Формы познания в философии - увлекательная и вместе с тем сложная тема. Как понять виды и особенности различных форм познания? Как они связаны между собой и дополняют друг друга? Давайте разберемся.
Понятие познания в философии
Познание в философии понимается как совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях окружающего мира. Основная задача познания - установить, как возникает знание и как оно соотносится с объективной реальностью.
Выделяют следующие основные формы познания:
- научное познание
- обыденное познание
- художественное познание
- религиозное познание
- мифологическое познание
Научное познание направлено на отражение объективных закономерностей действительности и получение достоверного знания. Оно имеет троякую задачу: описание, объяснение и предсказание изучаемых процессов и явлений.
Чувственное и рациональное познание
Выделяют две основные формы познания: чувственное (эмпирическое) и рациональное (теоретическое).
Чувственное познание основывается на данных, получаемых при помощи органов чувств человека. Его исходными элементами являются ощущения и восприятия.
Ощущения возникают при воздействии внешнего мира на органы чувств и являются простейшим элементом познания.
На основе ощущений в практической деятельности формируется восприятие - целостное чувственное отражение предметов и явлений.
Рациональное познание опирается на абстрактное мышление и позволяет получать знания о таких свойствах объектов, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.
Ключевыми особенностями рационального познания являются:
- активное соотнесение опытных данных и результатов абстрактного мышления;
- опора на такие логические приемы, как анализ, синтез, индукция, дедукция;
- проверка полученных знаний на практике.
Эмпиризм и рационализм в теории познания
На определенном этапе развития теории познания возникло противостояние эмпиризма и рационализма.
Эмпиризм - философское направление, считающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Рационализм - направление, утверждающее, что разум является основой познания, в рамках которого мышление отрывается от чувственного восприятия.
Односторонний подход как эмпириков, так и рационалистов привел к некорректному противопоставлению чувственного и рационального познания. Сегодня признается, что это две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы познавательной деятельности.
Эмпирический и теоретический уровни научного знания
В научном познании различают эмпирический и теоретический уровни знания.
Эмпирическое знание формируется на основе фактов, полученных из наблюдений и экспериментов. Оно фиксирует чувственно воспринимаемые характеристики изучаемых объектов.
Теоретическое знание опирается на методы абстрактного мышления и обобщает эмпирические данные в виде научных гипотез, концепций, теорий.
Эмпирическое знание | Теоретическое знание |
Основа - факты, наблюдения, эксперименты | Основа - обобщение, абстракция |
Описывает отдельные чувственно воспринимаемые характеристики | Выявляет скрытые закономерности |
Является исходным материалом для теории | Опирается на эмпирическую базу |
Хотя эмпирический и теоретический уровни научного знания различаются по своим функциям, они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в процессе познания.
Основные формы и методы познания
Помимо чувственного и рационального познания, выделяют и другие формы:
- Эмпирическое познание (опыт, эксперимент);
- Теоретическое познание (мышление, абстракция);
- Философское познание (постижение фундаментальных принципов бытия);
- Мифологическое познание (объяснение мира при помощи мифов);
- Религиозное познание (вероучения).
Каждая из форм познания использует свои особые методы и средства для получения знания.
Познание в психологии и кибернетике
В психологии познание рассматривают как когнитивный (познавательный) процесс переработки информации. Изучаются разные типы когнитивных процессов: восприятие, память, мышление, принятие решений. При этом используются эмпирические методы исследования.
В кибернетике предпринимаются попытки смоделировать когнитивные процессы в искусственных интеллектуальных системах (например, компьютерах). Однако пока не удается в полной мере воспроизвести сложные особенности естественного человеческого интеллекта.
Биологические основы познания
С биологической точки зрения, важнейшую роль в познании играют органы чувств, а также структуры головного мозга и нервной системы.
Органы чувств обеспечивают восприятие информации из внешней среды. На их основе формируются различные ощущения.
Обработка ощущений и построение целостной картины мира происходит за счет сложных нервных процессов в мозге. Высшие формы познания, включая мышление и сознание, также являются функциями мозга.
Социокультурные факторы познания
На процесс познания значительное влияние оказывают социокультурные факторы:
- Обучение и воспитание формируют способности человека к познанию;
- Язык и речь являются орудием мыслительной деятельности;
- Господствующие в обществе научные парадигмы задают направление познания;
- Историческая эпоха и культурный контекст определяют круг изучаемых проблем.
Развитие информационных технологий также оказывает огромное влияние на границы и возможности познания в современном обществе.
Перспективы теории познания
Несмотря на многовековую историю, теория форм познания философии не перестает развиваться и ставит перед собой новые вопросы:
- Каковы пределы познавательных возможностей человека?
- Можно ли смоделировать процесс мышления?
- Какие новые методы познания появятся в будущем?
Роль языка в познании
Язык играет ключевую роль в процессе познания, выполняя следующие функции:
- Язык является орудием мышления, позволяя оперировать абстрактными категориями;
- При помощи языка осуществляется хранение и передача информации между людьми и поколениями;
- Языковые конструкции задают определенную картину мира;
- Терминологический аппарат науки фиксирует понятия и знания.
Таким образом, без языка невозможно полноценное познание действительности.
Взаимосвязь онтологии, гносеологии и аксиологии
В философии выделяют три основных раздела: онтологию, гносеологию и аксиологию. Все они тесно взаимосвязаны между собой.
- Онтология изучает фундаментальные принципы бытия;
- Гносеология исследует процесс познания и природу знания;
- Аксиология рассматривает природу ценностей и их роль в мире.
Познание мира неотделимо от понимания его основ, равно как и от оценки с точки зрения ценностей. Поэтому в философии все три области тесно переплетены.
Методология научного познания
Методология научного познания определяет принципы и способы получения достоверного научного знания. К основным элементам методологии науки относят:
- Наблюдение и эксперимент;
- Обобщение и абстрактное мышление;
- Гипотезы и теории;
- Научные революции и смена парадигм;
- Критерии научности знания.
Развитие методологии науки неразрывно связано с эволюцией форм и методов познания в истории человеческой мысли.
Развитие форм познания в истории философии
В истории философии представления о познании, его возможностях и границах значительно эволюционировали. Можно выделить несколько основных этапов:
- Античность: разделение на чувственное и рациональное познание, теория познания Платона;
- Средние века: развитие теологии и религиозной картины мира;
- Новое время: становление опытной науки, эмпиризм и рационализм;
- Немецкая классическая философия: развитие диалектики, роль разума в познании;
- Современность: позитивизм, эволюция научной методологии, новые технологии познания.