КПГ (расшифровка: "Компримированный природный газ") в последние годы набирает все большую популярность в качестве моторного топлива для автотранспорта.
КПГ: расшифровка аббревиатуры
КПГ расшифровывается как Компримированный Природный Газ. Это означает, что речь идет о природном газе, ключевым компонентом которого является метан (CH4), подвергнутом сжатию для удобства транспортировки и хранения в газовых баллонах.
КПГ = Компримированный Природный Газ
Природный газ сжимается перед закачкой в баллоны автомобиля до давления порядка 200-250 бар.
Благодаря высокому давлению в баллонах удается разместить значительные объемы газообразного топлива, необходимые для заправки транспортных средств.
Преимущества КПГ
Использование компримированного природного газа в качестве моторного топлива имеет ряд существенных преимуществ:
- Экономичность - стоимость 100 км пробега для транспорта на КПГ в 1,5-3 раза ниже по сравнению с бензином или дизельным топливом;
- Экологичность - выбросы вредных веществ при работе на КПГ снижаются в разы по сравнению с бензиновыми и дизельными двигателями;
- Бóльшая безопасность - КПГ относится к наименее пожароопасным веществам;
- Увеличение межремонтных интервалов и срока службы двигателя.
КПГ (компримированный природный газ) показывает лучшие результаты по экономичности и экологичности среди автомобильных видов топлива.
Вид топлива | Стоимость 100 км пробега | Выбросы CO2 |
Бензин | 100% | 100% |
Дизельное топливо | 90% | 105% |
КПГ | 60% | 10% |
КПГ также показывает более высокую безопасность по сравнению с традиционными видами топлива.
Недостатки и сложности использования КПГ
При всех достоинствах компримированный природный газ имеет и некоторые недостатки:
- Необходимость создания развитой газозаправочной инфраструктуры;
- Высокие требования к прочности газовых баллонов из-за давления газа порядка 200 атмосфер;
- Меньшая теплотворная способность КПГ по сравнению с бензином приводит к небольшому снижению мощности двигателя;
- Для перевода автомобилей на газовое топливо требуется их дооснащение соответствующим оборудованием.
Также среди недостатков можно отметить бóльшую стоимость автомобилей на КПГ по сравнению с бензиновыми аналогами и необходимость регулярного освидетельствования газовых баллонов.
Перспективы и стимулирование использования КПГ
Несмотря на перечисленные выше недостатки, перспективы использования КПГ весьма многообещающи. Как показывает мировой опыт, активная государственная поддержка позволяет эффективно стимулировать внедрение газомоторного транспорта.
Так, в России принят ряд нормативных актов, направленных на расширение использования природного газа. В частности, для городов с населением более 100 тысяч человек установлены целевые показатели по переводу общественного и коммунального транспорта на КПГ.
Развитие производства газомоторной техники в России
Параллельно идет процесс расширения производства отечественной газомоторной техники. Крупнейшими игроками на этом рынке являются компании "Группа ГАЗ", "КамАЗ" и "Урал".
В их модельном ряду представлен широкий ассортимент коммерческого и пассажирского транспорта, работающего на компримированном природном газе. Это и легковые автомобили Lada, и грузовики ГАЗель, и автобусы ЛиАЗ.
Развитие инфраструктуры газозаправочных станций
Еще одним важным фактором является развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). К настоящему времени в России их насчитывается уже около 500 штук.
Перспективы применения КПГ в других областях
Помимо автомобильного и коммунального транспорта, существуют перспективы более широкого применения компримированного природного газа.
В частности, в ряде стран ведутся испытания локомотивов и вагонов, работающих на КПГ. Также изучается возможность использования газового топлива на морских и речных судах, где оно может применяться в составе двухтопливных установок.
Есть опыт создания небольших самолетов, летающих на компримированном природном газе. Это позволяет уменьшить расход топлива за счет его меньшего веса по сравнению с керосином.
Мировой опыт: Италия
Опыт Италии демонстрирует, как активная государственная политика может кардинально изменить ситуацию с использованием газомоторного топлива. Сегодня эта страна является безусловным европейским лидером по количеству автомобилей, работающих на КПГ.
По состоянию на 2017 год в Италии насчитывалось более 1 млн таких транспортных средств. Для сравнения, в Германии, занимающей второе место в Европе, их число составляло лишь 94 тысячи.
Аргентина
Еще одной страной, где получило широкое распространение использование компримированного природного газа в качестве моторного топлива, является Аргентина.
Здесь государственная программа стимулирования перевода автотранспорта на КПГ была запущена еще в 1980-х годах. В результате к настоящему времени Аргентина занимает третье место в мире по общему количеству газомоторных автомобилей.
Опыт Пакистана
Опыт Пакистана показывает, что даже развивающиеся страны при грамотной политике способны достичь впечатляющих результатов в сфере использования газомоторного топлива.
Благодаря масштабной госпрограмме, включавшей субсидии на переоборудование транспорта и импорт газового оборудования, в настоящее время Пакистан занимает 4-е место в мире по количеству автомобилей на КПГ.
Опыт США
Хотя США отстают от лидеров по использованию КПГ на транспорте, в последние годы наблюдается заметный рост интереса к этому экологичному виду топлива.
Ряд штатов, таких как Калифорния, приняли целевые программы стимулирования развития рынка КПГ. Крупные логистические компании, такие как FedEx и UPS, наращивают парки грузовиков на компримированном природном газе.