Легендарная «шестерка» ВАЗ 2106 до сих пор остается одним из самых популярных автомобилей в России. Но со временем многие автолюбители задумываются о модернизации своего «железного коня» - в частности, о замене штатного двигателя на более мощный и современный. Давайте подробно разберем, какие варианты двигателей подойдут для «шестерки» и как правильно осуществить замену.
История выпуска ВАЗ 2106 и особенности штатного двигателя
Автомобиль ВАЗ 2106 выпускался на Волжском автозаводе в течение тридцати лет - с 1976 по 2006 год. За это время конструкция машины претерпела немало изменений, в том числе в части двигателя.
Изначально на «шестерку» ставился рядный 4-цилиндровый карбюраторный двигатель рабочим объемом 1,6 литра. Конструктивно это классический силовой агрегат: картер из алюминиевого сплава, кривошипно-шатунный механизм с двумя клапанами на цилиндр, нижний распредвал в блоке цилиндров.
Двигатель ВАЗ-2106 имел мощность 75 л.с. при 5200 об/мин и крутящий момент 123 Нм при 3200 об/мин. Разгон до 100 км/час занимал около 15 секунд, максимальная скорость составляла 145 км/час.
Со временем двигатель претерпел ряд конструктивных изменений - увеличился ход поршня, стали использовать более экономичные карбюраторы. Но принципиальная схема осталась прежней.
Главными недостатками штатного силового агрегата ВАЗ-2106 являются:
- Небольшая мощность по современным меркам
- Высокий расход топлива
- Повышенный износ деталей и ненадежность при больших нагрузках
Эти факторы зачастую и подталкивают автолюбителей к замене двигателя.
Причины замены двигателя на ВАЗ 2106
Конечно, далеко не всегда замена мотора на «шестерке» обусловлена его поломкой или предельным износом. Чаще всего причинами для апгрейда являются:
- Желание владельца повысить динамику и прибавить мощности автомобилю.
- Стремление снизить расход топлива за счет более экономичного двигателя.
- Несоответствие экологическим нормам - старый карбюраторный двигатель сильно «дымит».
Конечно, нельзя исключать ситуации, когда мотор приходит в полную негодность. Но даже в этом случае автовладелец часто решает не ремонтировать старый двигатель, а поставить более современный и мощный.
При выборе нового двигателя нужно опираться на такие критерии:
- Габариты и вес - должны соответствовать штатному варианту;
- Мощность и крутящий момент - оптимальный вариант до 150 л.с.;
- Тип питания - карбюратор или инжектор;
- Стоимость самого двигателя и работ по замене.
Рассмотрим все возможные варианты подробнее.
Вариант установки двигателя от отечественного автопроизводителя
Самый простой и доступный вариант - поставить на ВАЗ 2106 двигатель от другой отечественной модели.
В ассортименте «Вторчермета» можно найти множество вариантов б/у двигателей ВАЗ - 1111, 2112, 2113, 2114 и т.д. Их главное преимущество в том, что они конструктивно полностью совместимы с «шестеркой» и устанавливаться без особых сложностей.
Наиболее оптимальный вариант - двигатель ВАЗ 2112 объемом 1,5 литра и мощностью 82 л.с. Этот мотор надежно прослужит еще долгие годы, и при этом добавит динамики автомобилю.
Также может подойти 16-клапанный двигатель от ВАЗ 2113 или ВАЗ 2115. При правильном обслуживании такой мотор будет работать как часы. Главное - не забыть про усиление тормозной системы автомобиля.
Возможность установки двигателя от импортного автопроизводителя
Более сложный, но перспективный вариант - установка «иномарки». Чаще всего на «шестерку» ставят моторы от таких автомобилей:
- BMW M40 (325, 325i)
- Фиат (Фиат-124, Фиат-125, Фиат-126)
- Ниссан (Nissan-QG18DE)
Преимущества таких двигателей - высокая надежность, неприхотливость в эксплуатации и большой ресурс. К недостаткам можно отнести стоимость самого мотора, а также трудоемкость «перетяжки» с проводкой.
Например, установка мотора BMW M40 обойдется примерно в 40-50 тысяч рублей. При этом мощность ВАЗ 2106 вырастет до 130 лошадиных сил.
Такой апгрейд кардинально меняет характер автомобиля, делая его спортивным и динамичным.
Возможность установки дизельного двигателя на ВАЗ 2106
Еще один интересный вариант - дизельный двигатель. Установка дизеля позволяет значительно снизить расход топлива за счет большого крутящего момента.
Оптимальный вариант для ВАЗ 2106 - дизельные моторы ВАЗ 21045 или ВАЗ 21051 объемом 1.5 литра. При определенных доработках подойдут и более «крупные» варианты, например, ТНВД от автомобиля Nissan.
Главный минус дизельного двигателя - его высокая стоимость. Полноценная замена обойдется минимум в 50 тысяч рублей. Кроме того, дизель требует более дорогого обслуживания.
Тем не менее, экономия на топливе впоследствии окупит все затраты. Дизельный ВАЗ 2106 расходует всего 5-7 литров топлива на 100 км.
Возможность установки роторного двигателя на ВАЗ 2106
В свое время на ВАЗе экспериментировали и с установкой на автомобили роторных двигателей. Они компактны и мощны, однако имеют ряд недостатков.
Главная сложность заключается в том, что для роторного мотора нужно полностью переделывать подкапотное пространство «шестерки». Потребуется расширить моторный отсек и укрепить элементы подвески.
Кроме того, роторные двигатели сложны в обслуживании и ненадежны при частых перегрузках. Поэтому эта затея вряд ли оправдана - проще и дешевле найти хороший поршневой мотор.
Ориентировочная стоимость переделки ВАЗ 2106 под роторный двигатель составит около 70-80 тысяч рублей.
Альтернатива - капитальный ремонт или тюнинг штатного двигателя
Еще один доступный вариант - не менять двигатель ВАЗ 2106, а модернизировать штатный. Это позволит значительно сэкономить средства.
Во-первых, можно провести капитальный ремонт мотора с заменой всех изношенных деталей. Используя качественные запчасти, можно существенно продлить жизнь штатного двигателя.
Во-вторых, штатный мотор можно форсировать - например, увеличить рабочий объем цилиндров или степень сжатия. Еще один распространенный прием - установка турбонаддува. Это позволит значительно прибавить мощности.
Например, расточка блока цилиндров до 1800 куб.см в сочетании с турбиной позволяет увеличить отдачу двигателя до 150 л.с. При этом стоимость модернизации будет в 2-3 раза меньше покупки нового мотора.
Особенности эксплуатации автомобиля с форсированным двигателем
Перед тюнингом двигателя важно понимать, что автомобиль станет более требовательным к водителю и условиям эксплуатации.
Повышенная мощность и крутящий момент создают высокие динамические нагрузки на трансмиссию, ходовую часть и тормозную систему. Поэтому потребуется более частое обслуживание и замена расходных материалов.
Кроме того, форсированный мотор требует использования только качественного топлива и масел. Отказы и поломки при использовании некачественных эксплуатационных жидкостей будут частым явлением.
Рекомендации по эксплуатации ВАЗ 2106
Независимо от того, какой двигатель установлен на ВАЗ 2106, рекомендуется придерживаться следующих правил эксплуатации:
- Своевременно проводить ТО в соответствии с регламентом
- Использовать рекомендованное топливо и моторные масла
- Следить за давлением воздуха в шинах
- Не перегружать автомобиль и не допускать долгой езды на высоких оборотах
Соблюдение этих несложных рекомендаций позволит продлить срок службы автомобиля и избежать серьезных поломок.
Перспективы модернизации ВАЗ 2106
Несмотря на солидный возраст, ВАЗ 2106 обладает хорошим потенциалом для модернизации и усовершенствования.
Помимо замены двигателя можно установить множество полезных опций - кондиционер, литые диски, магнитолу с современной мультимедиа-системой и т.д.
Также актуально переоборудование под газовое топливо, что позволит существенно сэкономить на заправках. При желании и наличии средств можно воплотить в жизнь любые идеи по тюнингу легендарной «шестерки»!