Режим работы крана. Виды кранов. ГОСТ 25546-82 "Краны грузоподъемные"

Режим работы крана - один из важнейших параметров, который нужно учитывать при выборе грузоподъемного оборудования. От правильного определения режима работы зависит срок службы крана и эффективность его использования. Давайте разберемся, что такое режим работы, как его рассчитать и выбрать оптимальный вариант для конкретных условий эксплуатации.

Что такое режим работы крана и зачем его определять

Режим работы крана - это совокупность показателей, характеризующих интенсивность использования механизмов крана с учетом их нагруженности. Режим работы определяет степень загруженности крана и частоту его использования на протяжении всего срока службы.

От правильно подобранного режима работы напрямую зависит ресурс кранового оборудования. Если занизить режим - кран будет испытывать повышенные нагрузки, что приведет к ускоренному износу механизмов и сокращению срока службы. Если завысить - то кран будет работать с неполной отдачей, а его стоимость окажется выше необходимой.

Таким образом, ошибка в определении режима работы крана может иметь негативные экономические и технические последствия. Экономические - переплата за избыточный режим или дополнительные затраты на ремонт из-за повышенного износа при заниженном режиме. Технические - сокращение фактического срока службы крана по сравнению с заявленным производителем.

Классификация режимов работы по ГОСТ

Классификация режимов работы грузоподъемных кранов регламентируется ГОСТ 25546-82. Согласно стандарту, режим работы определяется сочетанием класса использования и класса нагружения механизмов.

Класс использования зависит от интенсивности работы крана и обозначается U с цифрой от 0 до 9. Чем выше цифра - тем интенсивнее используется кран.

Класс нагружения обозначается Q с цифрой от 0 до 4 и зависит от распределения нагрузки на механизмы крана. Чем выше цифра - тем выше нагрузка.

На пересечении класса использования и класса нагружения в специальной таблице определяется группа режима работы крана от A1 (наиболее легкий режим) до A8 (наиболее тяжелый режим).

Циклы работы крана

Под циклом работы крана понимается выполнение им полного комплекса операций:

  • подъем и перемещение груза
  • опускание груза
  • возвращение механизмов в исходное положение

Число циклов напрямую влияет на интенсивность эксплуатации крана и учитывается при определении класса использования. Количество циклов за весь срок службы крана рассчитывается по формуле:

CT = Cc * Пдн * Тк

где:
CT - общее число циклов за срок службы крана Cc - среднее число циклов в сутки Пдн - количество рабочих дней в году Тк - срок службы крана, лет

Таким образом, для определения режима работы крана необходимо знать или прогнозировать среднюю интенсивность его эксплуатации в течение срока службы.

Расчет коэффициента нагружения

Для определения класса нагружения используется коэффициент Кр, который рассчитывается по формуле:

Kp = ∑(Qi / Кном)3 * Ci / Цоб

где: Qi - фактическая масса груза Кном - номинальная грузоподъемность крана Ci - число подъемов груза массой Qi Цоб - общее число подъемов

Коэффициент Кр зависит от распределения масс грузов - чем больше доля грузов, близких к номинальной грузоподъемности, тем выше коэффициент нагружения.

Например, для крана г/п 10 тонн при подъеме грузов 2 тонны в 40% циклов, 5 тонн в 35% циклов и 10 тонн в 25% циклов коэффициент нагружения составит 0,123. Это соответствует классу нагружения Q2.

Определение режима работы на практике

На практике определить точный режим работы крана достаточно сложно, так как требуются детальные данные об эксплуатации, которыми заказчик часто не располагает.

В таком случае можно использовать усредненные показатели исходя из отрасли, типа производства и других факторов. Например, для промышленного цеха с двухсменным режимом работы можно принять класс использования U3-U4, а класс нагружения Q2-Q3.

Для большей точности рекомендуется проводить хронометраж работы крана на протяжении 1-2 недель и фиксировать вес перемещаемых грузов. Это позволит наиболее достоверно рассчитать режим работы оборудования.

Например, для мостового крана с г/п 20 тонн, работающего в одну смену 260 дней в году, за неделю наблюдений получены данные: в среднем 18 циклов за смену, грузы до 5 тонн - 40% подъемов, до 10 тонн - 30%, до 20 тонн - 20%, до 2 тонн - 10%. Рассчитаем режим работы:

Класс использования: время работы 5 часов в сутки, срок службы 20 лет - U4 Коэффициент нагружения: Kp = 0,1*0,1^3 + 0,2*0,25^3 + 0,3*0,5^3 + 0,4*1^3 = 0,243 Класс нагружения: Q3 Группа режима: A5

Таким образом, оптимальный режим работы данного крана - А5.

Портрет оператора башенного крана

Особенности режимов работы разных кранов

При определении режимов работы конкретных типов кранов есть свои особенности:

  • Для мостовых кранов важны нагрузки от частых пусков и остановок.
  • У козловых кранов большое влияние оказывают ветровые нагрузки.
  • Для кранов-манипуляторов критичны динамические нагрузки при вывешивании груза.
  • У башенных кранов неравномерность нагружения разных механизмов.

Эти факторы обязательно нужно учитывать при выборе режима работы конкретного типа крана. Кроме того, важную роль играют условия эксплуатации и особенности производства.

Как выбрать режим работы автокрана

При выборе режима работы автокрана основное влияние оказывают условия его эксплуатации. Например, при использовании преимущественно на объектах строительства значительную нагрузку создают частые переезды и работа на неровных площадках.

Для автокрана КамАЗ определяющее значение имеет тип подвески. На пневматической подвеске допускаются более высокие динамические нагрузки и соответственно интенсивный режим работы. При рессорной подвеске предпочтительны более легкие режимы.

Также при выборе режима работы автокрана важно учитывать время в наряде, средний радиус вылета стрелы, массу основных грузов, квалификацию операторов и ряд других факторов.

Автомобильный кран поднимает груз на фоне заката

Технические характеристики кранов и режим работы

Основные технические характеристики крана, такие как грузоподъемность и пролет, напрямую влияют на выбор оптимального режима работы.

Чем выше грузоподъемность и пролет крана, тем интенсивнее нагрузки на его металлоконструкцию и механизмы. Это необходимо учитывать для правильного определения допустимых режимов эксплуатации крана.

Кроме того, конструктивные особенности приводов, тип тележек, система управления и другие технические характеристики крана оказывают влияние на выбор режима работы.

Так, краны с частотными приводами допускают более интенсивные режимы работы за счет плавности пуска и остановки механизмов. А краны с двухбалочными тележками менее чувствительны к неравномерности нагрузки на рельсы.

Виды кранов

Существует множество разновидностей грузоподъемных кранов, к основным из которых относятся:

  • Мостовые краны - устанавливаются на надземных опорах внутри цехов
  • Козловые краны - стоят на земле, имеют портальную стрелу
  • Краны-манипуляторы - устанавливаются на автомобилях или спецшасси
  • Башенные краны - стационарные или самоходные стреловые краны большой высоты

Портальные краны надземным рельсовым путям вдоль зданий и сооружений

Существует множество разновидностей грузоподъемных кранов, к основным из которых относятся:

  • Мостовые краны - устанавливаются на надземных опорах внутри цехов
  • Козловые краны - стоят на земле, имеют портальную стрелу
  • Краны-манипуляторы - устанавливаются на автомобилях или спецшасси
  • Башенные краны - стационарные или самоходные стреловые краны большой высоты
  • Портальные краны - перемещаются по надземным рельсовым путям вдоль зданий и сооружений

Каждый тип крана имеет свои конструктивные особенности и области применения, которые нужно учитывать при выборе режима работы. Например, для козловых кранов, работающих на открытом воздухе, характерно воздействие ветровых нагрузок, которых нет у мостовых кранов внутри цехов.

Режимы работы различных механизмов крана

Помимо общих показателей режима работы, важно учитывать особенности эксплуатации отдельных механизмов крана. Например, механизмы подъема испытывают циклические нагрузки при подъеме и опускании груза, а механизмы передвижения - толчки при пуске и остановке.

Согласно ГОСТ 25546-82 нужно определять режим работы для групп механизмов: подъема, изменения вылета, поворота, передвижения. И для каждой группы рассчитывается свой коэффициент загруженности.

Увеличение интенсивности использования крана

Если требуется повысить интенсивность использования крана сверх установленного режима работы, то возможны следующие решения:

  • модернизация отдельных узлов и механизмов;
  • усиление металлоконструкций;
  • установка дополнительных приводов;
  • перевод крана на круглосуточную работу.

Однако такие меры требуют внеочередной экспертизы промышленной безопасности и могут быть затратными.

ГОСТ 25546 82"

Стандарт ГОСТ 25546-82 "Краны грузоподъемные. Режимы работы. Нормы и технические требования" устанавливает классификацию режимов работы грузоподъемных кранов в зависимости от интенсивности использования и степени нагрузки.

В стандарте приводятся нормы циклов работы и коэффициентов нагружения для разных режимов. А также технические требования по выбору режима работы крана исходя из условий его эксплуатации.

Особенности эксплуатации автокран КамАЗ

При эксплуатации автомобильных кранов КамАЗ нужно учитывать следующие особенности, влияющие на режим работы:

  • Динамические нагрузки при движении по неровностям
  • Наличие груза на крюке при переездах
  • Работа в условиях низких температур
  • Возможность опрокидывания при большом вылете

Эти факторы требуют выбора соответствующего режима работы и осторожности при эксплуатации автокранов КамАЗ.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.