Двигатель - это сердце любого автомобиля. От того, насколько правильно он работает, зависит техническое состояние всей машины в целом. А регулировка клапанов является одной из важнейших процедур по обслуживанию двигателя. Давайте разберемся, как правильно ее выполнить на примере распространенной модели УМЗ-4216.
Назначение и устройство клапанного механизма двигателя УМЗ-4216
Клапанный механизм предназначен для своевременного открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов в нужной последовательности в соответствии с тактами работы двигателя.
- Впускные клапаны открывают доступ воздушно-топливной смеси в цилиндры на такте впуска.
- Выпускные клапаны открывают путь для выхода отработавших газов из цилиндров на такте выпуска.
От правильной работы клапанов напрямую зависит мощность, экономичность, ресурс двигателя и другие его важные характеристики.
На двигателе УМЗ-4216 установлен распределительный вал в нижней части блока цилиндров. Привод клапанов осуществляется через систему толкателей, штанг и коромысел. Между торцом клапана и толкателем имеется небольшой тепловой зазор, необходимый для компенсации теплового расширения материалов деталей при нагреве. Этот зазор и необходимо периодически регулировать.
Подготовка к регулировке клапанов
Прежде чем приступить непосредственно к регулировка клапанов 4216
процедуре, нужно выполнить ряд подготовительных действий.
Необходимые инструменты и материалы:
- набор торцевых головок;
- набор рожковых ключей;
- отвертка;
- измерительный щуп.
Подготовка двигателя:
- Двигатель должен быть полностью холодным, температура в районе 15-20°С.
- Зафиксировать автомобиль стояночным тормозом и упорами под колеса.
- Снять воздушный фильтр (на карбюраторных модификациях также отключить вакуумные шланги).
- Открутить гайки крепления и снять крышку
клапанов
.
Перед регулировкой клапанов
важно убедиться, что двигатель холодный и надежно зафиксирован. Иначе результат будет некорректным или возможно травмирование при запуске двигателя.
Непосредственно регулировка клапанов УМЗ-4216
Регулировку клапанов выполняют в строгой последовательности по цилиндрам, так как процесс является достаточно трудоемким из-за необходимости многократного проворачивания коленвала и проверки зазоров на различных клапанах.
- Установить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия (клапана закрыты).
- Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры на первом, втором, четвертом и шестом клапанах.
- Повернуть коленвал на 180°.
- Регулировка клапанов третьего, пятого, седьмого и восьмого клапанов.
Зазоры рекомендуются следующие:
- впускные клапаны - 0,25-0,30 мм;
- выпускные клапаны - 0,35-0,40 мм.
Регулировка выполняется ослаблением контргайки болта коромысла и вращением самого регулировочного болта до достижения нужного зазора, контролируемого щупом.
Клапан | Зазор, мм |
1-й впускной | 0,30 |
1-й выпускной | 0,38 |
После регулировки все контргайки зажимаются с нужным моментом.
Завершение работ и проверка результатов
После того как все регулировочные операции завершены, можно переходить к сборке узлов.
- Аккуратно и в правильной последовательности закрутить гайки крепления клапанной крышки.
- Установить на место воздушный фильтр, подсоединить вакуумные шланги (на карбюраторе).
Перед запуском двигателя проверить надежность соединений и отсутствие посторонних предметов в моторном отсеке.
Проверка после запуска:
- Прослушать работу двигателя на холостом ходу и при увеличении оборотов.
- Убедиться в отсутствии посторонних стуков и шумов.
- Оценить плавность и динамику разгона двигателя.
Особенности регулировки с гидрокомпенсаторами
На более современных модификациях двигателей УМЗ-4216, в том числе устанавливаемых на Газель
, применяются гидравлические компенсаторы зазоров в клапанах.
В этом случае регулируется не зазор, а положение плунжера компенсатора относительно коромысла путем вращения регулировочного болта.
Порядок регулировки с гидрокомпенсатором:
- Отпустить контргайку болта.
- Отвернуть болт до облегчения нагрузки на плунжер.
- Произвести
заворот
болта на заданное количество оборотов. - Затянуть контргайку.
Периодичность регулировки клапанов
Необходимость в регулировке клапанов возникает обычно после определенного пробега, который может варьироваться в зависимости от условий эксплуатации:
- Интенсивная городская езда - 10-15 тыс. км.
- Спокойная загородная езда - 20-30 тыс. км.
- Работа на газовом топливе - 5-10 тыс. км.
Также на периодичность влияет качество дорог в регионе, манера вождения конкретного водителя.
Возможные ошибки при регулировке
Среди распространенных ошибок при регулировке клапанов можно отметить:
- Неверная последовательность регулировки по цилиндрам.
- Недостаточное зажатие контргаек или их отсутствие.
- Некорректный замер зазоров щупом.
Подобные ошибки могут привести к быстрому износу деталей двигателя или появлению неисправностей.
Регулировка клапанов после капитального ремонта двигателя
После проведения капитального ремонта двигателя с разборкой газораспределительного механизма обязательно требуется регулировка клапанов. Однако сначала необходимо провести обкатку двигателя в течение 50-100 км.
Цели обкатки:
- Обеспечение приработки деталей друг к другу.
- Заполнение маслом всех каналов в двигателе.
- Контроль работы двигателя перед окончательной регулировкой.
После обкатки можно приступать к регулировке зазоров в клапанах. Процедура выполняется аналогично стандартной.
Влияние неправильной регулировки клапанов на работу двигателя
Если допустить ошибки при выполнении регулировки клапанов или эксплуатировать двигатель длительное время без регулировки, это приводит к следующим негативным последствиям:
- Повышенный износ деталей ГРМ.
- Увеличение расхода топлива.
- Падение мощности и динамики разгона.
- Повышенный шум и вибрации.
Поэтому очень важно соблюдать периодичность и правильно выполнять эту процедуру.
Как определить необходимость регулировки по внешним признакам?
Важно вовремя определить необходимость регулировки клапанов, не дожидаясь серьезных неисправностей. На это указывают такие признаки:
- Повышенная шумность и вибрация на холостых оборотах.
- Затрудненный холодный пуск двигателя.
- Потеря динамики и приемистости.
- Увеличенный расход топлива.
При появлении подобных симптомов стоит запланировать регулировку клапанов при ближайшем ТО.
Регулировка клапанов - очень важная процедура для нормальной работы любого бензинового двигателя, в том числе популярной модели УМЗ-4216. При соблюдении правил выполнения и заданной периодичности регулировка позволяет надолго сохранить высокие характеристики и ресурс этого надежного силового агрегата.