АШ-82 - легендарный советский авиационный мотор, внесший огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне. Этот двигатель отличался высокими характеристиками и надежностью. До сих пор АШ-82 остается одним из лучших поршневых авиамоторов в мире.
Предпосылки создания АШ-82
В 1930-х годах авиационная промышленность СССР активно развивалась. Было создано несколько опытно-конструкторских бюро, занимавшихся проектированием новых авиационных двигателей. Ведущую роль среди них играло ОКБ-19 под руководством талантливого конструктора Аркадия Дмитриевича Швецова.
К концу 1930-х годов возникла острая необходимость в создании нового мощного и надежного авиационного мотора. Это диктовалось требованиями времени: нарастание военной угрозы, устаревание парка боевых самолетов Красной Армии, появление новых образцов авиатехники за рубежом. Будущий двигатель должен был отличаться высокой удельной мощностью, надежностью в эксплуатации, технологичностью производства.
Разработка мотора М-82
Работы по созданию нового мотора в ОКБ-19 начались в 1939 году. Главным конструктором проекта стал сам А.Д. Швецов.
Мотор получил обозначение М-82 и был выполнен по схеме 14-цилиндрового двухрядного звездообразного двигателя воздушного охлаждения. Отличительными чертами М-82 стали:
- Уменьшенный диаметр цилиндров по сравнению с предыдущими моторами ОКБ-19.
- Укороченный ход поршня (155 мм).
- Удлиненный носок картера.
- Двухскоростной нагнетатель с редуктором.
Благодаря рациональной компоновке удалось создать относительно компактный и обтекаемый двигатель, что улучшало его аэродинамические характеристики.
Первые испытания опытного образца М-82 состоялись в 1940 году. Мотор развивал мощность до 1500 л.с. Это позволило уже в начале 1941 года приступить к серийному производству М-82 на моторостроительном заводе в Перми. Первыми самолетами, оснащенными новым двигателем, стали штурмовик Су-2 и бомбардировщик ТБ-7 (впоследствии Пе-8).
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны СССР располагал современным мощным авиационным мотором собственной разработки — М-82 конструкции А.Д. Швецова.
Модификации М-82 в военные годы
В 1942 году на базе М-82 был создан форсированный вариант М-82Ф мощностью 1700 л.с. Он отличался повышенным ресурсом и возможностью длительной работы на взлетном режиме.
Еще одной разработкой стал опытный М-82НВ с непосредственным впрыском топлива, обеспечивавший высотность полета и экономичность. В 1942 году М-82НВ прошел летные испытания на бомбардировщике ТБ-7.
Наиболее широкую известность получили М-82Ф и М-82НВ как двигатели для истребителей Ла-5 и Ла-7 С.А. Лавочкина. Именно эти самолеты обеспечили качественное превосходство советских ВВС над люфтваффе.
Двигатели М-82 позволили создать истребители Ла-5 и Ла-7 с рекордными летными качествами, что внесло решающий вклад в победу в воздушной войне на Восточном фронте.
C 1943 года началось массовое производство М-82ФН - усовершенствованного варианта форсированного двигателя с непосредственным впрыском топлива. Мощность М-82ФН достигала 1850 л.с. Этот мотор устанавливался на бомбардировщики Ту-2 и поставлялся на экспорт в союзные страны.
Применение АШ-82 на истребителях Лавочкина
В 1943 году ОКБ С.А. Лавочкина начало работы по установке мотора АШ-82 на истребители ЛаГГ-3. Это позволило создать новый истребитель Ла-5, превосходивший по летным характеристикам все предыдущие советские самолеты.
Благодаря мощному двигателю АШ-82 скорость Ла-5 достигала 648 км/ч на высоте 5000 м. Для сравнения, скорость серийного ЛаГГ-3 с мотором М-105 не превышала 565 км/ч. Ла-5 значительно превосходил противника в скороподъемности и маневренности.
Установка АШ-82 позволила превратить средний истребитель ЛаГГ-3 в скоростной перехватчик Ла-5, решивший исход воздушной войны в пользу СССР.
Модификация АШ-82ФН
В 1943 году началось серийное производство модернизированного двигателя АШ-82 с непосредственным впрыском топлива, получившего обозначение АШ-82ФН. Его мощность достигла 1850 л.с.
На базе АШ-82ФН был создан истребитель Ла-7 - дальнейшее развитие Ла-5. Максимальная скорость Ла-7 в серийном варианте составляла 704 км/ч на высоте 5200 м.
Кроме того, авиадвигатель АШ-82ФН устанавливался на фронтовые бомбардировщики Ту-2 конструкции А.Н. Туполева, а также экспортировался в Великобританию и США.
Переименование в АШ-82
1 апреля 1944 года двигатель АШ-82 был переименован в честь своего создателя - Аркадия Швецова. Таким образом, официальным наименованием стало АШ-82 вместо М-82.
Это решение было принято в знак признания выдающихся заслуг А.Д. Швецова и возглавляемого им ОКБ-19 в создании легендарного авиационного двигателя, сыгравшего ключевую роль в Великой Отечественной войне.
Послевоенное развитие АШ-82
После окончания войны продолжалось совершенствование АШ-82. Был создан транспортный вариант АШ-82Т, устанавливавшийся на пассажирские самолеты Ил-14. Также была разработана вертолетная модификация АШ-82В для вертолета Ми-4.
Производство двигателей АШ-82 велось до середины 1950-х годов. Они эксплуатировались в СССР и экспортировались в другие страны. Легендарный АШ-82 по праву считается одним из лучших поршневых авиадвигателей в истории авиации.