Торцевое биение: причины и способы устранения

Торцевое биение является распространенной проблемой при производстве и эксплуатации деталей машин. Оно приводит к повышенному износу, шуму и вибрациям, снижению ресурса оборудования. Поэтому вопросы диагностики и устранения торцевого биения актуальны.

Причины возникновения торцевого биения

Основные причины торцевого биения:

  • Нарушение технологии изготовления деталей
  • Несоблюдение режимов механической обработки
  • Износ и поломка закрепляющих устройств
  • Нарушение сборки узлов оборудования
  • Эксплуатационные факторы: вибрация, перегрузки, удары

Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных причин.

Фрезерная обработка на станке с ЧПУ

Нарушение технологии изготовления деталей

При токарной, фрезерной, шлифовальной и других видах механической обработки важно точно соблюдать технологию. Например, последовательность переустановки заготовки, глубину резания, подачу. Отклонения приводят к появлению таких дефектов, как эллипсность, конусообразность, непараллельность и др.

Несоблюдение режимов обработки

Превышение рекомендуемой скорости резания или вибрации станка также являются причинами биения. Например, при чрезмерно высокой частоте вращения шпинделя не успевает погасить колебания, и происходит "рваный" рез, нарушающий геометрию детали.

Лазерный контроль биения коленвала

Нарушение сборки узлов

Некачественная сборка также вносит вклад в появление биений. К примеру, ослабление крепления подшипников или нарушение их соосности приводит к отклонению от круглости вала и появлению радиального биения.

Способы диагностики торцевого биения

Для контроля торцевого биения используют следующие методы и средства:

  1. Индикаторные приборы
  2. Лазерные измерительные системы
  3. Специализированные стенды и установки

Индикаторные приборы

Наиболее распространенный метод - с использованием часового индикатора. Его устанавливают перпендикулярноцхецкинг торцевой поверхности вращающейся детали и снимают показания. Преимущества: простота, наглядность, невысокая стоимость.

Лазерные системы

Более точный, но и дорогостоящий способ контроля с помощью лазеров. Позволяет получить трехмерную картину отклонений формы и выявить даже минимальные дефекты.

Стенды и установки

Существуют автоматизированные стенды для комплексной диагностики различных параметров валов, в том числе торцевого биения. К примеру, измерительный комплекс КИСИ 100 позволяет детально проанализировать отклонения.

Способы устранения торцевого биения

После выявления торцевого биения необходимо принять меры по его устранению. Рассмотрим основные способы:

Ремонтно-восстановительные работы

Если обнаружено торцевое биение у готовых изделий, то возможен ремонт с применением таких операций, как шлифовка, проточка, расточка. Это позволяет восстановить параллельность и перпендикулярность поверхностей, устранив биение.

Балансировка вращающихся деталей

Дисбаланс также является одной из причин появления торцевого биения. Балансировка осуществляется путем нанесения корректирующих масс в нужных плоскостях.

Замена изношенных узлов

При выявлении дефектов подшипников или других ответственных деталей оборудования производится их замена на новые. Это также позволяет решить проблему биений.

Модернизация станочного парка

В некоторых случаях эффективным решением является полное техническое переоснащение производства. Замена устаревших станков на высокоточные обрабатывающие центры с ЧПУ позволяет минимизировать погрешности обработки.

Автоматизация контроля

Внедрение автоматических средств диагностики, таких как лазерные измерительные комплексы, позволяет оперативно выявлять отклонения геометрии и своевременно вносить корректировки в техпроцесс.

Методы снижения торцевого биения на этапе проектирования

Эффективное решение проблемы торцевого биения закладывается еще на этапе разработки изделия. Рассмотрим основные методы.

Выбор рациональной конструкции узлов

Конструкция должна обеспечивать технологичность изготовления и сборки, а также удобство последующего контроля и регулировки. Например, целесообразно предусмотреть конструктивный зазор между сопрягаемыми деталями.

Оптимизация формы деталей

Грамотный выбор формы поверхностей позволяет снизить риск возникновения биений и облегчить их контроль. Например, применение центрирующих элементов.

Выбор материалов и покрытий

Использование износостойких и вибродемпфирующих материалов, а также специальных покрытий снижает влияние эксплуатационных факторов на рост биений.

Расчет допусков и посадок

Тщательный расчет допусков с учетом технологических возможностей и особенностей эксплуатации позволяет минимизировать риски возникновения биений.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.