Стиль художественной литературы имеет свою специфику. Он обслуживает эмоционально-эстетическую область деятельности личности. Основными свойствами художественного стиля являются:
а) эстетическое;
б) воздействие на эмоции: при помощи художественных образов оказывается воздействие на чувства и мыслей читателей;
в) коммуникативное: способность вызывать отклик в сознании читателя, благодаря чему передаются мысли от одного человека к другому.
Стилеобразующими элементами в литературных произведениях часто выступают средства художественной выразительности. Их много и они разнообразны. Часто они служат для усиления выразительности и образности текста.
Средства художественной выразительности делятся на лексические или общие средства, на тропы и на синтаксические построения или фигуры речи.
К лексическим или общим средствам относятся: антонимы, синонимы, омонимы, паронимы. Отличить один стиль художественной литературы от другого невозможно без таких лексических элементов, как диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Активно участвуют в создании стилей также неологизмы и архаизмы, заимствования и фразеологизмы, книжная, просторечная и экспрессивно-эмоциональная лексика.
Тропы – слова и лексические конструкции, которые для достижения художественного эффекта и создания образа употребляются в переносном смысле. Механизм воздействия тропов основан на соотнесении двух понятий, имеющих разные семантические планы. Два значения обретают новую реализацию, например, буквальное значение сопоставляется с иносказательным, ситуативным, относящимся только к данной ситуации. Образ создается путем сдвига в значении слова - от общеязыкового (прямого) к переносному, образному значению, что позволяет повышать значимость, усиливать выразительность и изобразительность текста.
Другими словами, тропы – средства художественной выразительности, способные усилить изобразительные свойства образа. Они позволяют ярко передавать наглядность, изображая предмет или явление, и тем самым воздействуют на чувства, вызывая эмоции. При этом неизбежно появляется вопрос: все ли слова могут быть тропами? Любые слова, обладающие такими качествами, как образность, двузначность или двуплановость и экспрессивность, могут выступить как тропы.
Сколько тропов должно быть в художественном тексте? Считается, что художественный текст, в котором отсутствуют тропы (его называют автологическим), противопоставлен тексту, который насыщен ими (металогическому).
К тропам относятся сравнения, метафоры и метонимии, а также олицетворения, синекдохи, перифразы, эпитеты, гиперболы и оксюморон. Авторы используют также гротеск, пафос, иронию, парадокс и литоту.
Синтаксическими фигурами авторы пользуются, когда хотят выделить, подчеркнуть, противопоставить или усилить впечатление. К ним относятся: антитеза, градация, повтор, период, анафора, эпифора и гипофора, а также риторические конструкции: восклицание, вопрос и обращение. Кроме этого, средства художественной выразительности включают аллегорию и парцелляцию, полисиндетон и асиндетон, эллипсис и умолчание, гротеск и пафос.
Что касается стилеобразующих черт художественного стиля, то к ним относится образное изображение реальности, художественная конкретика авторского замысла, выраженная через систему образов, экспрессивность, эмоциональность и оценочность. Обязателен также индивидуальный авторский почерк и речевые характеристики персонажей.
Следует обратить внимание на то, что тема художественного произведения диктует и ограничивает использование языковых средств, подчиняя их выбор замыслу автора и включая их в систему образов.