Полуприцепы-платформы - незаменимый транспорт для перевозки крупных, тяжелых и негабаритных грузов. Какой именно полуприцеп подойдет в вашем случае и от чего это зависит? Давайте разберемся.
Основные типы полуприцепов-платформ
Существует несколько основных типов полуприцепов-платформ, которые различаются по ряду ключевых характеристик.
Классификация по грузоподъемности и количеству осей
В зависимости от максимально допустимого веса перевозимого груза полуприцепы делят на:
- Легкие - до 10 тонн
- Средние - 10-20 тонн
- Тяжелые - 20-50 тонн
- Сверхтяжелые - свыше 50 тонн
По количеству осей бывают:
- Двухосные
- Трехосные
- Многоосные (4 и более осей)
Бортовые и безбортовые платформы
Полуприцепы-платформы могут комплектоваться съемными бортами по периметру грузового пространства. Это позволяет перевозить штучные грузы, предотвращая их падение с платформы. Безбортовые модели чаще используются для транспортировки крупногабаритных изделий, которые закрепляются стропами или тросами.
Низкорамные, высокорамные и стандартные
По высоте рамы полуприцепы делят на:
- Низкорамные - менее 1100 мм от земли до пола платформы
- Стандартные - 1100-1300 мм
- Высокорамные - свыше 1300 мм
Низкорамные модели удобны для перевозки крупногабаритной техники. Высокорамные чаще применяются в сельском хозяйстве.
С раздвижными секциями или одноуровневые
По конструкции грузовой платформы бывают:
- С расширяющимися секциями для увеличения площади
- Одноуровневые цельные платформы
Универсальные и специализированные
Полуприцепы-платформы могут быть как универсальными для широкого спектра грузов, так и предназначаться для перевозки определенных видов (например, труб или леса).
Основные материалы рамы и платформы
Рамы полуприцепов изготавливают из стали различных марок. Для износостойкости применяют легированные сорта стали. Платформу делают из:
- Фанеры влагостойких сортов
- Алюминиевых сплавов
- Стального настила
Виды покрытий пола
Для увеличения сцепления с грузом и предотвращения скольжения применяют специальные покрытия:
- Рифленый металлический настил
- Деревянный настил с поперечным рифлением
- Сплошное противоскользящее покрытие
Стандартное и дополнительное оборудование
В базовую комплектацию полуприцепов-платформ обычно входит:
- Светосигнальное оборудование
- Тормозная система
- Подъемный механизм
- Опорное устройство
Дополнительно можно установить различные приспособления для крепления груза: петли, кольца, крюки, проушины и т.д. Также возможно дооборудование алюминиевыми бортами, трапами или откидными ступенями для удобной загрузки.
Выбор подходящей модели
Рассмотрим основные критерии:
- Высота сцепного шкворня под тягач. Этот параметр определяет совместимость полуприцепа с тягачом. Стандартная высота шкворня составляет 1150 мм, но бывают модели с 950 мм или 1350 мм под специфические тягачи.
- Грузоподъемность и вместимость. Необходимо выбирать полуприцеп исходя из характера и объемов планируемых к перевозке грузов с запасом 20-30% по грузоподъемности.
- Габариты и маневренность. От размеров полуприцепа зависит возможность передвижения по городу, проезда в ворота, развороты. Например, длинномерные модели сложно использовать в стесненных условиях.
- Проходимость и нагрузки на оси. Многоосные полуприцепы лучше подходят для бездорожья и слабых грунтов, т.к. вес распределяется на большую площадь колес.
- Стоимость и расходы на эксплуатацию. Помимо цены самого полуприцепа, важно учитывать затраты на обслуживание, ремонт, шины, топливо в зависимости от конструкции и материалов.
А теперь разберем особенности эксплуатации.
Подготовка к поездке и загрузка
Перед выездом необходимо проверить исправность тормозной системы, светосигнальных приборов, механизмов опоры и подъема полуприцепа. Также следует убедиться в отсутствии трещин на раме, целостности всех крепежных элементов и плотной посадке колес.
При загрузке важно равномерно распределять вес для соблюдения допустимых нагрузок на оси полуприцепа и сцепное устройство тягача. Необходимо надежно закрепить груз с помощью имеющихся крепежных приспособлений во избежание его смещения или опрокидывания.
Особенности управления автопоездом
При движении с полуприцепом-платформой следует учитывать увеличенную длину и сниженную маневренность автопоезда. Тормозной путь также возрастает. Особое внимание нужно уделять поворотам и разворотам во избежание наезда на бордюры или препятствия.
Техническое обслуживание и ремонт
Регулярное ТО включает проверку и подтяжку резьбовых соединений, смазку трущихся деталей, контроль давления в шинах. При выявлении любых неисправностей требуется оперативный ремонт на СТО для обеспечения безопасности.
Сезонное хранение
При длительном хранении полуприцепа рекомендуется поставить его на опоры для разгрузки шин и рамы. Необходимо смазать все трущиеся узлы консистентной смазкой и накрыв тентом для защиты от осадков.
Ведущие мировые производители
В Европе лидирующие позиции на рынке полуприцепов-платформ занимают такие бренды как Schmitz, Kögel, Krone. В США популярна продукция Trail King. В Азии представлены китайские Dongfeng и японские Tsubaki.
У каждого производителя есть свои фирменные решения и ноу-хау. Например, Schmitz Cargobull выпускает телескопические платформы VertiFlex с гидравлическим механизмом изменения длины. Krone предлагает модели Road Train для сверхдлинных автопоездов.
Бренд | Грузоподъемность, т | Длина платформы, м | Кол-во осей |
Krone | 33 | 13,6 | 3 |
Schmitz | 40 | 16,5 | 4 |
В нашей стране также есть производители качественных и надежных полуприцепов-платформ для различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.