Формы познания в философии: сущность, виды, особенности

Формы познания в философии - увлекательная и вместе с тем сложная тема. Как понять виды и особенности различных форм познания? Как они связаны между собой и дополняют друг друга? Давайте разберемся.

Понятие познания в философии

Познание в философии понимается как совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях окружающего мира. Основная задача познания - установить, как возникает знание и как оно соотносится с объективной реальностью.

Выделяют следующие основные формы познания:

  • научное познание
  • обыденное познание
  • художественное познание
  • религиозное познание
  • мифологическое познание

Научное познание направлено на отражение объективных закономерностей действительности и получение достоверного знания. Оно имеет троякую задачу: описание, объяснение и предсказание изучаемых процессов и явлений.

Чувственное и рациональное познание

Выделяют две основные формы познания: чувственное (эмпирическое) и рациональное (теоретическое).

Чувственное познание основывается на данных, получаемых при помощи органов чувств человека. Его исходными элементами являются ощущения и восприятия.

Ощущения возникают при воздействии внешнего мира на органы чувств и являются простейшим элементом познания.

На основе ощущений в практической деятельности формируется восприятие - целостное чувственное отражение предметов и явлений.

Рациональное познание опирается на абстрактное мышление и позволяет получать знания о таких свойствах объектов, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.

Ключевыми особенностями рационального познания являются:

  • активное соотнесение опытных данных и результатов абстрактного мышления;
  • опора на такие логические приемы, как анализ, синтез, индукция, дедукция;
  • проверка полученных знаний на практике.

Эмпиризм и рационализм в теории познания

На определенном этапе развития теории познания возникло противостояние эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм - философское направление, считающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Рационализм - направление, утверждающее, что разум является основой познания, в рамках которого мышление отрывается от чувственного восприятия.

Односторонний подход как эмпириков, так и рационалистов привел к некорректному противопоставлению чувственного и рационального познания. Сегодня признается, что это две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы познавательной деятельности.

Мозг человека светится от активности нервных импульсов

Эмпирический и теоретический уровни научного знания

В научном познании различают эмпирический и теоретический уровни знания.

Эмпирическое знание формируется на основе фактов, полученных из наблюдений и экспериментов. Оно фиксирует чувственно воспринимаемые характеристики изучаемых объектов.

Теоретическое знание опирается на методы абстрактного мышления и обобщает эмпирические данные в виде научных гипотез, концепций, теорий.

Эмпирическое знание Теоретическое знание
Основа - факты, наблюдения, эксперименты Основа - обобщение, абстракция
Описывает отдельные чувственно воспринимаемые характеристики Выявляет скрытые закономерности
Является исходным материалом для теории Опирается на эмпирическую базу

Хотя эмпирический и теоретический уровни научного знания различаются по своим функциям, они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в процессе познания.

Основные формы и методы познания

Помимо чувственного и рационального познания, выделяют и другие формы:

  • Эмпирическое познание (опыт, эксперимент);
  • Теоретическое познание (мышление, абстракция);
  • Философское познание (постижение фундаментальных принципов бытия);
  • Мифологическое познание (объяснение мира при помощи мифов);
  • Религиозное познание (вероучения).

Каждая из форм познания использует свои особые методы и средства для получения знания.

Познание в психологии и кибернетике

В психологии познание рассматривают как когнитивный (познавательный) процесс переработки информации. Изучаются разные типы когнитивных процессов: восприятие, память, мышление, принятие решений. При этом используются эмпирические методы исследования.

В кибернетике предпринимаются попытки смоделировать когнитивные процессы в искусственных интеллектуальных системах (например, компьютерах). Однако пока не удается в полной мере воспроизвести сложные особенности естественного человеческого интеллекта.

Биологические основы познания

С биологической точки зрения, важнейшую роль в познании играют органы чувств, а также структуры головного мозга и нервной системы.

Органы чувств обеспечивают восприятие информации из внешней среды. На их основе формируются различные ощущения.

Обработка ощущений и построение целостной картины мира происходит за счет сложных нервных процессов в мозге. Высшие формы познания, включая мышление и сознание, также являются функциями мозга.

Ученые в лаборатории изучают голограмму вселенной

Социокультурные факторы познания

На процесс познания значительное влияние оказывают социокультурные факторы:

  • Обучение и воспитание формируют способности человека к познанию;
  • Язык и речь являются орудием мыслительной деятельности;
  • Господствующие в обществе научные парадигмы задают направление познания;
  • Историческая эпоха и культурный контекст определяют круг изучаемых проблем.

Развитие информационных технологий также оказывает огромное влияние на границы и возможности познания в современном обществе.

Перспективы теории познания

Несмотря на многовековую историю, теория форм познания философии не перестает развиваться и ставит перед собой новые вопросы:

  • Каковы пределы познавательных возможностей человека?
  • Можно ли смоделировать процесс мышления?
  • Какие новые методы познания появятся в будущем?

Роль языка в познании

Язык играет ключевую роль в процессе познания, выполняя следующие функции:

  • Язык является орудием мышления, позволяя оперировать абстрактными категориями;
  • При помощи языка осуществляется хранение и передача информации между людьми и поколениями;
  • Языковые конструкции задают определенную картину мира;
  • Терминологический аппарат науки фиксирует понятия и знания.

Таким образом, без языка невозможно полноценное познание действительности.

Взаимосвязь онтологии, гносеологии и аксиологии

В философии выделяют три основных раздела: онтологию, гносеологию и аксиологию. Все они тесно взаимосвязаны между собой.

  • Онтология изучает фундаментальные принципы бытия;
  • Гносеология исследует процесс познания и природу знания;
  • Аксиология рассматривает природу ценностей и их роль в мире.

Познание мира неотделимо от понимания его основ, равно как и от оценки с точки зрения ценностей. Поэтому в философии все три области тесно переплетены.

Методология научного познания

Методология научного познания определяет принципы и способы получения достоверного научного знания. К основным элементам методологии науки относят:

  • Наблюдение и эксперимент;
  • Обобщение и абстрактное мышление;
  • Гипотезы и теории;
  • Научные революции и смена парадигм;
  • Критерии научности знания.

Развитие методологии науки неразрывно связано с эволюцией форм и методов познания в истории человеческой мысли.

Развитие форм познания в истории философии

В истории философии представления о познании, его возможностях и границах значительно эволюционировали. Можно выделить несколько основных этапов:

  1. Античность: разделение на чувственное и рациональное познание, теория познания Платона;
  2. Средние века: развитие теологии и религиозной картины мира;
  3. Новое время: становление опытной науки, эмпиризм и рационализм;
  4. Немецкая классическая философия: развитие диалектики, роль разума в познании;
  5. Современность: позитивизм, эволюция научной методологии, новые технологии познания.
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.