Бизнес не может существовать вне правового поля. Проверка действительности патентов - обязательный этап при приеме мигрантов на работу. Эта процедура позволяет избежать серьезных финансовых потерь и юридических коллизий.
Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы миграционной политики и трудовой деятельности иностранных граждан
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовую деятельность иностранных граждан в РФ, являются:
- Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ"
- Трудовой кодекс РФ
- Кодекс РФ об административных правонарушениях
- Уголовный кодекс РФ
Согласно этим документам, работодатель обязан:
- Проверять наличие у иностранного гражданина действующего патента или иного разрешительного документа
- Не допускать к работе мигранта с недействительным или неоформленным патентом
- Контролировать своевременность оплаты налогов за патент
За нарушение этих требований для работодателя предусмотрена административная и уголовная ответственность вплоть до лишения свободы.
Виды документов, разрешающих трудовую деятельность в РФ
Патент на работу выдается сроком на 12 месяцев. Для его получения иностранный гражданин должен:
- Встать на миграционный учет
- Сдать анализ на наркотики и инфекционные заболевания
- Подтвердить знание русского языка, истории и законодательства РФ
- Оплатить налог в размере 4200 рублей в месяц
Основания для аннулирования патента:
- Работа не по специальности, указанной в патенте
- Просрочка по оплате налога более 2 месяцев
- Подделка документов
Разрешение на работу выдается на срок действия трудового договора. Получить его сложнее, чем патент, но оно дает право на временное проживание в РФ и на получение ряда социальных льгот.
Разрешение на временное проживание выдается сроком от 3 до 5 лет. Оно предоставляет практически такие же права, как и гражданство, за исключением участия в выборах.
Вид на жительство - это уже фактически гражданство. Для его получения нужно прожить в России не менее 5 лет и сдать экзамен на знание языка.
Порядок проверки действительности патентов
Проверка патентов можно выполнить двумя способами - с помощью бесплатных государственных сервисов или платных коммерческих сервисов.
На сайте МВД России есть специальная форма для "проверка действительности патента". Чтобы ей воспользоваться, нужно ввести серию, номер, дату выдачи патента и паспортные данные мигранта. Система в течение нескольких секунд выдаст ответ о статусе документа.
Для Санкт-Петербурга доступен аналогичный сервис на сайте УФМС, для Москвы - на портале ММЦ.
"Проверка патента на работу" также возможна в оффлайн-режиме - путем личного обращения работодателя в территориальный орган МВД с официальным запросом.
По сравнению с госсервисами, коммерческие системы проверки патентов обладают более широким функционалом:
- Поиск по заявкам на регистрацию товарных знаков
- Мониторинг изменений статуса патента
- Выявление судебных исков и запретов на определенные виды деятельности
Однако их использование требует финансовых затрат. Стоимость проверки одного патента обычно составляет около 500 рублей.
Алгоритм действий при выявлении недействительного патента
Если в результате "проверка патентов" выявлена недостоверность документа, работодателю необходимо:
- Незамедлительно отстранить мигранта от работы
- Выдать ему письменное уведомление с требованием восстановить действие патента в течение 7 рабочих дней
- Если по истечении этого срока патент так и не был восстановлен, уволить мигранта по ст. 327.7 ТК РФ
Параллельно с этим следует незамедлительно поставить в известность территориальный орган МВД, направив туда копию уведомления об увольнении.
Восстановление утерянных квитанций об оплате патента
У работодателей часто возникает необходимость получить от мигранта подтверждение об оплате налога по патенту. Однако нередко выясняется, что банковские квитанции утеряны.
В таком случае доказательством оплаты может служить выписка из банка. Для ее получения достаточно обратиться в любое отделение банка, через который производилась оплата, и написать заявление установленного образца с указанием реквизитов квитанции.
Региональные особенности оформления патентов
Несмотря на существование общефедерального законодательства в сфере миграционной политики, в разных регионах могут действовать свои нюансы по оформлению, выдаче и продлению патентов.
Так, например, в Москве в отличие от большинства других регионов в патенте не указывается конкретная специальность мигранта.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области действует упрощенный порядок продления патентов для определенных категорий мигрантов.
Поэтому при работе с трудовыми мигрантами важно учитывать не только общероссийские нормативные акты, но и региональные особенности.
Передовой зарубежный опыт в сфере трудовой миграции
Международная организация по миграции отмечает, что Россия отстает от передовых стран в плане цифровизации и упрощения процедур в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы.
К примеру, в США получить разрешение на работу для квалифицированного специалиста можно полностью онлайн всего за несколько дней. В России же этот процесс занимает в среднем 6 месяцев и требует личного присутствия.
По мнению экспертов Всемирного Банка, реформа миграционного законодательства и внедрение цифровых технологий могло бы значительно упростить жизнь и бизнесу, и самим трудовым мигрантам в нашей стране.