Регулировка клапанов двигателя УМЗ-4216 "Газель": порядок действий

Двигатель - это сердце любого автомобиля. От того, насколько правильно он работает, зависит техническое состояние всей машины в целом. А регулировка клапанов является одной из важнейших процедур по обслуживанию двигателя. Давайте разберемся, как правильно ее выполнить на примере распространенной модели УМЗ-4216.

Назначение и устройство клапанного механизма двигателя УМЗ-4216

Клапанный механизм предназначен для своевременного открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов в нужной последовательности в соответствии с тактами работы двигателя.

  • Впускные клапаны открывают доступ воздушно-топливной смеси в цилиндры на такте впуска.
  • Выпускные клапаны открывают путь для выхода отработавших газов из цилиндров на такте выпуска.

От правильной работы клапанов напрямую зависит мощность, экономичность, ресурс двигателя и другие его важные характеристики.

На двигателе УМЗ-4216 установлен распределительный вал в нижней части блока цилиндров. Привод клапанов осуществляется через систему толкателей, штанг и коромысел. Между торцом клапана и толкателем имеется небольшой тепловой зазор, необходимый для компенсации теплового расширения материалов деталей при нагреве. Этот зазор и необходимо периодически регулировать.

Механик регулирующий двигатель

Подготовка к регулировке клапанов

Прежде чем приступить непосредственно к регулировка клапанов 4216 процедуре, нужно выполнить ряд подготовительных действий.

Необходимые инструменты и материалы:

  • набор торцевых головок;
  • набор рожковых ключей;
  • отвертка;
  • измерительный щуп.
Автомастерская, ремонт двигателей

Подготовка двигателя:

  1. Двигатель должен быть полностью холодным, температура в районе 15-20°С.
  2. Зафиксировать автомобиль стояночным тормозом и упорами под колеса.
  3. Снять воздушный фильтр (на карбюраторных модификациях также отключить вакуумные шланги).
  4. Открутить гайки крепления и снять крышку клапанов.
Перед регулировкой клапанов важно убедиться, что двигатель холодный и надежно зафиксирован. Иначе результат будет некорректным или возможно травмирование при запуске двигателя.

Непосредственно регулировка клапанов УМЗ-4216

Регулировку клапанов выполняют в строгой последовательности по цилиндрам, так как процесс является достаточно трудоемким из-за необходимости многократного проворачивания коленвала и проверки зазоров на различных клапанах.

  1. Установить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия (клапана закрыты).
  2. Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры на первом, втором, четвертом и шестом клапанах.
  3. Повернуть коленвал на 180°.
  4. Регулировка клапанов третьего, пятого, седьмого и восьмого клапанов.

Зазоры рекомендуются следующие:

  • впускные клапаны - 0,25-0,30 мм;
  • выпускные клапаны - 0,35-0,40 мм.

Регулировка выполняется ослаблением контргайки болта коромысла и вращением самого регулировочного болта до достижения нужного зазора, контролируемого щупом.

Клапан Зазор, мм
1-й впускной 0,30
1-й выпускной 0,38

После регулировки все контргайки зажимаются с нужным моментом.

Завершение работ и проверка результатов

После того как все регулировочные операции завершены, можно переходить к сборке узлов.

  1. Аккуратно и в правильной последовательности закрутить гайки крепления клапанной крышки.
  2. Установить на место воздушный фильтр, подсоединить вакуумные шланги (на карбюраторе).

Перед запуском двигателя проверить надежность соединений и отсутствие посторонних предметов в моторном отсеке.

Проверка после запуска:

  • Прослушать работу двигателя на холостом ходу и при увеличении оборотов.
  • Убедиться в отсутствии посторонних стуков и шумов.
  • Оценить плавность и динамику разгона двигателя.

Особенности регулировки с гидрокомпенсаторами

На более современных модификациях двигателей УМЗ-4216, в том числе устанавливаемых на Газель, применяются гидравлические компенсаторы зазоров в клапанах.

В этом случае регулируется не зазор, а положение плунжера компенсатора относительно коромысла путем вращения регулировочного болта.

Порядок регулировки с гидрокомпенсатором:

  1. Отпустить контргайку болта.
  2. Отвернуть болт до облегчения нагрузки на плунжер.
  3. Произвести заворот болта на заданное количество оборотов.
  4. Затянуть контргайку.

Периодичность регулировки клапанов

Необходимость в регулировке клапанов возникает обычно после определенного пробега, который может варьироваться в зависимости от условий эксплуатации:

  • Интенсивная городская езда - 10-15 тыс. км.
  • Спокойная загородная езда - 20-30 тыс. км.
  • Работа на газовом топливе - 5-10 тыс. км.

Также на периодичность влияет качество дорог в регионе, манера вождения конкретного водителя.

Возможные ошибки при регулировке

Среди распространенных ошибок при регулировке клапанов можно отметить:

  • Неверная последовательность регулировки по цилиндрам.
  • Недостаточное зажатие контргаек или их отсутствие.
  • Некорректный замер зазоров щупом.

Подобные ошибки могут привести к быстрому износу деталей двигателя или появлению неисправностей.

Регулировка клапанов после капитального ремонта двигателя

После проведения капитального ремонта двигателя с разборкой газораспределительного механизма обязательно требуется регулировка клапанов. Однако сначала необходимо провести обкатку двигателя в течение 50-100 км.

Цели обкатки:

  • Обеспечение приработки деталей друг к другу.
  • Заполнение маслом всех каналов в двигателе.
  • Контроль работы двигателя перед окончательной регулировкой.

После обкатки можно приступать к регулировке зазоров в клапанах. Процедура выполняется аналогично стандартной.

Влияние неправильной регулировки клапанов на работу двигателя

Если допустить ошибки при выполнении регулировки клапанов или эксплуатировать двигатель длительное время без регулировки, это приводит к следующим негативным последствиям:

  • Повышенный износ деталей ГРМ.
  • Увеличение расхода топлива.
  • Падение мощности и динамики разгона.
  • Повышенный шум и вибрации.

Поэтому очень важно соблюдать периодичность и правильно выполнять эту процедуру.

Как определить необходимость регулировки по внешним признакам?

Важно вовремя определить необходимость регулировки клапанов, не дожидаясь серьезных неисправностей. На это указывают такие признаки:

  • Повышенная шумность и вибрация на холостых оборотах.
  • Затрудненный холодный пуск двигателя.
  • Потеря динамики и приемистости.
  • Увеличенный расход топлива.

При появлении подобных симптомов стоит запланировать регулировку клапанов при ближайшем ТО.

Регулировка клапанов - очень важная процедура для нормальной работы любого бензинового двигателя, в том числе популярной модели УМЗ-4216. При соблюдении правил выполнения и заданной периодичности регулировка позволяет надолго сохранить высокие характеристики и ресурс этого надежного силового агрегата.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.