Распространена ошибочная мысль, будто сокращенное опробование тормозов - это упрощенная версия полного опробования. На самом деле, это отдельная процедура со своими целями и особенностями. Давайте разберемся, для чего и когда проводится сокращенное опробование, какова технология его выполнения. Это поможет избежать нарушений.
Причины и сроки проведения сокращенного опробования тормозов
Сокращенное опробование тормозов проводится не всегда, а лишь при определенных условиях. Рассмотрим основные ситуации, когда требуется сокращенное опробование:
- После прицепки локомотива к составу, если ранее было сделано полное опробование тормозов от стационарного устройства;
- При смене локомотивных бригад, когда локомотив не отцепляется от состава;
- После разъединения или соединения рукавов воздушной магистрали внутри состава;
- После перекрытия концевого крана в составе поезда;
- При смене направления движения поезда при неизменном локомотиве;
- После длительной стоянки поезда (более 20 минут для пассажирских, 30 минут для грузовых).
Как видно из перечисленных случаев, сокращенное опробование проводится при любых изменениях в составе или пневматической системе поезда. Это необходимо для проверки исправности тормозов после таких изменений.
Отличие от полного опробования тормозов
Хотя оба вида опробования касаются проверки тормозов, между ними есть существенные различия:
- Полное опробование предназначено для комплексной проверки всей тормозной системы и тормозов каждого вагона перед выходом поезда на линию.
- Сокращенное опробование направлено только на проверку исправности тормозов после изменений в составе или пневмосистеме.
Кроме того, при сокращенном опробовании:
- Проверяется действие тормозов только двух хвостовых вагонов, а не всех;
- Справка машинисту формы ВУ-45 не выдается;
- Участие осмотрщиков вагонов необязательно;
- Дополнительные операции (проверка запаса песка, осмотр колодок) не выполняются.
Таким образом, сокращенное опробование проще по процедуре и быстрее по времени.
Теперь давайте подробнее разберем технологию выполнения сокращенного опробования тормозов.
Технология сокращенного опробования тормозов
Последовательность действий при сокращенном опробовании тормозов следующая:
- Зарядка пневмосистемы поезда сжатым воздухом до рабочего давления.
- Подача сигнала машинисту о начале опробования.
- Торможение поезда машинистом и проверка действия тормозов хвостовых вагонов.
- Подача сигнала об окончании опробования и отпуск тормозов.
- Проверка отпуска тормозов у хвостовых вагонов.
При наличии электропневматических тормозов их опробование выполняется отдельно от автоматических тормозов перед сокращенным опробованием.
В случае обнаружения каких-либо неисправностей в ходе опробования необходимо:
- Выяснить и устранить причину;
- При невозможности устранения исключить неисправные тормоза;
- Повторить опробование;
- Отправлять поезд запрещено, пока неисправность не будет устранена.
После сокращенного опробования выполняется проверка эффективности торможения в пути на скорости 60 км/час.
Такова в общих чертах технология сокращенного опробования тормозов. Далее рассмотрим сигналы, по которым она осуществляется.
Сигналы при сокращенном опробовании тормозов
Чтобы начать и закончить опробование тормозов, подаются следующие сигналы:
- Начало опробования: поднятая вертикально рука днем или фонарь с белым огнем ночью.
- Ответ машиниста: один короткий свисток.
- Окончание опробования: горизонтальное движение руки или фонаря.
- Ответ машиниста: два коротких свистка.
Эти стандартные сигналы позволяют четко обозначить начало и конец опробования тормозов.
Далее рассмотрим вопрос документального оформления результатов сокращенного опробования тормозов.
Документальное оформление результатов
Хотя при сокращенном опробовании справка машинисту не выдается, его результаты фиксируются следующим образом:
- Отметка в имеющейся у машиниста справке формы ВУ-45;
- Запись в журнале формы ВУ-14 на станции;
- Запись в путевом листе машиниста.
При выявлении неисправностей дополнительно:
- Составляется акт в трех экземплярах;
- Делается запись в журнале технического состояния вагонов формы ВУ-22;
- Отправка поезда запрещается до устранения неисправностей.
Таким образом обеспечивается документальное подтверждение факта и результатов сокращенного опробования тормозов.
Особенности сокращенного опробования на разных типах станций
Порядок проведения сокращенного опробования тормозов имеет некоторые особенности в зависимости от типа станции:
- На участковых станциях сокращенное опробование выполняется осмотрщиками вагонов в соответствии с их должностными обязанностями.
- На промежуточных станциях без осмотрщиков к опробованию привлекаются другие обученные работники.
- На станциях формирования перед отправлением поезда проводится полное опробование тормозов.
В любом случае сокращенное опробование должно выполняться в соответствии с требованиями действующих инструкций.
Рекомендации по сокращенному опробованию тормозов
Чтобы сокращенное опробование тормозов прошло успешно, рекомендуется придерживаться следующих советов:
- Машинистам: проверять зарядку пневмосистемы перед опробованием.
- Осмотрщикам: осматривать состав перед опробованием на наличие внешних неисправностей.
- Проверять тормоза не торопясь, тщательно осматривая колодки и штоки.
- Строго соблюдать регламент и порядок сигналов при опробовании.
Соблюдение этих несложных рекомендаций позволит своевременно выявлять и устранять неисправности тормозов.
Типичные ошибки при сокращенном опробовании тормозов
Наиболее распространенные ошибки при сокращенном опробовании тормозов:
- Опробование без предварительной зарядки пневмосистемы.
- Проверка тормозов не у двух хвостовых, а других вагонов.
- Выдача справки формы ВУ-45 машинисту.
- Несоблюдение регламента сигналов при опробовании.
- Отправка поезда с неисправными тормозами.
Подобные ошибки чреваты сбоями в работе и даже авариями. Чтобы их избежать, необходимо хорошо знать порядок сокращенного опробования тормозов и строго ему следовать.
Порядок сокращенного опробования тормозов грузовых поездов
Сокращенное опробование тормозов грузовых поездов имеет свои особенности:
- Проводится после стоянки поезда более 30 минут.
- Проверяется действие тормозов и целостность воздушной магистрали.
- Опробование может проводиться без участия осмотрщиков вагонов.
- Результаты заносятся в справку ВУ-45 и журнал формы ВУ-14.
- При выявлении неисправностей отправка запрещена.
Строгое соблюдение регламента сокращенного опробования обязательно для обеспечения безопасности движения грузовых поездов.
Случаи обязательного сокращенного опробования тормозов
В заключение отметим случаи, когда сокращенное опробование тормозов обязательно:
- Изменение состава или направления движения поезда.
- Стоянка поезда более установленного времени.
- Сбой в работе пневматической или электрической цепей управления.
- Невозможность дальнейшего управления поездом.
- Обнаружение неисправностей тормозной системы.
В перечисленных случаях только сокращенное опробование позволит убедиться в исправности тормозов и обеспечить безопасность движения.