Дорожное строительство не стоит на месте - современные технологии позволяют создавать прочные и долговечные дороги. Но есть машины, которые десятилетиями помогают дорожникам в работе. Одна из таких легенд - вибрационный каток ДУ-84. Давайте разберемся в его особенностях и технических характеристиках, чтобы оценить, насколько этот ветеран актуален сегодня.
Назначение и область применения катка ДУ-84
Каток ДУ-84 был разработан в Советском Союзе в 1970-х годах специально для нужд дорожного строительства. За десятилетия эксплуатации он заслужил репутацию надежной и неприхотливой машины.
Основное назначение ДУ-84 - уплотнение оснований при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Его активно применяют при прокладке новых дорог, а также при ямочном и капитальном ремонте существующих трасс.
Каток ДУ-84 работает с такими материалами, как щебень , песок , грунт , гравий , а также с асфальтобетонными смесями. Благодаря наличию двух режимов вибрации он эффективно уплотняет широкий спектр материалов.
ДУ-84 применяют при строительстве и ремонте автодорог I-III категорий, т.е. от федеральных трасс до областных и районных дорог. Этот каток подходит как для работы на крупных объектах, так и на небольших участках.
С помощью дополнительных приспособлений ДУ-84 может выполнять специальные работы:
- уплотнять асфальтовую крошку и фрезерованный асфальт;
- работать на полигонах твердых бытовых отходов;
- планировать площадки и откосы.
Преимущества и недостатки ДУ-84
У ДУ-84 есть ряд преимуществ, которые позволили этой машине проработать несколько десятилетий:
- Наличие двух режимов вибрации расширяет возможности катка при работе с разными материалами.
- Высокая эффективность уплотнения за счет большой массы машины и двух вибрирующих вальцов.
- Хорошая маневренность благодаря шарнирно-сочлененной раме.
- Привод на оба вальца уменьшает проскальзывание и улучшает проходимость.
- Простота и надежность конструкции, удобство в обслуживании.
В то же время у ДУ-84 есть и недостатки:
- Высокая стоимость нового катка по сравнению с аналогами.
- Повышенный расход топлива из-за большой массы.
- Сложность ремонта отдельных узлов, например, гидравлики.
- Шум при работе, особенно на высоких оборотах двигателя.
По сравнению с более современными катками на пневмоходу у ДУ-84 меньше скорость и производительность. Но в то же время этот ветеран выигрывает по простоте устройства, ремонтопригодности и способности работать в тяжелых условиях.
Технические характеристики ДУ-84
Рассмотрим подробнее основные технические параметры катка ДУ-84.
Конструктивная масса этой машины составляет 13 тонн, а эксплуатационная достигает 14 тонн. Это обеспечивает высокое качество уплотнения.
ДУ-84 оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-236 мощностью 132 кВт (около 180 л.с.). Привод гидравлический.
Максимальная рабочая скорость катка - 5,4 км/ч. Транспортная скорость может достигать 8 км/ч.
Ширина уплотняемой полосы за один проход составляет 2 метра.
Каток имеет два режима вибрации: 24 или 40 Гц. Амплитуда колебаний вальца - 1,8 или 0,8 мм.
Максимальное линейное давление на валец может достигать 35 кг/см.
ДУ-84 способен преодолевать подъемы до 30%. Минимальный радиус поворота - 7 метров. Расход топлива в рабочем режиме около 24 л/ч.
Основные технические характеристики ДУ-84 можно свести в таблицу:
Параметр | Значение |
Масса | 13-14 тонн |
Двигатель | ЯМЗ-236, 132 кВт |
Скорость рабочая | до 5,4 км/ч |
Ширина уплотнения | 2 м |
Частота вибрации | 24-40 Гц |
Давление на валец | до 35 кг/см |
Габаритные размеры ДУ-84 составляют:
- Длина - 6 метров
- Ширина - 2,4 метра
- Высота - 3 метра
- Диаметр вальца - 1,6 м
- Минимальный радиус поворота - 7 м
Особенности конструкции ДУ-84
Конструкция катка ДУ-84 имеет ряд особенностей:
- Шарнирно-сочлененная рама повышает маневренность и проходимость машины.
- Просторная и удобная кабина оператора с панорамным остеклением.
- Легкий доступ к основным узлам и агрегатам при проведении техобслуживания.
- Возможность замены вальцов прямо на месте работ.
Органы управления катком удобно расположены в кабине. Имеются контрольно-измерительные приборы - спидометр, тахометр, указатели уровня топлива, температуры двигателя.
Обогрев кабины позволяет комфортно работать в холодное время года. Кабина установлена на антивибрационных опорах для снижения усталости оператора.
Система орошения вальцов
В конструкции ДУ-84 предусмотрена система орошения вальцов. Она предотвращает прилипание к ним уплотняемого материала.
Вода подается из бака объемом 400 литров под давлением на рабочую поверхность вальцов. Расход воды регулируется в зависимости от условий работы.
Благодаря орошению каток ДУ-84 может работать даже в жаркую погоду с минимальными простоями на очистку вальцов.
Привод и трансмиссия
В отличие от одновальцовых катков, в ДУ-84 предусмотрен привод сразу на два вальца. Это значительно снижает проскальзывание и повышает проходимость на сложных участках, например, на подъеме.
Крутящий момент от двигателя передается к вальцам через гидромеханическую трансмиссию. Управление гидросистемой осуществляется с помощью рычагов из кабины.
Благодаря двум приводным осям самоходный каток ДУ-84 легко маневрирует и оставляет минимальные неровности при развороте.
Два режима вибрации
Отличительная особенность ДУ-84 - наличие двух режимов вибрации с частотой 24 или 40 Гц. Это позволяет эффективно использовать каток на разных грунтах и материалах.
Режим с частотой 40 Гц обеспечивает лучшее уплотнение песчаных и гравийных оснований. Режим 24 Гц больше подходит для укатки асфальтобетона и щебня.
Переключение режимов вибрации осуществляется прямо во время работы для оперативной настройки под особенности участка.
Таким образом, наличие двух режимов вибрации делает каток самоходный ду 84 технические характеристики универсальным и менее требовательным к качеству уплотняемых материалов.