Каждый год бюджет государства и регионов утверждается на предстоящий финансовый год. Но что такое финансовый год и почему он не совпадает с календарным? Давайте разберемся!
Определение основных понятий
Финансовый год в России начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Это период, на который утверждается бюджет и в течение которого он исполняется.
Плановый период - это два года, следующие за очередным финансовым годом. Таким образом, бюджет утверждается сразу на 3 года: очередной финансовый год и два года планового периода.
Бюджетный процесс включает несколько этапов: составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение, исполнение бюджета в течение финансового года, подготовка отчета об исполнении. Таким образом, финансовый год и плановый период тесно связаны с этапами бюджетного процесса.
Роль финансового года в бюджетном процессе
Основное предназначение финансового года - это обозначение периода, в течение которого действует утвержденный бюджет. Финансовый год начинается с момента вступления в силу закона о бюджете и заканчивается 31 декабря.
Бюджет на очередной финансовый год утверждается законодательным органом власти (Госдумой, региональным парламентом, муниципальным советом) в форме закона или решения до начала соответствующего финансового года.
В течение финансового года в утвержденный бюджет могут вноситься изменения. Это происходит в форме закона о внесении изменений в закон о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
После окончания финансового года формируется отчет об исполнении бюджета за этот период. Он проходит аудит и утверждается законодательным органом.
Например, бюджет 2022 года был утвержден в конце 2021 года, исполнялся в течение 2022 года, а отчет об исполнении будет рассмотрен в 2023 году.
Роль планового периода в бюджетном процессе
Плановый период служит инструментом среднесрочного бюджетного планирования. Когда законодательный орган утверждает бюджет, он одновременно утверждает основные параметры бюджета и на 2 года планового периода.
Эти показатели носят прогнозный характер и могут уточняться. Например, в 2022 году были утверждены показатели на 2023-2024 годы, которые будут скорректированы при утверждении бюджета на 2023 год.
Планирование бюджета на 3-летний срок позволяет более рационально подойти к распределению расходов между текущими нуждами и долгосрочными приоритетами.
Вместе с тем прогноз на 3 года неизбежно будет менее точным, чем план на следующий год. Поэтому показатели второго и третьего года носят оценочный характер.
Особенности первого года планового периода
Первый год планового периода фактически является очередным финансовым годом. Хотя формально он входит в плановый период, показатели на этот год прописываются более детально и часто используются при составлении проекта бюджета на следующий год.
Планирование расходов и доходов на первый год осуществляется с большей точностью по сравнению со вторым и третьим годом. Это связано с тем, что экономические и социальные параметры можно прогнозировать с меньшей погрешностью на ближайший год.
При подготовке очередного бюджета показатели по доходам и расходам первого года планового периода часто корректируются с учетом обновленного прогноза. Таким образом, они становятся основой для формирования бюджета на предстоящий финансовый год.
В то же время планирование бюджета сразу на 3 года неизбежно приводит к неточностям. Например, расходы, запланированные на первый год, могут быть не выполнены в полном объеме. Тогда их приходится переносить на следующий бюджетный цикл.
Практическое применение при планировании расходов
При планировании расходов в бюджете необходимо разделять бюджетные ассигнования на текущий финансовый год и плановый период.
К примеру, если регион берет обязательства по строительству школы за 2 года, то выделение средств должно быть распределено:
- в 2023 году - 50% стоимости проекта,
- в 2024 году - оставшиеся 50%.
Аналогично при формировании лимитов бюджетных обязательств для подведомственных учреждений главный распорядитель средств должен четко определить долю ассигнований на текущий год и плановый период.
Это позволит избежать проблем с недофинансированием начатых проектов и необоснованным увеличением объема принимаемых обязательств.
Особенности при планировании доходов
Прогнозирование доходов бюджета на 3-летний срок сопряжено с определенными сложностями.
Неопределенность экономической ситуации приводит к тому, что реальные поступления по налогам и сборам могут отличаться от запланированных показателей.
Поэтому при планировании доходов на плановый период следует закладывать некоторый резерв и предусматривать возможную корректировку прогнозных показателей.
Опыт зарубежных стран
В мире существуют разные подходы к определению бюджетного периода.
В одних странах используется 1-летний бюджетный цикл (например, в США). В других бюджет формируется на 2, 3 или даже 5 лет (Франция, Австралия).
Многолетнее планирование позволяет проводить более взвешенную бюджетную политику. Однако это требует точного прогнозирования на длительный срок.
Перспективы совершенствования подходов к планированию
В России периодически поднимается вопрос об изменении продолжительности бюджетного цикла. Предлагается как сокращение до 2 лет, так и увеличение до 5-6 лет.
Однако пока 3-летний вариант представляется оптимальным. Это позволяет реализовать среднесрочное планирование, не теряя гибкости и оперативности.
Вместе с тем можно рассмотреть варианты повышения точности планирования на весь 3-летний срок. Например, введение скользящего бюджетного прогноза с ежегодной корректировкой показателей.
Практические рекомендации по планированию
Исходя из особенностей бюджетного процесса, можно дать следующие рекомендации:
- Распределять расходы с учетом приоритетов и возможностей финансирования в каждом году.
- Предусматривать резерв средств на плановый период для реализации новых решений.
- Проводить ежегодную корректировку прогнозных показателей с учетом текущей ситуации.
Это позволит повысить эффективность и сбалансированность бюджетных расходов на среднесрочную перспективу.
Важность среднесрочного бюджетного планирования
Несмотря на сложности прогнозирования, планирование бюджета на 3-летний срок имеет большое значение.
Оно дает возможность проводить взвешенную бюджетную политику, более равномерно распределять нагрузку между текущими и инвестиционными расходами.
Кроме того, среднесрочное планирование повышает устойчивость бюджетной системы, делая ее менее зависимой от волатильности экономических параметров.
Вызовы при планировании в условиях неопределенности
Главная проблема, с которой сталкиваются составители бюджетного прогноза, - это высокая степень неопределенности.
Изменчивость внешних и внутренних факторов затрудняет достоверное прогнозирование на 3-летний период. Это неизбежно сказывается на качестве планирования.
Для минимизации рисков необходим постоянный мониторинг ситуации и оперативная корректировка параметров бюджета при изменении условий.