разборка ротора с выпрессовкой вала.

После извлечения обмоток остатки проводов, лаков и стекловолокна удаляют из пазов скребками, напильниками, пневматическими молотками.

Очистка деталей электродвигателя после разборки

Все детали после разборки необходимо тщательно очистить от загрязнений и остатков лаков.

Для удаления масел хорошо использовать органические растворители - бензин, ацетон, уайт-спирит.

Особо тщательно промывают подшипники в ваннах с керосином или дизельным топливом. Корпусные детали очищают скребками, металлическими щетками, продувкой сжатым воздухом.

Дефектация деталей электродвигателя

После разборки и очистки все детали подвергают тщательному осмотру и дефектации - выявлению повреждений и отказов.

Например, на подшипниках проверяют состояние дорожек качения и колец, зазоры в сопряжениях. На роторе контролируют состояние обмотки и поверхность вала. У статора оценивают износ пазовой изоляции и клиньев.

По результатам дефектации принимают решение о ремонте или замене деталей.

Документация по результатам разборки электродвигателя

После разборки составляют подробную дефектационную ведомость со всеми выявленными повреждениями. На ее основе делают ремонтные карты отдельных узлов.

Какие еще документы необходимо оформить после разборки электродвигателя?

Ремонт узлов электродвигателя

После дефектации принимают решение о ремонте или замене поврежденных узлов электродвигателя.

Небольшие задиры на валу ротора можно зачистить напильником с мелкой насечкой. Глубокие риски требуют обработки на токарном станке или замены ротора.

Изношенные подшипники заменяют на новые, предварительно запрессовав втулки в щиты. Поврежденные участки обмотки перематывают или меняют всю катушку.

Сборка электродвигателя после разборки

Сборку электродвигателя после разборки нужно проводить в обратной последовательности.

Сначала в пазы статора укладывают отремонтированную или новую обмотку и бандажируют ее. Затем в сердечник ротора вставляют обмотку и устанавливают на вал.

После этого в сборе устанавливают подшипниковые щиты, контролируя отсутствие перекосов. На вал напрессовывают коллектор или контактные кольца. Подключают обмотки и устанавливают щетки.

Особенности разборки электродвигателей большой мощности

Разборка мощных электродвигателей имеет свои особенности из-за больших габаритов и веса.

Для подъема узлов применяются таль, кран-балка, траверсы. Выемка ротора производится с помощью полиспастов, удлинителей вала, тяговых устройств.

Требуются специальные мощные прессы для выпрессовки подшипников, съема колец и вала ротора. Учитываются повышенные меры безопасности при работе с тяжелым оборудованием.

Особенности разборки взрывозащищенных электродвигателей

Взрывозащищенные электродвигатели разбирают в чистом, сухом помещении, принимая меры против накопления статического электричества.

Все резьбовые соединения выполняются с применением фиксаторов, чтобы не нарушить взрывобезопасность. Детали тщательно очищают от пыли ветошью и щетками.

После сборки проводят контроль зазоров, проверку изоляции и испытание двигателя на взрывобезопасность.

Проверка после сборки электродвигателя

Перед включением собранного электродвигателя проводят проверки:

  • Измерение сопротивления изоляции обмоток
  • Контроль осевого и радиального люфта в подшипниках
  • Проверка соосности вала и зазоров в магнитопроводе
  • Испытание на холостом ходу

Это позволит убедиться в правильности сборки и работоспособности отремонтированного электродвигателя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.