ВАЗ 2104: блок предохранителей - его особенности и характеристики

Блок предохранителей - важнейший элемент электрооборудования в легендарном автомобиле ВАЗ 2104. За многие годы эксплуатации этих машин накоплен колоссальный опыт по обслуживанию и ремонту блока предохранителей. В этой статье мы подробно разберем устройство, особенности и характеристики блока предохранителей ВАЗ 2104.

Назначение и принцип работы блока предохранителей ВАЗ 2104

Блок предохранителей является важной частью электрооборудования автомобиля ВАЗ 2104. Он выполняет защитную функцию, оберегая электрические цепи машины от перегрузок и коротких замыканий.

Принцип работы блока основан на использовании плавких предохранителей. Это специальные элементы, рассчитанные на определенную силу тока. При превышении допустимой нагрузки предохранитель перегорает, размыкая цепь и предотвращая ее повреждение.

Основными причинами выхода предохранителей из строя являются:

  • Перегрузка цепи из-за неисправности потребителей;
  • Короткое замыкание в проводке;
  • Установка предохранителя большего номинала;
  • Окисление контактов держателя предохранителя.

Состояние предохранителей можно проверить визуально и с помощью приборов. Визуально оценивается целостность плавкой вставки. Прибором измеряют сопротивление или напряжение на выводах предохранителя.

Недопустима замена перегоревшего предохранителя на проволоку или монету. Это может привести к возгоранию проводки при коротком замыкании.

Конструкция блока предохранителей ВАЗ 2104

Блок предохранителей ВАЗ 2104 расположен в моторном отсеке автомобиля с правой стороны. Он закреплен на щите передка и закрыт сверху прозрачной крышкой. На крышке нанесена расшифровка назначения предохранителей и реле.

Выпускались два основных типа блоков предохранителей для ВАЗ 2104 - старого и нового образца.

Старый блок устанавливался на машины первых лет выпуска с карбюраторным двигателем. Он имел ряд недостатков:

  • Ненадежное крепление предохранителей пружинными контактами;
  • Сложность ремонта двухъярусной печатной платы.

Новый блок предохранителей отличался повышенной надежностью за счет использования ножевых предохранителей и единой печатной платы. Он ставился на карбюраторные ВАЗ 2104 поздних выпусков и все инжекторные модификации.

На инжекторных ВАЗ 2104 устанавливался дополнительный блок предохранителей в салоне автомобиля под вещевым ящиком. В нем размещались предохранители цепей системы управления двигателем.

Предохранители и реле в блоке ВАЗ 2104

В блоке предохранителей ВАЗ 2104 установлено 17 плавких вставок на токи от 7,5 до 20 А. Каждый предохранитель защищает отдельную цепь электрооборудования.

Например, F1 (10А) защищает цепи задних фонарей и электродвигатель отопителя, а F11 (10А) - лампы стоп-сигнала и плафон освещения салона.

В блоке также установлены реле включения различных потребителей тока, таких как фары, стеклоочистители, вентилятор и др.

Предохранители разных номиналов имеют цветовую маркировку:

  • 20А - желтый;
  • 15А - голубой;
  • 10А - красный;
  • 7,5А - коричневый.

Это упрощает их идентификацию при замене.

Реле проверяют подачей питания на обмотку и контролем срабатывания контактов. Неисправные реле подлежат замене.

Таким образом, предохранители и реле выполняют в блоке важные защитную и коммутационную функции, обеспечивая надежность электросистемы автомобиля ВАЗ 2104.

Крупный план открытого блока предохранителей в моторном отсеке ВАЗ 2104

Демонтаж и разборка блока предохранителей

Для демонтажа блока предохранителей ВАЗ 2104 потребуются следующие инструменты:

  • Отвертка крестовая или шлицевая;
  • Отвертка Torx T30 (под винты крепления крышки);
  • Плоскогубцы;
  • Торцевой ключ 10 мм (для гаек крепления).

Последовательность демонтажа:

  1. Отсоединить клемму от аккумулятора;
  2. Снять крышку блока предохранителей;
  3. Отсоединить все колодки проводов от блока;
  4. Выкрутить гайки крепления и снять блок.

Для разборки корпуса и доступа к печатной плате нужна отвертка. С ее помощью отжимаются защелки по периметру и снимается верхняя крышка корпуса.

Аналогично демонтируется дополнительный блок предохранителей в салоне, отсоединив провода и выкрутив крепеж.

Таким образом, блок предохранителей ВАЗ 2104 при необходимости можно полностью разобрать с помощью простого инструмента.

Ремонт и восстановление блока предохранителей

Наиболее частой неисправностью блока предохранителей ВАЗ 2104 является перегорание дорожек на печатной плате. Для ремонта понадобятся:

  • Паяльник;
  • Припой;
  • Флюс;
  • Мультиметр.

Последовательность ремонта:

  1. Найти место перегорания дорожки;
  2. Очистить участок от изоляции и старого припоя;
  3. Нанести флюс на очищенную поверхность;
  4. Восстановить дорожку припоем с помощью паяльника.

Также часто в блоке выходят из строя контакты реле. Их можно отремонтировать мелкой наждачной бумагой, зачистив от окислов.

Ремонт блока предохранителей ВАЗ 2104 в гараже

Замена неисправных элементов в блоке

При выходе из строя реле или предохранителя их следует заменить на новые.

Для замены предохранителя нужно:

  1. Найти перегоревший предохранитель по маркировке;
  2. Извлечь старый предохранитель пинцетом;
  3. Установить новый предохранитель того же номинала.

Аналогично производится замена неисправного реле на новое при помощи специального пинцета.

Установка нового блока предохранителей

Рекомендуется устанавливать на ВАЗ 2104 блок предохранителей нового образца, отличающийся повышенной надежностью.

При его установке нужно:

  1. Подсоединить все колодки проводов согласно схеме;
  2. Закрепить блок гайками на щите передка;
  3. Установить и закрепить крышку блока;
  4. Подсоединить клемму к аккумулятору.

Новый блок предохранителей значительно улучшит работу электрооборудования автомобиля ВАЗ 2104.

Особенности блока предохранителей на карбюраторных и инжекторных модификациях

На карбюраторных ВАЗ 2104 устанавливался блок предохранителей старого или нового образца. Он защищал все цепи электрооборудования автомобиля.

На инжекторных модификациях ВАЗ 2104 применялся новый усовершенствованный блок предохранителей в моторном отсеке. Кроме того, дополнительно ставился блок предохранителей в салоне для защиты цепей системы впрыска.

Таким образом, конструкция блока предохранителей на ВАЗ 2104 зависела от типа силового агрегата - карбюраторного или инжекторного.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество