Железнодорожный кран: фото и описание, характеристики, руководство по эксплуатации и ремонт

Железнодорожные краны - это важнейшее звено технологической цепочки на железной дороге. От их бесперебойной работы зависит своевременная погрузка, разгрузка и маневровые операции с различными грузами. Давайте подробно разберем конструкцию, эксплуатацию и ремонт этих машин.

Назначение и области применения железнодорожных кранов

Железнодорожные краны применяются для:

  • Погрузочно-разгрузочных работ на станциях и в путевых депо
  • Монтажных и строительных работ на объектах железнодорожного транспорта
  • Устранения последствий аварий и сходов подвижного состава
  • Работы на промышленных предприятиях, имеющих железнодорожные подъездные пути

Таким образом, железнодорожные краны являются важнейшим элементом технического оснащения железных дорог и промышленных предприятий. Они позволяют оперативно производить погрузочно-разгрузочные работы и устранять последствия аварий на железнодорожном транспорте.

Классификация железнодорожных кранов

Существует несколько видов классификации железнодорожных кранов.

По типу ходовой части

  • На железнодорожном ходу
  • На автомобильном ходу
Крупным планом показан дизельный железнодорожный кран, поднимающий стальные рельсы на закате во время золотого часа. На заднем размытом плане видно депо по ремонту вагонов. Теплый оранжевый свет заливает рельсовый парк, отбрасывая длинные тени на пути. Ка

По типу привода

  • Механические
  • Электрические
  • Дизель-электрические

По типу конструкции

  • Стреловые
  • Мостовые
  • Кабельные
С высоты птичьего полета показан тяжелый дизельный железнодорожный кран, выполняющий ремонтные работы на железной дороге. Оранжевый 75-тонный кран полностью выдвинут вдоль поворота рельсов, его длинная стрела нависает над путями. Ремонтная бригада работае

По грузоподъемности

  • Легкие (до 10 тонн)
  • Средние (10-25 тонн)
  • Тяжелые (свыше 25 тонн)

Наиболее распространены стреловые краны на железнодорожном ходу с дизель-электрическим приводом, имеющие грузоподъемность от 16 до 25 тонн.

Устройство железнодорожного крана

Железнодорожные краны монтируют на специальных железнодорожных платформах. Стрела в транспортном положении укладывается на другую платформу, входящую в комплект оборудования. Платформа крана опирается на колесные оси в количестве от четырех до восьми.

Конструктивно железнодорожный кран состоит из следующих основных элементов:

  • Ходовая часть - рама с установленными на ней тележками и колесными парами для передвижения по рельсам
  • Поворотная платформа - несущая конструкция, на которой закреплены все механизмы и оборудование
  • Опорно-поворотное устройство - центральный подшипник, обеспечивающий поворот платформы
  • Механизмы - лебедки для подъема груза, поворота платформы, изменения вылета стрелы
  • Стрела - конструкция для подвески грузозахватного органа
  • Гидравлическая система - обеспечивает работу выносных опор и специальных грузозахватных устройств
  • Кабина управления с органами управления и системами безопасности

Кран железнодорожный дизель-электрический имеет собственную энергетическую установку, включающую дизельный двигатель, соединенный с генератором. Эта установка вырабатывает электроэнергию, обеспечивающую работу всех механизмов крана.

Эксплуатация железнодорожных кранов

Эксплуатация железнодорожного крана включает следующие основные процессы:

  1. Подготовка к работе - наружный осмотр, проверка механизмов
  2. Выбор режима работы и грузозахватных устройств
  3. Выполнение технологических операций с соблюдением всех правил безопасности
  4. Выполнение работ по очистке, техническому обслуживанию и ремонту

Подробная информация по эксплуатации приведена в заводских руководствах и инструкциях по обслуживанию конкретных моделей.

При всех работах необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

  • Обеспечение устойчивого положения крана выносными опорами
  • Исключение превышения грузоподъемности
  • Плавное выполнение всех операций
  • Недопущение рывков и перекосов
  • Обязательное следование инструкциям и ППР

Также при эксплуатации в зимнее время требуется выполнять дополнительные мероприятия для надежной работы крана и предотвращения обледенения механизмов.

Обслуживание и планово-предупредительный ремонт

Для поддержания железнодорожных кранов в работоспособном состоянии проводится планово-предупредительный ремонт (ППР). Система ППР включает следующие виды:

  • Техническое обслуживание (ТО) - периодический осмотр, смазка, регулировка.
  • Текущий ремонт (ТР) - замена изношенных деталей.
  • Средний ремонт (СР) - восстановление и замена основных узлов.
  • Капитальный ремонт (КР) - полная разборка с заменой всех изношенных элементов.

Периодичность и состав работ по каждому виду ППР определяются заводской документацией.

Техническое обслуживание

ТО проводится ежесменно или после 8-10 часов работы. В его состав входит:

  • Внешний осмотр составных частей на наличие трещин, деформаций, утечек рабочих жидкостей.
  • Проверка уровня масел, охлаждающей и тормозной жидкостей с доливкой при необходимости.
  • Смазка механизмов и направляющих в соответствии с картой смазки.
  • Регулировка тормозов и органов управления.

Текущий ремонт

ТР железнодорожных кранов проводится через 1000 часов работы. При ТР, помимо работ по ТО, производится:

  • Разборка отдельных сборочных единиц.
  • Замена быстроизнашиваемых деталей (прокладки, сальники).
  • Ремонт или замена изношенных узлов (тормозные колодки, канаты).

Основные неисправности железнодорожных кранов

В процессе эксплуатации у железнодорожных кранов могут возникать следующие характерные неисправности:

  • Повышенный шум, вибрация, нагрев редукторов и подшипниковых узлов.
  • Утечки рабочих жидкостей в гидравлических системах.
  • Нарушения в работе тормозов, муфт, ограничителей.
  • Ослабление крепежных деталей в узлах ходовой части и ОПУ.
  • Неисправности систем управления и безопасности.

Для устранения этих и других возможных неисправностей необходимо использовать рекомендации завода-изготовителя, а также выполнять все регламентные работы в рамках ППР.

Типы железнодорожных кранов

Исторически одним из первых типов железнодорожных кранов были паровые железнодорожные краны. Они применялись в конце 19-го - начале 20-го века. Их отличительной особенностью был паровой котел, вырабатывающий пар для приведения в действие механизмов. Классика железнодорожного краностроения. Надежны как скала, но не самые производительные и безопасные.

Сейчас в эксплуатации в основном находятся дизель-электрические железнодорожные краны. На некоторых из них до сих пор можно увидеть таблички "СССР". Они производились на отечественных заводах, таких как "Кранмаш", Кировский завод "Красный инструментальщик" и других.

За более чем 100-летнюю историю конструкция железнодорожных кранов существенно эволюционировала, став более технологичной и производительной.

Охрана труда при работе с железнодорожными кранами

Эксплуатация и ремонт железнодорожных кранов требует строгого соблюдения правил охраны труда и техники безопасности. К таким правилам относятся:

  • Проведение целевого инструктажа персонала по охране труда.
  • Применение средств индивидуальной защиты (каски, спецодежда).
  • Соблюдение требований безопасности при нахождении на высоте.
  • Соблюдение габаритов приближения к контактной сети и линиям электропередачи.

Требования безопасности при подготовке к работе

Перед началом работ железнодорожный кран должен быть установлен на выносные опоры, ходовые тележки заторможены стояночным тормозом. Необходимо убедиться в отсутствии опасного напряжения на контактной сети в зоне работы крана.

Требования безопасности при подъеме и транспортировке грузов

Запрещается поднимать груз, превышающий грузоподъемность крана или грузозахватного устройства. Следует плавно выполнять операции подъема, перемещения и опускания груза, без рывков.

Аварийные ситуации при работе с железнодорожными кранами

К аварийным ситуациям при работе железнодорожных кранов можно отнести:

  • Опрокидывание крана при превышении грузоподъемности или скорости ветра.
  • Обрыв канатов, поломка запчастей во время подъема груза.
  • Наезд железнодорожного подвижного состава при неисправных тормозах.
  • Поражение электрическим током от контактной сети.

Действия персонала в аварийных ситуациях

При возникновении аварий крановщик и помощники должны действовать быстро и слаженно - остановить все механизмы, зафиксировать груз, при необходимости опустить его, вызвать аварийные службы.

Системы безопасности современных железнодорожных кранов

В конструкцию современных железнодорожных кранов заложен целый комплекс различных систем безопасности:

  • Ограничители грузоподъемности и скорости ветра.
  • Ограничители высоты подъема и глубины опускания.
  • Указатели угла наклона крана.
  • Системы видеонаблюдения и дистанционного управления.

Перспективы развития железнодорожных кранов

Дальнейшее развитие железнодорожных кранов связано с применением новых конструкционных материалов, компьютеризации систем управления, роботизации отдельных операций. Это позволит повысить производительность и безопасность работы данных машин.

Требования к обслуживающему персоналу

Для выполнения работ по эксплуатации и обслуживанию железнодорожных кранов привлекаются высококвалифицированные специалисты:

  • Машинист крана - управляет краном, отвечает за безопасное выполнение грузоподъемных операций.
  • Слесарь по ремонту - осуществляет текущий ремонт и техническое обслуживание.
  • Инженер-механик - контролирует техническое состояние, планирует ППР.
  • Инженер по ОТ и ТБ - обеспечивает безопасные условия труда.

Весь обслуживающий персонал должен иметь соответствующую квалификацию и пройти необходимое обучение на данном типе железнодорожных кранов.

Требования к машинисту железнодорожного крана

Машинист крана обязан знать устройство крана, иметь удостоверение на право управления, соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.

Аттестация персонала

Весь персонал, задействованный на опасных производственных объектах, подлежит периодической аттестации комиссией работодателя на знание требований промышленной безопасности.

Требования к организации рабочего места

Рабочее место железнодорожного крана должно быть организовано с учетом обеспечения удобного доступа ко всем узлам и механизмам, а также возможности оперативной эвакуации крана в случае возникновения внештатной ситуации на железнодорожных путях.

Требования пожарной безопасности

В местах стоянки и ремонта железнодорожных кранов должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона для вызова пожарной охраны, а также огнетушители и другие первичные средства пожаротушения.

Этапы производства железнодорожных кранов

Производство современных железнодорожных кранов включает следующие основные этапы:

  1. Проектирование и конструирование
  2. Подготовка производства - изготовление чертежей, литьевых форм, оснастки
  3. Производство заготовок механизмов - литье, ковка, штамповка
  4. Механическая обработка деталей - токарные, фрезерные и другие работы
  5. Сварка и сборка рамы, стрелы, платформ
  6. Установка и монтаж всех механизмов
  7. Окраска и нанесение опознавательных знаков
  8. Контрольные испытания готовых изделий

Все этапы выполняются в строгом соответствии с технической документацией и стандартами качества.

Стандартизация и сертификация железнодорожных кранов

Железнодорожные краны подлежат обязательной сертификации в системе ГОСТ Р, что подтверждает их соответствие требованиям безопасности и эргономичности.

Стоимость железнодорожных кранов

Стоимость железнодорожного крана зависит от его грузоподъемности, технических характеристик, производителя и комплектации. К примеру, цена на новый российский кран КЖДЭ-10 грузоподъемностью 10 тонн составляет около 9 млн рублей.

Стоимость владения железнодорожными кранами

Помимо первоначальной стоимости необходимо учитывать затраты на топливо, техническое обслуживание и ремонты, что формирует общую стоимость владения такой техникой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.