Допуски и посадки подшипников качения

Подшипники качения широко используются в современном машиностроении. От правильного выбора посадки подшипников зависит надежность и долговечность узлов и механизмов. В этой статье мы подробно рассмотрим все аспекты, связанные с посадками подшипников качения.

Основные понятия и определения посадок подшипников качения

Посадка подшипника - это способ соединения колец подшипника с валом и корпусом, обеспечивающий необходимую неподвижность колец относительно посадочных мест. Целью посадки является надежная фиксация подшипника и предотвращение проворачивания и осевого смещения колец.

Различают следующие основные виды посадок:

  • Посадка с зазором - диаметр посадочного места больше диаметра отверстия подшипника;
  • Переходная посадка - диаметры посадочного места и отверстия подшипника примерно равны;
  • Посадка с натягом - диаметр отверстия подшипника больше диаметра посадочного места.

Выбор вида посадки зависит от условий работы подшипника - величины и характера нагрузки, частоты вращения, назначения подшипника в узле. Чем жестче условия, тем плотнее должна быть посадка.

Правила обозначения посадок регламентируются системой допусков и посадок (ЕСДП). В этой системе определены допустимые отклонения размеров колец подшипников и посадочных мест на валу и в корпусе.

Подшипники качения изготавливаются разных классов точности - от низшего 9-го до высочайшего 0-го. Чем выше класс точности, тем меньше допускаемые отклонения размеров. Также стандартами регламентируется чистота обработки поверхностей - она обозначается цифрами от 1 до 12, чем меньше цифра, тем чище поверхность.

Каждому классу точности подшипника соответствует допустимое поле отклонений размера - оно обозначается буквой (например, k, m, n). Аналогично для посадочных мест на валу и в корпусе применяются свои поля допусков (например, H7, G7, F7).

Особенности посадки подшипников качения на вал и в корпус

При выборе посадки подшипника качения на вал или в корпус учитывают следующие факторы:

  • посадка на вал обеспечивает бóльшую неподвижность, чем посадка в корпус;
  • посадка в корпус проще в изготовлении и монтаже;
  • посадка с натягом повышает жесткость, но может привести к перегреву;
  • переходные посадки удобны при частой разборке узлов.

Для точного расчета оптимальной посадки учитывают: размеры подшипника, материалы колец и посадочных поверхностей, величину и характер нагрузки, допустимые напряжения для данного подшипника.

Чтобы обеспечить требуемую посадку, применяют:

  • термообработку поверхностей;
  • нанесение специальных покрытий;
  • конструктивные элементы - стопорные кольца, втулки, гайки.

При монтаже подшипников нужно соблюдать технологию: применять специальный инструмент, исключить ударные нагрузки при запрессовке.

Технические требования к посадочным поверхностям

Качество посадочных поверхностей напрямую влияет на долговечность подшипникового узла. К этим поверхностям предъявляют следующие требования:

  • шероховатость поверхности не более Ra 1,25 мкм;
  • высокая точность обработки - отклонения формы не более 2-3 мкм;
  • термообработка для повышения твердости (закалка, цементация);
  • антикоррозионные покрытия (цинкование, хромирование).

Контроль качества посадочных поверхностей проводят специальными измерительными средствами: профилометрами, оптическими приборами, а также методом слепков.

Соблюдение всех требований к посадочным поверхностям существенно увеличивает ресурс подшипников и надежность узлов в целом.

Контроль размеров подшипника

Выбор посадок подшипников качения в зависимости от типа и условий работы

Посадку подшипника выбирают в зависимости от его типа и конкретных условий работы. Рассмотрим основные моменты для разных случаев.

Радиальные шариковые подшипники

Эти подшипники воспринимают в основном радиальные нагрузки. Рекомендуемые посадки:

  • при малых нагрузках - посадка с зазором;
  • при средних нагрузках - переходная посадка;
  • при высоких нагрузках - посадка с натягом.
Установка подшипника в корпус

Радиально-упорные шариковые подшипники

Они работают на сочетание радиальных и осевых нагрузок.

Посадка с натягом рекомендуется для обоймы, воспринимающей осевую нагрузку. Вторая обойма может посажена с небольшим зазором.

Упорные и упорно-радиальные шариковые подшипники

Их главная нагрузка - осевая. Наиболее надежна посадка обеих колец с натягом.

Радиальные роликовые подшипники

Они рассчитаны на радиальные нагрузки. Рекомендуется посадка:

  • с зазором при невысоких скоростях и нагрузках;
  • переходная или с натягом при более жестких режимах.

Упорные и упорно-радиальные роликовые подшипники

Их основная нагрузка - осевая. Наилучший вариант:

  • посадка с натягом для колец, воспринимающих осевую нагрузку;
  • переходная посадка для колец с радиальной нагрузкой.

Такая комбинация обеспечивает оптимальную неподвижность и тепловой режим подшипника.

Аналогичный подход применяют и для других типов подшипников качения. Конкретный вариант посадки всегда выбирается с учетом реальных условий эксплуатации.

Таким образом, правильный выбор посадки - это важнейший фактор обеспечения надежности и долговечности подшипниковых узлов.

Влияние посадки на ресурс и надежность подшипниковых узлов

От правильно выбранной посадки напрямую зависит ресурс подшипника - наработка до появления усталостных разрушений или недопустимого износа.

Чрезмерный натяг приводит к повышенным напряжениям в материале колец, что снижает их выносливость. Но и недостаточный натяг может быть опасен - происходит проскальзывание колец на валу или в корпусе, что ускоряет износ.

Перекос осей колец из-за неправильной посадки вызывает неравномерность распределения нагрузки, преждевременный выход из строя отдельных участков тел качения.

Нарушение тепловых режимов подшипника вследствие чрезмерно плотной или, наоборот, недостаточно плотной посадки может привести к перегреву, задирам, снижению вязкости смазки.

Поэтому при выборе посадки нужно найти оптимальное сочетание натяга, исключающего проскальзывание, и свободы, предотвращающей перегрузку подшипника.

Обеспечение требуемых посадок подшипников качения на этапе проектирования

Чтобы гарантировать необходимую посадку подшипника, конструктор на этапе проектирования должен:

  • Подобрать стандартный подшипник нужного типоразмера или спроектировать нестандартный вариант;
  • Учесть допуски на изготовление и посадки при расчетах узла;
  • Заложить в чертежи требования к точности и шероховатости поверхностей;
  • Предусмотреть способы контроля посадки при сборке и испытаниях.

На стадии технологической подготовки разрабатываются процессы мехобработки и сборки, обеспечивающие заданную посадку.

Контроль правильности посадки подшипников качения

Контроль посадки подшипников необходим на следующих этапах:

  • При сборке узла;
  • В процессе испытаний;
  • Во время эксплуатации.

Для контроля используют:

  • Визуальный осмотр и замеры размеров;
  • Проверку нагрева тепловизорами;
  • Анализ вибрации и шума;
  • Диагностику по ферритному износу.

Регулярный контроль позволяет своевременно выявить отклонения посадки и назначить меры по их устранению.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.