Электровоз ЭП20 "Олимп" - это новейшая разработка российского локомотивостроения. Этот мощный и высокоскоростной локомотив с асинхронным приводом способен работать как на постоянном, так и на переменном токе. Давайте подробно разберем его историю, технические характеристики и особенности конструкции.
История создания электровоза ЭП20
В 2000-х годах на железных дорогах России возникла потребность в новых двухсистемных электровоз эп20
пассажирских электровозах. Это позволило бы увеличить скорости и сократить время стоянок поездов на станциях стыкования родов тока. Ранее для этих целей использовались менее мощные электровоз эп20
ЧС4Т, ЧС7 и ЧС8.
В конце 1990-х годов был разработан двухсистемный ЭП10. Однако его серийный выпуск не был налажен из-за недостаточной надежности. Поэтому руководство РЖД приняло решение о создании принципиально нового локомотива ЭП20.
Требования к ЭП20
- Высокая мощность и скорость (до 200 км/ч)
- Повышенная безопасность и надежность
- Комфортные условия для локомотивной бригады
- Экономичность эксплуатации
Для реализации проекта Трансмашхолдинг заключил соглашение с французской Alstom. Компания должна была разработать наиболее сложные узлы электровоза.
Технические характеристики ЭП20
Электровоз эп20
выпускается в двух модификациях, отличающихся максимальной скоростью:
Модификация | Скорость |
На 160 км/ч | До 160 км/ч |
На 200 км/ч | До 200 км/ч |
Модификации отличаются передаточным числом редуктора. Для снижения эксплуатационных расходов применены асинхронные двигатели и рекуперация энергии при торможении.
Конструкция ЭП20
Электровоз ЭП20 спроектирован как единая платформа, в которую интегрированы разработки российских и зарубежных производителей.
Российские разработки
- Тяговые электродвигатели
- Система управления
- Кабина и кузов
Разработки Alstom
- Тяговые преобразователи
- Силовая электроника
Благодаря этому ЭП20 получил лучшие технические решения как российских, так и зарубежных инженеров.
Эксплуатация ЭП20
Электровоз ЭП20 предназначен для вождения пассажирских поездов на участках с разными видами электрификации. Это позволяет уменьшить время стоянок поездов на станциях стыкования.
В настоящее время электровоз эп20
используется на следующих маршрутах:
- Москва - Воронеж
- Москва - Рязань
- Москва - Адлер
Достоинства ЭП20
К достоинствам электровоз эп20
можно отнести:
- Высокая мощность и скорость
- Экономичность благодаря рекуперации энергии
- Повышенный комфорт в кабине
- Унифицированные узлы с грузовыми электровозами (2ЭС4, 2ЭС5)
Фото электровоза ЭП20
Электровоз ЭП20 выглядит внушительно благодаря мощным очертаниям кузова. Рассмотрим его внешний вид на фотографиях.
Экстерьер
В оформлении присутствуют фирменные цвета РЖД - красный, серый и оранжевый:
Кабина машиниста
Кабина оснащена современным пультом управления и климат-контролем для комфорта машиниста:
Тормозное нажатие на ось
Для остановки поезда используется как пневматическое, так и электрическое торможение с рекуперацией энергии в сеть.
Пневматическая схема ЭП20
Рассмотрим устройство пневматической системы торможения электровоза ЭП20.
Основные элементы
В состав пневматической системы ЭП20 входят:
- Компрессор
- Ресиверы
- Тормозные цилиндры
- Тормозная магистраль
- Автоматический регулятор давления
- Предохранительный и обратный клапаны
Принцип действия
При нажатии на тормозную рукоятку сжатый воздух из ресивера поступает в тормозные цилиндры и перемещает в них поршни. Это приводит к прижатию тормозных колодок к колесам и торможению.
Рекуперативное торможение
При рекуперативном электрическом торможении происходит преобразование кинетической энергии поезда в электрическую и возврат ее в контактную сеть.
Особенности пневмосистемы ЭП20
От обычных тепловозов ЭП20 отличается наличием электропневматического тормоза для плавного регулирования тормозной силы.
Техническое обслуживание
Для поддержания пневмосистемы в рабочем состоянии проводится периодический осмотр, проверка давления, удаление конденсата.
Капитальный ремонт ЭП20
При значительном износе тормозного оборудования проводится замена изношенных деталей с разборкой электровоза в депо
.
Достоинства пневматической системы
К достоинствам пневматической тормозной системы электровоза ЭП20 можно отнести:
- Высокая надежность и безопасность
- Плавность регулирования тормозной силы
- Простота конструкции и обслуживания
Недостатки пневмосистемы
К недостаткам пневматики относятся:
- Большой расход сжатого воздуха
- Потери энергии при торможении
Перспективы модернизации
Для повышения эффективности в перспективе возможно:
- Установка регенеративных компрессоров
- Частичная замена пневмопривода на электрический
Аналоги ЭП20
За рубежом выпускаются аналогичные двухсистемные электровозы, например:
- Bombardier TRAXX
- Alstom Prima II
Экспортный потенциал
Благодаря оптимальному сочетанию стоимости и качества ЭП20 мог бы пользоваться спросом на рынках стран СНГ и Юго-Восточной Азии.
Преемники ЭП20
На базе электровоза ЭП20 планируется создание новых моделей локомотивов для РЖД:
- Односистемный грузовой электровоз 2ЭС4 на постоянном токе
- Односистемный грузовой электровоз 2ЭС5 на переменном токе
- Двухсистемный грузовой электровоз 2ЭС20
- Односистемный пассажирский ЭП2 на постоянном токе
- Односистемный пассажирский ЭП3 на переменном токе
За счет унификации узлов и систем с ЭП20 удастся существенно сократить издержки на проектирование и производство новых локомотивов.
Модернизация ЭП20
Для повышения надежности и эффективности ЭП20 разрабатываются модернизированные модификации:
- Увеличение мощности тяговых двигателей
- Установка новой системы управления
- Применение комплектующих российского производства
Перспективы ЭП20
Благодаря удачной концепции и техническим решениям ЭП20 будет еще долгое время оставаться основной "рабочей лошадкой" скоростных пассажирских перевозок в России.
Роль ЭП20 для НЭВЗ
Для Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ) создание ЭП20 имеет большое значение:
- Получен бесценный опыт разработки современных локомотивов
- Налажено сотрудничество с ведущими мировыми производителями
- Освоен выпуск высокотехнологичных компонентов
- Расширены производственные мощности предприятия
Благодаря этому НЭВЗ поднялся на новый уровень и может конкурировать с ведущими мировыми производителями локомотивов.
Перспективы развития НЭВЗ
Успешное производство ЭП20 открывает перед НЭВЗ следующие возможности:
- Увеличение доли экспорта продукции
- Привлечение частных инвестиций под новые проекты
- Цоздание совместных предприятий с зарубежными партнерами
Таким образом, ЭП20 стал локомотивом прогресса для всего российского локомотивостроения.