Согласно исследованиям, более 80% работодателей просят предоставить рекомендательное письмо на этапе приема на работу. Этот документ помогает создать правильное первое впечатление о кандидате и повысить его шансы на трудоустройство.
Что такое рекомендательное письмо и зачем оно нужно
Рекомендательное письмо - это документ, в котором предыдущий работодатель или руководитель дает характеристику сотруднику, указывает его должностные обязанности, достижения и положительные качества.
Такое письмо нужно в нескольких случаях:
- При приеме на работу, чтобы произвести хорошее впечатление на работодателя;
- При переходе на новую должность внутри компании;
- Для поступления в вуз на обучение;
- При подаче документов на получение гранта или стипендии;
- Для участия в тендере или конкурсе.
Наличие положительной рекомендации дает такие преимущества:
- Повышает доверие со стороны нового работодателя;
- Подтверждает квалификацию и опыт кандидата;
- Увеличивает шансы на трудоустройство в 2-3 раза.
Как правильно написать рекомендательное письмо: структура и правила оформления
Образец рекомендательного письма для сотрудника должен содержать следующие обязательные элементы:
- Дата составления;
- Подпись лица, дающего рекомендацию;
- Печать организации.
Рекомендуемый объем такого письма - 1-2 страницы. Оптимальный вариант - 1,5 страницы.
По структуре образец рекомендации для сотрудника включает:
- Вступление (представление рекомендуемого лица, его должности и стажа);
- Основная информация (описание обязанностей, профессиональных качеств и достижений);
- Заключение (общий положительный отзыв).
Пример: Рекомендую Иванова Сергея Петровича, специалиста отдела кадров ООО "Прогресс" в период с 2015 по 2022 год, за добросовестный труд и высокий профессионализм.
При оформлении письма лучше придерживаться следующих правил:
Шрифт | Times New Roman, кегль 12-14 |
Межстрочный интервал | 1,5 |
Поля | 2 см со всех сторон |
Абзацы | Отступ 1,25 см |
Распространенные ошибки при написании рекомендательного письма:
- Отсутствие конкретики;
- Слишком эмоциональные выражения;
- Грамматические и стилистические ошибки;
- Наличие размытых формулировок;
- Упоминание недостатков сотрудника.
Что писать в рекомендательном письме: советы и рекомендации
При составлении образца рекомендательного письма для сотрудника важно грамотно сформулировать текст так, чтобы он произвел положительное впечатление на работодателя.
Во вступительной части следует указать:
- ФИО сотрудника;
- Занимаемую им должность;
- Период работы в компании.
Далее необходимо описать:
- Профессиональные навыки и качества сотрудника;
- Личные качества, важные для выполнения рабочих обязанностей;
- Конкретные примеры заслуг, достижений, реализованных проектов.
Полезные выражения для характеристики сотрудника:
- "эффективно выполнял свои обязанности";
- "проявил себя как грамотный специалист";
- "отличается ответственным подходом к делу";
- "способствовал повышению эффективности работы компании";
- "пользовался уважением в коллективе";
- "обладает развитыми коммуникативными навыками";
- "умеет работать в команде";
- "быстро адаптируется к новым условиям";
- "рационально подходит к решению задач";
- "инициативен и целеустремлен".
Образец рекомендательного письма для разных специальностей
Рассмотрим пример рекомендаций для некоторых распространенных профессий.
Образец рекомендательного письма сотрудника банка
Рекомендуем Васильеву Ольгу Николаевну, специалиста банка по работе с физическими лицами нашего отделения в период с 2019 по 2022 год.
За время работы в банке Ольга Николаевна проявила себя как грамотный специалист, способный результативно решать поставленные перед ней задачи.
Она всегда...
Как получить хорошую рекомендацию от работодателя
Чтобы уйти с предыдущего места работы с положительной рекомендацией, рекомендуем придерживаться следующих советов:
- Поддерживать хорошие отношения в коллективе;
- Стараться перевыполнять план не менее чем на 10-15%;
- Проявлять инициативу и вносить рационализаторские предложения;
- Избегать конфликтных ситуаций;
- Заранее предупреждать о намерении уволиться;
- Не давать повода для претензий в период испытательного срока;
- Благодарить руководителя за оказанное доверие и содействие.
Чтобы попросить рекомендательное письмо, лучше подойти лично к руководителю и вежливо изложить свою просьбу. При получении отказа, можно обратиться с той же просьбой к своему непосредственному начальнику.
Если рекомендация отрицательная, следует тактично объяснить обстоятельства и попросить убрать некорректную информацию. При положительном отзыве обязательно поблагодарить руководителя.
Особые случаи: когда рекомендация не нужна или вредна
Иногда лучше обойтись без рекомендательного письма в таких ситуациях:
- Если причина увольнения - конфликт с руководством;
- Работа носила временный или сезонный характер;
- Вы работали без оформления трудовых отношений;
- Ваш непосредственный руководитель уволен или сменил место работы.
Чтобы отказаться от предоставления рекомендаций для бывшего сотрудника, достаточно мотивировать это:
- Кадровыми перестановками в компании;
- Слишком маленьким сроком совместной работы;
- Отсутствием прямого руководителя на момент увольнения сотрудника.