Негерметичность или поломка стояночного тормоза - распространенная проблема автомобилистов. Часто ручник перестает держать из-за естественного износа деталей. Но бывают и другие причины. Давайте разберемся, почему может возникнуть такая неисправность и как ее устранить своими руками.
Причины, по которым ручник перестает держать
Существует несколько распространенных причин, из-за которых ручник перестает выполнять свои функции по удержанию автомобиля на месте:
- Износ троса и его растяжение. Со временем трос вытягивается и перестает передавать достаточное усилие на тормозные колодки.
- Поломка пружинного механизма. Пружина со временем теряет упругость и не может создать нужное давление.
- Повреждение тормозных колодок. Колодки могут примерзнуть, разрушиться или заклинить.
- Проблемы в гидравлической или электрической системе управления. Утечка жидкости, коррозия контактов и другие неисправности.
- Коррозия деталей из-за попадания воды, грязи или соли. Ржавчина мешает нормальному ходу механизма.
Основные причины связаны с естественным износом деталей (трос, колодки, пружины) и попаданием влаги, вызывающей коррозию. Реже встречаются более серьезные поломки электроники или гидравлики.
Ручник не удерживает машину даже на небольшом уклоне? Скорее всего, причина в изношенном тросе или колодках. Но иногда виноваты более серьезные неисправности электрики или гидравлики.
Как определить, что ручник не держит
Чтобы выяснить, исправен ли ручник, достаточно провести несколько простых проверок:
- Припарковаться на пологом склоне, поставить на ручник и проверить - не катится ли машина вниз.
- Включить первую передачу, поставить на ручник, медленно отпустить сцепление. Если машина поехала - значит, ручник не работает.
- Попробовать затормозить в движении. Если тормозной путь сильно увеличился, возможно, проблема в ручнике.
Эти несложные тесты помогут определить, фиксирует ли ручник автомобиль на месте или нет. Если обнаружена неисправность, надо выяснить ее причину.
Визуальный осмотр автомобиля
Чтобы понять, в чем именно причина, нужно тщательно осмотреть автомобиль:
- Проверить трос на предмет повреждений, ржавчины, растяжения.
- Отсоединить тормозные колодки и проверить пружинный механизм.
- Оценить износ тормозных колодок. Возможно, они примерзли или разрушились.
- Если гидропривод - проверить уровень тормозной жидкости.
- У электронного ручника посмотреть контакты блока управления.
По результатам осмотра можно будет точно определить, какая деталь вышла из строя, и спланировать ремонт.
Как отрегулировать трос ручного тормоза
Одна из частых причин ослабления ручника - натяжение или растяжение троса. Чтобы отрегулировать трос, понадобится:
- Ключ или головка нужного размера
- Антикоррозийная смазка
Порядок действий:
- Ослабить контргайку регулировки.
- Поворачивать регулировочную гайку, пока трос не станет натянут.
- Затянуть контргайку.
- Проверить работу ручника.
Ошибки при регулировке:
- Чрезмерное натяжение троса. Может повредить механизм.
- Недостаточное натяжение. Ручник по-прежнему не будет держать.
- Не затянута контргайка. Трос быстро вытянется.
Правильная регулировка поможет продлить срок службы троса и исправить проблему с ручником.
Замена троса ручного тормоза своими руками
Если трос сильно поврежден или совсем не работает, его нужно заменить. Для этого потребуются:
- Новый трос подходящей длины и сечения
- Ключи нужных размеров
- Антикоррозийная смазка
Порядок замены:
- Снять задние колеса и осмотреть механизм.
- Открутить крепления старого троса.
- Снять наконечники и вынуть трос.
- Установить и закрепить новый трос.
- Отрегулировать натяжение и проверить работу.
Особое внимание уделить регулировке натяжения - оно должно быть достаточным, чтобы ручник держал, но не чрезмерным. Иначе трос быстро вытянется.
Замена тормозных колодок
Колодки со временем стираются и теряют эффективность. Признаки необходимости замены:
- Увеличение тормозного пути
- Визг при торможении
- Металлический скрежет от соприкосновения пластины и диска
Для замены колодок ручника нужны:
- Набор новых колодок
- Ключ торцевой подходящего размера
- Съемник колодок
Последовательность действий:
- Открутить винты крепления суппорта.
- Снять старые колодки с помощью съемника.
- Установить новые колодки.
- Закрутить обратно винты крепления.
- Проверить работу ручника.
Профилактика и уход за ручным тормозом
Чтобы продлить срок службы ручника, нужно:
- Регулярно проверять и при необходимости регулировать натяжение троса.
- Вовремя менять изношенные детали.
- Обрабатывать трос антикоррозийным средством.
- Избегать использования на стоянке в мороз или после мойки.
Такая профилактика поможет значительно продлить срок службы ручного тормоза.
Когда обращаться в автосервис?
Стоит обратиться к профессионалам в случаях:
- Полного обрыва троса.
- Невозможности отрегулировать ручник самостоятельно.
- Неисправности сложных узлов (гидравлика, электроника).
- Отсутствия необходимых инструментов и навыков.
Мастера автосервиса быстро найдут неисправность и устранят ее.
Советы по безопасной эксплуатации автомобиля
Пока ручник не починен, рекомендуется:
- Избегать парковки на крутых склонах.
- Использовать противооткатные упоры.
- На стоянке включать первую передачу.
- Соблюдать дистанцию и ограничения скорости.
- Иметь наготове номер эвакуатора.
Это позволит обезопасить себя и других участников дорожного движения.
Что делать, если ручник не держит - варианты решения проблемы
Если выяснилось, что ручник плохо или совсем не держит автомобиль, есть несколько вариантов решения этой проблемы:
- Попробовать отрегулировать натяжение троса. Иногда этого достаточно.
- Заменить изношенный трос на новый. Это решит проблему при потере эластичности и растяжения старого троса.
- Заменить тормозные колодки. При сильном износе они перестают эффективно взаимодействовать с диском или барабаном.
- Отремонтировать или заменить сломанные детали пружинного или гидравлического механизма.
- Обратиться в автосервис для комплексной диагностики и ремонта.
Конкретное решение зависит от выявленной при осмотре причины отказа ручника.
Как понять, что пора менять трос или колодки
О необходимости замены троса или колодок может свидетельствовать:
- Постепенное увеличение хода рычага при постановке на ручник.
- Необходимость нескольких "щелчков" рычагом, чтобы зафиксировать автомобиль.
- Скрип или визг при включении ручника.
- Трос потерял эластичность, потрескался или поржавел.
- Увеличение тормозного пути при пользовании ручником.
При появлении таких признаков стоит тщательно осмотреть трос и колодки - возможно, пришло время их замены.
Особенности ремонта гидравлического ручника
Если автомобиль оснащен гидроприводом стояночного тормоза, при ремонте нужно учитывать:
- Проверить уровень тормозной жидкости, при необходимости долить.
- Выявить возможные утечки в гидросистеме по мокрым пятнам.
- Очистить или заменить гидроцилиндры и шланги при коррозии.
- Удалить воздух из системы после ремонта.
Замена жидкости и фильтров поможет восстановить работоспособность гидропривода.
Диагностика электронных неисправностей
У электрического стояночного тормоза другие типичные поломки:
- Проблемы в электропроводке: окисление, обрыв, короткое замыкание.
- Выход из строя электродвигателя или блока управления.
- Загрязнение контактов в разъемах.
Для поиска неисправностей может потребоваться диагностический сканер. Ремонт чаще всего заключается в замене вышедших из строя компонентов.
Как избежать поломок ручника
Чтобы минимизировать поломки ручника, рекомендуется:
- Регулярно проверять исправность троса и колодок.
- Своевременно фиксировать и устранять неисправности.
- Не эксплуатировать сильно изношенный ручник.
- Правильно пользоваться и обслуживать систему.
- Защищать механизм от воздействия влаги и коррозии.
Плановое обслуживание и забота о ручнике помогут избежать крупных поломок в дороге.