Предельный столбик: что это такое и зачем нужен

Предельный столбик - важный технический элемент железной дороги, ограничивающий зону безопасной остановки поездов. Давайте разберемся, что это за элемент, где и почему его устанавливают.

Определение и назначение предельного столбика

Предельный столбик - это постоянный железнодорожный знак в виде столбика, устанавливаемый между путями для обозначения границы, за которой запрещена остановка подвижного состава.

Предельный столбик указывает место, далее которого на пути нельзя устанавливать подвижной состав, движущийся в направлении стрелочного перевода или глухого пересечения.

Основное назначение предельного столбика - обеспечение безопасности движения поездов . Он не дает им заехать в опасную зону, где возможно столкновение с встречным составом. То есть этот элемент позволяет избежать аварий из-за ошибок машинистов или диспетчеров.

Как выглядит предельный столбик

Конструкция предельного столбика включает:

  • Основание для установки в грунт
  • Стойку высотой 500 мм с отражателями
  • Кольцо определенной цветовой маркировки по высоте стойки
  • Табличку с номерами сходящихся путей

Предельный столбик на ЖД изготавливается из:

  1. Дерева
  2. Бетона
  3. Металла с антикоррозийным покрытием
  4. Полимерных композитных материалов
Материал столбика Срок службы, лет
Дерево 5
Бетон 30
Металл 15
Полимер 10

Наиболее долговечны и надежны железобетонные предельные столбики.

Требования к установке предельного столбика

Установка предельный столбик регламентируется рядом нормативных документов:

  • ГОСТ 9238-2013
  • Правила технической эксплуатации железных дорог
  • Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов

В соответствии с этими документами определяются требования к:

  1. Расположению столбиков
  2. Габаритам и материалам
  3. Маркировке и окраске
  4. Креплению в грунте
Рабочий в жилете устанавливает бетонный предельный столбик, насыпая в яму гравий и утрамбовывая его лопатой. Столбик помечен белой полосой с номерами сходящихся путей.

Расположение предельных столбиков

Предельные столбики устанавливаются строго посередине междупутья, на расстоянии:

  • 4100 мм - для главных путей
  • 3800 мм - для приемоотправочных путей
  • 3600 мм - для соединительных и подъездных путей

Это расстояние измеряется между осями сходящихся рельсовых путей в месте установки предельного столбика.

Габариты и материалы предельных столбиков

Стандартный предельный столбик имеет высоту 500 мм. Глубина заделки в грунт зависит от климатических условий региона и составляет от 500 до 800 мм.

Материалы для изготовления:

  • Бетон марки не ниже B22,5
  • Дерево хвойных пород
  • Композит полимеров
Утренний вид на железную дорогу в горах в тумане. Поезд пересекает мост над ущельем между заснеженными горными пиками. Вдали виднеются горы сквозь розоватую дымку на восходе солнца. Рядом с путями на мосту стоит маленький предельный столбик.

Маркировка предельных столбиков

Для маркировки используется кольцевая полоса белого цвета с нанесенными черным цветом номерами сходящихся путей. Полоса размещается на высоте 250 мм от основания. Ширина полосы - 170 мм, высота цифр - 90 мм.

Также применяется цветовое кодирование:

  • Бело-черное - на главных и приемоотправочных путях
  • Сплошь черное - на прочих станционных путях

Порядок установки предельного столбика

Процесс монтажа предельного столбика включает следующие этапы:

  1. Подготовка места установки
  2. Установка столбика
  3. Закрепление столбика
  4. Проверка параметров

Подготовка места установки

Сначала производится разметка - определяется точка посередине междупутья на заданном расстоянии от осей пути и стрелочного перевода. Затем на этом месте выкапывается яма для установки столбика глубиной 500-800 мм в зависимости от климатических условий.

Установка столбика

Предельный столбик устанавливается строго по разметке. Он должен находиться в вертикальном положении. Проверка вертикальности осуществляется с помощью отвеса или уровня.

Закрепление столбика

Закрепление выполняется с помощью анкерного крепления или заливки бетоном. Глубина заложения должна составлять 2/3 высоты столбика в грунте для обеспечения устойчивости.

Уход и обслуживание

В процессе эксплуатации требуется:

  • Контроль вертикальности 1 раз в месяц
  • Очистка от загрязнений
  • Проверка читаемости маркировки
  • Осмотр целостности отражателей

При выявлении дефектов требуется незамедлительный ремонт или замена предельного столбика.

Ответственность за нарушения

Ответственность за повреждение или утрату предельных столбиков несут владельцы инфраструктуры. За нарушение правил установки и технического обслуживания предусмотрены штрафы.

Интересные факты о предельных столбиках

История предельных столбиков насчитывает более 100 лет. За это время накопилось немало любопытных фактов.

  • Предшественники современных конструкций. Первые предельные столбики представляли собой обычные деревянные колья, вбитые в землю. Со временем стали применять металлические трубы, более долговечные и заметные для машинистов.
  • Самый большой предельный столбик. В музее Московской железной дороги хранится уникальный 5-метровый предельный столбик из металла. Он был смонтирован в павильоне на ВДНХ в 1954 году.

Предельные столбики в искусстве

Этот элемент железнодорожной инфраструктуры часто использовался в работах художников и скульпторов. Например, знаменитая картина А. Дейнеки "Строители новых цехов".

Рекордный столбик

Самый высокогорный предельный столбик в мире установлен на Транссибирской магистрали на перевале через Уральский хребет, на высоте 1150 метров над уровнем моря.

Статистика и любопытные цифры

Количественные данные о предельных столбиках тоже могут быть интересны.

  • В России установлено более 2 миллионов предельных столбиков
  • Средний срок службы железобетонного столбика - 35 лет
  • Стоимость установки одного столбика - от 12 до 15 тысяч рублей

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество