Резистор вентилятора охлаждения для разных марок авто

Резистор вентилятора охлаждения - небольшой, но важный элемент системы охлаждения двигателя. От его работоспособности зависит температурный режим мотора, а значит надежность и долговечность автомобиля.

Назначение резистора вентилятора

Резистор вентилятора охлаждения предназначен для регулировки скорости вращения вентилятора. В зависимости от температуры двигателя он обеспечивает включение вентилятора на разных оборотах.

На низких оборотах вентилятор работает тихо и не создает лишнего шума. На высоких - мощный поток воздуха интенсивно охлаждает мотор.

Такой гибкий режим позволяет оптимизировать работу системы охлаждения. Когда двигатель прогрет не полностью или температура в норме, вентилятор может работать в "щадящем" режиме. А при перегреве мгновенно переключится на полную мощность.

Устройство резистора вентилятора

Конструктивно резистор вентилятора охлаждения представляет собой катушку из тонкой нихромовой проволоки в пластиковом корпусе. К концам катушки подводятся контакты для подключения.

  • Первый контакт идет на вентилятор;
  • Второй контакт подключается к бортовой сети через предохранители и реле.

В цепь последовательно включен термопредохранитель, который размыкает цепь при перегреве резистора, не давая ему выйти из строя.

Принцип работы

Принцип действия резистора вентилятора охлаждения основан на законе Ома для участка цепи. Сопротивление резистора приводит к падению напряжения на вентиляторе, в результате он вращается на пониженной скорости.

Когда температура двигателя достигает определенного значения (97-102°С), блок управления подает сигнал на включение вентилятора на полную мощность, минуя резистор. При этом напряжение на вентиляторе и его обороты максимальные.

Основные неисправности

Резисторы вентиляторов охлаждения относятся к числу наиболее "проблемных" элементов в автомобиле. Среди типичных неисправностей можно выделить:

  1. Перегорание обмотки резистора
  2. Обрыв проводов или плохой контакт в клеммах
  3. Выход из строя термопредохранителя

Признаки неисправного резистора:

  • Вентилятор работает только на одной скорости
  • Повышенный шум вентилятора
  • Перегрев двигателя, срабатывание термостата

Даже небольшая поломка резистора вентилятора может привести к серьезным последствиям - выходу из строя двигателя. Поэтому важно своевременно диагностировать и устранять неисправности.

Замена резистора на Opel Corsa D

Рассмотрим процедуру замены на примере резистора вентилятора охлаждения Опель Корса Д с двигателем 1.4. В этой модели вентилятор имеет 3 скорости, переключение происходит через резистор.

  1. Снять крышку с блока реле в моторном отсеке
  2. Извлечь реле вентилятора Т6 и Т7
  3. Открутить винты крепления корпуса фильтра и сдвинуть его вправо
  4. Выкрутить саморезы резистора торцевым ключом
  5. Отсоединить разъемы от резистора
  6. Установить новый резистор, подключить разъемы

После замены нужно проверить работу вентилятора на всех режимах, запустив его в тестовом режиме без запуска двигателя.

резистор вентилятора охлаждения

Ремонт резистора вентилятора своими руками

Самостоятельно отремонтировать вышедший из строя резистор достаточно просто. Для ремонта понадобятся:

  • Нихромовая проволока диаметром 0,4-0,45 мм
  • 2 латунных наконечника под пайку
  • Термопредохранитель 184°C, 10А
  • Паяльник, канифоль, флюс
  1. Разобрать корпус резистора
  2. Удалить остатки старой намотки
  3. Измерить рабочую длину катушки и намотать новую в 2 слоя
  4. Припаять контакты, установить термопредохранитель
  5. Собрать резистор и проверить омметром

После сборки и тестирования резистор готов к установке на место.

Конечно, заводской резистор прослужит дольше, чем самодельный, но стоит он намного дороже. А самостоятельно отремонтировать получится за пару часов и минимум затрат.

Замена резистора на ВАЗ 2113 ("Калина")

На автомобилях ВАЗ устанавливается простая система охлаждения с односкоростным вентилятором. Для регулировки оборотов используется резистор вентилятора охлаждения "Калина".

Последовательность замены:

  1. Снять крышку блока предохранителей
  2. Извлечь реле вентилятора
  3. Отвернуть гайки крепления воздушного фильтра
  4. Отсоединить разъемы от резистора
  5. Вывернуть болты крепления резистора
  6. Установить новый резистор, затянуть болты
  7. Подсоединить разъемы, проверить работу

Резистор на "Калине" находится в легкодоступном месте, поэтому замена не займет много времени. Главное правильно выбрать необходимый тип резистора.

резистор вентилятора охлаждения

Особенности резистора вентилятора ВАЗ "Нива"

В отличие от иномарок, у "Нивы" и "Шевроле Нивы" простая система электровентилятора без автоматического регулирования.

Обороты вентилятора задаются вручную переключателем на 2 положения:

  1. Малая скорость (через резистор)
  2. Большая скорость (напрямую)

Управление осуществляется водителем в зависимости от условий эксплуатации. Резистор вентилятора охлаждения "Нива Шевроле" менее требователен к качеству и может служить очень долго.

Однако стоит периодически проверять его состояние, особенно при поездках по бездорожью с частыми пробуксовками на низких оборотах.

Дополнительные способы охлаждения

Помимо штатных систем, можно применять дополнительные устройства для улучшения охлаждения:

  • Установка масляного радиатора
  • Замена вентилятора на более производительный
  • Установка воздуховодов к тормозам

Это актуально при эксплуатации в условиях высоких нагрузок: частые пробки, буксировка прицепа, спортивная езда. Комплекс мероприятий позволит надежно защитить двигатель от перегрева.

Перспективы развития систем охлаждения

Современные тенденции - увеличение электрификации автомобилей и переход на гибридные силовые установки. В таких системах роль охлаждения еще более возрастает.

Появляются дополнительные контуры для аккумуляторов, электромоторов, силовой электроники. Развитие получат системы кондиционирования салона, обеспечивая комфорт для водителя и пассажиров.

Усовершенствованные системы охлаждения

Современные автопроизводители, такие как BMW, Audi, Mercedes-Benz используют в своих моделях усложненные системы жидкостного охлаждения с расширенным функционалом.

К примеру, в BMW применяется технология изменяемого потока охлаждающей жидкости через радиатор и двигатель. Распределение потока регулируется электромеханическим клапаном в зависимости от режима работы мотора и температуры охлаждающей жидкости.

Это в полной мере позволяет гарантированно оптимизировать температурный режим двигателя для оптимальной экономии топлива и максимального снижения вредных выбросов. Кроме того, BMW активно внедряет системы рекуперации тепла для нужд салона, повышая КПД системы охлаждения.

Системы охлаждения отечественного производства

Среди российских автопроизводителей наиболее продвинутые современные технологичные решения использует концерн "АвтоВАЗ".

На автомобилях LADA Vesta и LADA Xray применяются интеллектуальные системы охлаждения с расширительным бачком повышенного объема и электровентилятором с электроприводом.

Регулировка температурного режима осуществляется блоком управления двигателя. Предусмотрены специальные алгоритмы, полносью исключающие переохлаждение и перегрев двигателя, а также особый режим прогрева для ускорения выхода мотора на оптимальный оперативный температурный режим.

Перспективы развития технологий охлаждения

В будущем основные тенденции будут связаны с ключевой разработкой гибких интеллектуальных систем охлаждения, интегрированных с другими системами автомобиля.

Они будут оперативно реагировать на изменение условий эксплуатации, дорожной ситуации и стиля вождения. Управление охлаждением станет более точным и динамичным за счет использования мощных процессоров и сложных алгоритмов.

Конечная цель - значительно повысить ресурс и высокую надежность силовых агрегатов, снизить при этом расход топлива, минимизировать все вредные выбросы.

Выводы

Подводя итог, отметим что современные системы охлаждения автомобилей играют огромную ключевую роль в обеспечении работоспособности и ресурса силового агрегата. Развитие современных технологий идет по пути комплексной интеграции системы охлаждения с другими контурами автомобиля.

Сравнение систем охлаждения бензиновых и дизельных двигателей

Между системами охлаждения бензиновых и дизельных двигателей есть ряд своеобразных принципиальных различий.

У дизелей температура рабочего цикла значительно выше, поэтому они постоянно нуждаются в более интенсивном охлаждении. Как следствие, дизели всегда оснащаются более мощным водяным насосом, а также дополнительным специализированным масляным радиатором в контуре смазки.

Радиаторы и расширительные бачки

Радиаторы дизельных двигателей имеют повышенную теплоотдачу за счет большей площади поверхности и своеобразной ребристости. Расширительные бачки также отличаются существенно увеличенным объемом для компенсации теплового расширения охлаждающей жидкости.

Жидкостные насосы

У дизелей в данный момент применяются более производительные центробежные насосы. Конструкция насоса рассчитана на работу при довольно высоком давлении и обильном расходе охлаждающей жидкости.

Вентиляторы и воздуховоды

Вентиляторы также отличаются повышенной мощностью и производительностью. Кроме того, дизельные двигатели оборудуются особой системой подвода дополнительного потока воздуха к тормозам для их охлаждения.

Системы рециркуляции

На дизелях очень часто встречаются контуры рециркуляции охлаждающей жидкости через двигатель и радиатор. Это позволяет более эффективно отводить ненужное избыточное тепло от "горячих" точек мотора.

Электронные блоки управления

Современные дизели имеют "интеллектуальные" системы управления охлаждением, интегрированные в электронный блок двигателя. Они с успешно оптимизируют всю работу контура охлаждения в зависимости от режима работы самого мотора.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.