Электровоз ЭП20: фото, пневматическая схема

Электровоз ЭП20 "Олимп" - это новейшая разработка российского локомотивостроения. Этот мощный и высокоскоростной локомотив с асинхронным приводом способен работать как на постоянном, так и на переменном токе. Давайте подробно разберем его историю, технические характеристики и особенности конструкции.

История создания электровоза ЭП20

В 2000-х годах на железных дорогах России возникла потребность в новых двухсистемных электровоз эп20 пассажирских электровозах. Это позволило бы увеличить скорости и сократить время стоянок поездов на станциях стыкования родов тока. Ранее для этих целей использовались менее мощные электровоз эп20 ЧС4Т, ЧС7 и ЧС8.

В конце 1990-х годов был разработан двухсистемный ЭП10. Однако его серийный выпуск не был налажен из-за недостаточной надежности. Поэтому руководство РЖД приняло решение о создании принципиально нового локомотива ЭП20.

Требования к ЭП20

  • Высокая мощность и скорость (до 200 км/ч)
  • Повышенная безопасность и надежность
  • Комфортные условия для локомотивной бригады
  • Экономичность эксплуатации

Для реализации проекта Трансмашхолдинг заключил соглашение с французской Alstom. Компания должна была разработать наиболее сложные узлы электровоза.

Солнечный полдень, кабина электровоза ЭП20, приборная панель

Технические характеристики ЭП20

Электровоз эп20 выпускается в двух модификациях, отличающихся максимальной скоростью:

Модификация Скорость
На 160 км/ч До 160 км/ч
На 200 км/ч До 200 км/ч

Модификации отличаются передаточным числом редуктора. Для снижения эксплуатационных расходов применены асинхронные двигатели и рекуперация энергии при торможении.

Конструкция ЭП20

Электровоз ЭП20 спроектирован как единая платформа, в которую интегрированы разработки российских и зарубежных производителей.

Рассвет, тормозная система электровоза ЭП20

Российские разработки

  • Тяговые электродвигатели
  • Система управления
  • Кабина и кузов

Разработки Alstom

  • Тяговые преобразователи
  • Силовая электроника

Благодаря этому ЭП20 получил лучшие технические решения как российских, так и зарубежных инженеров.

Эксплуатация ЭП20

Электровоз ЭП20 предназначен для вождения пассажирских поездов на участках с разными видами электрификации. Это позволяет уменьшить время стоянок поездов на станциях стыкования.

В настоящее время электровоз эп20 используется на следующих маршрутах:

  • Москва - Воронеж
  • Москва - Рязань
  • Москва - Адлер

Достоинства ЭП20

К достоинствам электровоз эп20 можно отнести:

  • Высокая мощность и скорость
  • Экономичность благодаря рекуперации энергии
  • Повышенный комфорт в кабине
  • Унифицированные узлы с грузовыми электровозами (2ЭС4, 2ЭС5)

Фото электровоза ЭП20

Электровоз ЭП20 выглядит внушительно благодаря мощным очертаниям кузова. Рассмотрим его внешний вид на фотографиях.

Экстерьер

В оформлении присутствуют фирменные цвета РЖД - красный, серый и оранжевый:

Кабина машиниста

Кабина оснащена современным пультом управления и климат-контролем для комфорта машиниста:

Тормозное нажатие на ось

Для остановки поезда используется как пневматическое, так и электрическое торможение с рекуперацией энергии в сеть.

Пневматическая схема ЭП20

Рассмотрим устройство пневматической системы торможения электровоза ЭП20.

Основные элементы

В состав пневматической системы ЭП20 входят:

  • Компрессор
  • Ресиверы
  • Тормозные цилиндры
  • Тормозная магистраль
  • Автоматический регулятор давления
  • Предохранительный и обратный клапаны

Принцип действия

При нажатии на тормозную рукоятку сжатый воздух из ресивера поступает в тормозные цилиндры и перемещает в них поршни. Это приводит к прижатию тормозных колодок к колесам и торможению.

Рекуперативное торможение

При рекуперативном электрическом торможении происходит преобразование кинетической энергии поезда в электрическую и возврат ее в контактную сеть.

Особенности пневмосистемы ЭП20

От обычных тепловозов ЭП20 отличается наличием электропневматического тормоза для плавного регулирования тормозной силы.

Техническое обслуживание

Для поддержания пневмосистемы в рабочем состоянии проводится периодический осмотр, проверка давления, удаление конденсата.

Капитальный ремонт ЭП20

При значительном износе тормозного оборудования проводится замена изношенных деталей с разборкой электровоза в депо.

Достоинства пневматической системы

К достоинствам пневматической тормозной системы электровоза ЭП20 можно отнести:

  • Высокая надежность и безопасность
  • Плавность регулирования тормозной силы
  • Простота конструкции и обслуживания

Недостатки пневмосистемы

К недостаткам пневматики относятся:

  • Большой расход сжатого воздуха
  • Потери энергии при торможении

Перспективы модернизации

Для повышения эффективности в перспективе возможно:

  • Установка регенеративных компрессоров
  • Частичная замена пневмопривода на электрический

Аналоги ЭП20

За рубежом выпускаются аналогичные двухсистемные электровозы, например:

  • Bombardier TRAXX
  • Alstom Prima II

Экспортный потенциал

Благодаря оптимальному сочетанию стоимости и качества ЭП20 мог бы пользоваться спросом на рынках стран СНГ и Юго-Восточной Азии.

Преемники ЭП20

На базе электровоза ЭП20 планируется создание новых моделей локомотивов для РЖД:

  • Односистемный грузовой электровоз 2ЭС4 на постоянном токе
  • Односистемный грузовой электровоз 2ЭС5 на переменном токе
  • Двухсистемный грузовой электровоз 2ЭС20
  • Односистемный пассажирский ЭП2 на постоянном токе
  • Односистемный пассажирский ЭП3 на переменном токе

За счет унификации узлов и систем с ЭП20 удастся существенно сократить издержки на проектирование и производство новых локомотивов.

Модернизация ЭП20

Для повышения надежности и эффективности ЭП20 разрабатываются модернизированные модификации:

  • Увеличение мощности тяговых двигателей
  • Установка новой системы управления
  • Применение комплектующих российского производства

Перспективы ЭП20

Благодаря удачной концепции и техническим решениям ЭП20 будет еще долгое время оставаться основной "рабочей лошадкой" скоростных пассажирских перевозок в России.

Роль ЭП20 для НЭВЗ

Для Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ) создание ЭП20 имеет большое значение:

  • Получен бесценный опыт разработки современных локомотивов
  • Налажено сотрудничество с ведущими мировыми производителями
  • Освоен выпуск высокотехнологичных компонентов
  • Расширены производственные мощности предприятия

Благодаря этому НЭВЗ поднялся на новый уровень и может конкурировать с ведущими мировыми производителями локомотивов.

Перспективы развития НЭВЗ

Успешное производство ЭП20 открывает перед НЭВЗ следующие возможности:

  • Увеличение доли экспорта продукции
  • Привлечение частных инвестиций под новые проекты
  • Цоздание совместных предприятий с зарубежными партнерами

Таким образом, ЭП20 стал локомотивом прогресса для всего российского локомотивостроения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.