Карбюраторы производства компании Solex широко применялись на отечественных автомобилях ВАЗ, ГАЗ, УАЗ. Правильный подбор жиклеров позволяет оптимизировать работу двигателя и добиться экономичного расхода топлива.
Краткая история карбюраторов "Солекс"
Компания Solex была основана в 1905 году во Франции инженерами Жозефом Пишо и Люсьеном Ольмером. Первые карбюраторы под маркой Solex появились в 1910 году.
Отличительной особенностью ранних моделей "Солекс" было горизонтальное расположение поплавковой камеры. В 1930-х годах появились карбюраторы вертикального типа. Наибольшего расцвета производство Солекс достигло в 1960-1980 годы.
Карбюраторы "Солекс" пользовались большой популярностью в СССР благодаря простоте конструкции, надежности и универсальности. Они ставились на отечественные автомобили ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ, УАЗ, а также импортные модели.
Устройство карбюратора "Солекс"
Карбюратор "Солекс2 состоит из следующих основных узлов:
- Корпус с диффузорами
- Крышка карбюратора с жиклерами
- Поплавковая камера
- Дроссельная заслонка
- Ускорительный насос
- Система холостого хода
Жиклеры выполняют роль дозаторов топлива. Они бывают топливными и воздушными. Топливные жиклеры регулируют количество бензина, поступающего в диффузоры. Воздушные жиклеры отвечают за подачу воздуха.
Величины жиклеров подбираются таким образом, чтобы получить оптимальный состав топливовоздушной смеси. При неправильном подборе жиклеров двигатель будет работать с перебоями, нестабильно.

Основные модели карбюраторов "Солекс"
Среди карбюраторов "Солекс" можно выделить следующие наиболее распространенные серии:
- СЕЕ - однокамерные карбюраторы
- CD - двухкамерные с падающим потоком
- ADDHE - двухкамерные горизонтальные
- DDH - двухкамерные вертикальные
- DDHR - двухкамерные вертикальные с автоматическим управлением холостым ходом
Наиболее широко применялись следующие модели:
- Солекс 17070 - на автомобилях ВАЗ до 1978 года
- Солекс 175 CD - на автомобилях ВАЗ с 1978 по 1986 год
- Солекс 175 CDT - с электронной системой управления двигателем
- Солекс 21073 - на автомобилях ВАЗ после 1986 года
Таблицы жиклеров карбюраторов "Солекс"
Таблица жиклеров - это свод данных, в котором указаны рекомендуемые параметры жиклеров для определенной модели карбюратора и типа двигателя.
В таблице обычно содержится следующая информация:
- Модель карбюратора
- Тип двигателя (объем, мощность)
- Параметры топливных жиклеров
- Параметры воздушных жиклеров
- Другие данные (размер диффузора, эмульсионные трубки и т.д.)
Например, таблица жиклеров карбюратора Солекс 21083:
Карбюратор | Двигатель | Жиклер первичной камеры | Жиклер вторичной камеры | Главный воздушный жиклер первичной камеры | Главный воздушный жиклер вторичной камеры |
Солекс 21083 | ВАЗ-2108 1,3 л | 95 | 100 | 150 | 190 |
По таблице жиклеров можно подобрать оптимальные параметры для конкретного двигателя. Это позволит настроить карбюратор на экономичный или форсированный режим.

Подбор жиклеров по параметрам двигателя
При подборе жиклеров для карбюратора "Солекс" необходимо учитывать:
- Объем двигателя - чем больше, тем крупнее жиклеры
- Степень сжатия - высокая степень требует меньших жиклеров
- Мощность - для более мощного двигателя нужны бóльшие жиклеры
- Форсированные двигатели требуют повышенного обогащения топливом
Для атмосферных двигателей обычно используются жиклеры меньших размеров, чем для турбированных. При эксплуатации в высокогорье также применяют немного увеличенные жиклеры.
Следует учитывать и климатические условия. В жаркую погоду смесь обедняется быстрее, поэтому требуются чуть бóльшие жиклеры.
Выбор жиклеров для оптимизации работы
Подбирая жиклеры, можно оптимизировать работу двигателя:
- Для экономичного режима ставят чуть меньшие жиклеры
- Для форсированного режима - чуть большие
- По составу смеси: Для обедненной - уменьшить топливные, увеличить воздушные Для обогащенной - наоборот
- Для выравнивания холостого хода корректируют топливный жиклер холостого хода
Работу с жиклерами лучше проводить постепенно, последовательно, проверяя результат на практике. Только так можно подобрать оптимальный вариант.
Замена жиклеров в карбюраторе "Солекс"
Чтобы заменить жиклеры в карбюраторе "Солекс", необходимо:
- Демонтировать карбюратор с двигателя
- Разобрать карбюратор
- Найти и вытащить старые жиклеры (топливные и воздушные)
- Оценить состояние старых жиклеров на наличие загрязнений и износа
- Установить новые жиклеры в соответствии с рекомендациями из таблицы жиклеров
- Собрать карбюратор в обратном порядке
- Установить карбюратор на двигатель
При замене жиклеров важно правильно подобрать их параметры. Для этого используют таблицу жиклеров карбюратора "Солекс".
Признаки неверного подбора жиклеров
О том, что жиклеры подобраны неправильно, сигнализируют:
- Нестабильный холостой ход, перебои
- Повышенный расход топлива
- Потеря динамики и мощности
- Дымный выхлоп
- Трудный запуск двигателя
Это могут быть признаки как чрезмерно обогащенной, так и обедненной топливовоздушной смеси.
Тарировочные данные жиклеров "Солекс"
Каждый жиклер карбюратора "Солекс" имеет свои индивидуальные тарировочные данные, определяющие его пропускную способность.
Эти данные можно найти в специальных стехиометрических таблицах подбора жиклеров для конкретной модели карбюратора.
Зная тарировочные значения, можно точно подобрать жиклеры для получения необходимого состава топливовоздушной смеси.
Рекомендации по подбору жиклеров
Для правильного подбора жиклеров рекомендуется:
- Определить параметры двигателя (объем, мощность)
- Подобрать жиклеры по таблице для данного типа двигателя
- Проверить работу двигателя с выбранными жиклерами
- При необходимости скорректировать параметры жиклеров
Следует делать это постепенно, по 1-2 единицы за раз, сравнивая результат.
Особенности подбора жиклеров
При подборе жиклеров следует учитывать:
- Тип двигателя (атмосферный, турбо)
- Условия эксплуатации (высокогорье, климат)
- Цель настройки (экономия, форсировка)
- Техническое состояние двигателя и карбюратора
Оптимальны жиклеры подбираются методом проб и ошибок, постепенным изменением параметров.
Альтернативные способы регулировки
Помимо замены жиклеров, можно отрегулировать работу карбюратора Солекс другими способами:
- Замена диффузоров на диффузоры другого размера
- Установка эмульсионных трубок повышенного диаметра
- Использование калибровочных шайб в дозирующих системах
- Регулировка уровня топлива в поплавковой камере
- Замена распылителя ускорительного насоса
Эти методы применяются реже, чем подбор жиклеров, но тоже позволяют изменить состав смеси.
Перспективы замены карбюраторов
Несмотря на простоту и надежность, у карбюраторов есть существенный недостаток - невозможность точной дозировки топлива при изменении нагрузки на двигатель.
Поэтому с 1990-х годов карбюраторы вытесняются системами впрыска топлива.
При замене карбюратора Солекс на систему впрыска можно добиться:
- Более точного дозирования топлива
- Снижения расхода топлива и токсичности
- Облегчения запуска двигателя
- Повышения мощности и динамики
Таблица жиклеров карбюратора "Солекс 21083 1,5"
Для двигателя объемом 1,5 литра в карбюраторе "Солекс 21083" рекомендуется устанавливать следующие жиклеры:
- Топливный жиклер первичной камеры - 95
- Топливный жиклер вторичной камеры - 100
- Главный воздушный жиклер первичной камеры - 150
- Главный воздушный жиклер вторичной камеры - 190
Эти параметры обеспечивают эффективную работу двигателя 1,5 л с карбюратором Солекс 21083.
Сравнение карбюраторов и впрыска
Критерий | Карбюратор | Впрыск |
Точность дозировки | Низкая | Высокая |
Расход топлива | Выше | Ниже |
Мощность, динамика | Ниже | Выше |
Сложность системы | Ниже | Выше |
Как видно из сравнения, системы впрыска имеют существенные преимущества перед карбюраторами. Однако карбюраторы проще и дешевле в обслуживании.
Преимущества системы впрыска топлива
По сравнению с карбюраторами, системы впрыска топлива имеют следующие преимущества:
- Более точное дозирование и распыление топлива
- Лучшее смесеобразование на всех режимах работы двигателя
- Снижение расхода топлива на 10-15%
- Уменьшение токсичности отработавших газов
- Повышение мощности и динамики автомобиля
- Облегчение пуска двигателя
Недостатки системы впрыска топлива
В то же время, у систем впрыска есть и недостатки:
- Более высокая стоимость и сложность системы
- Повышенные требования к чистоте топлива
- Необходимость более сложного диагностического оборудования
- Меньший ресурс работы топливной аппаратуры
Переход с карбюратора на впрыск
При переходе с карбюраторной системы питания на впрыск топлива необходима замена:
- Карбюратора на топливные форсунки
- Топливного бака и магистралей на более высокого давления
- Системы зажигания на более мощную
- Датчиков и исполнительных механизмов системы управления двигателем
Рекомендации при выборе системы питания
При выборе системы питания автомобиля рекомендуется:
- Учитывать технические характеристики и состояние двигателя
- Анализировать условия и интенсивность эксплуатации автомобиля
- Сопоставлять стоимость владения и обслуживания разных систем
- Получить консультацию специалиста по выбору оптимального варианта
Перспективы развития систем питания
В ближайшей перспективе ожидается:
- Дальнейшее совершенствование систем впрыска
- Разработка альтернативных видов топлива и двигателей для них
- Создание гибридных силовых установок
- Рост доли электромобилей
Однако в сегменте бюджетных автомобилей карбюраторы еще долго сохранят свои позиции благодаря простоте и дешевизне.