Щиток приборов - это важнейший элемент автомобиля, отвечающий за отображение всей необходимой информации о работе мотора и систем автомобиля.
Назначение щитка приборов
Основное назначение щитка приборов ВАЗ-2107:
- Показывать текущую скорость автомобиля (спидометр)
- Отображать обороты двигателя (тахометр)
- Информировать о температуре двигателя
- Показывать уровень топлива в баке
- Сигнализировать о возникающих неисправностях
Благодаря показаниям приборов на щитке, водитель может контролировать работу автомобиля и предупреждать возможные поломки.
Устройство и принцип работы
Щиток приборов ВАЗ-2107 конструктивно состоит из пластикового корпуса, в котором размещаются отдельные приборы и световые индикаторы:
- Спидометр
- Тахометр
- Указатель температуры двигателя
- Указатель уровня топлива
- Блок контрольных ламп
В основе работы этих устройств лежат электроизмерительные механизмы. Например, показания скорости формируются на основе сигналов от датчика скорости, который реагирует на частоту вращения вала коробки передач.
Тахометр определяет количество оборотов коленчатого вала двигателя в минуту. Для этого используется датчик – индуктивный датчик Холла, который располагается в распределителе зажигания. При прохождении мимо него зубцов шестерни распределителя индуктивный датчик вырабатывает электрические импульсы, количество которых пропорционально частоте вращения.
Тахометр показывает обороты двигателя в обычном режиме и при разгоне, что необходимо учитывать для предотвращения перегрева и выхода мотора из строя.
Датчик температуры двигателя – терморезистор – устанавливается в системе охлаждения и непрерывно отслеживает температуру охлаждающей жидкости. Контрольная лампа загорается красным, если температура поднимается свыше допустимого уровня.
Уровень топлива определяет датчик, работающий как поплавковый реостат. В баке установлен поплавок, который двигается вместе с изменением количества топлива. Это движение через рычажную систему передается на переменный резистор, изменяя его сопротивление. Полученный сигнал обрабатывается и отображается на указателе уровня топлива.
Контрольные лампы загораются при поступлении на них напряжения от соответствующих датчиков при возникновении каких-либо неполадок – низкого давления масла, перегрева двигателя и т.д.
Основные неисправности щитка приборов и их причины
За годы эксплуатации автомобилей ВАЗ 2107 накопился опыт по устранению характерных неисправностей в работе щитка приборов. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Не работает спидометр
Среди возможных причин этой неисправности:
- Обрыв проводки или плохой контакт в разъемах
- Выход из строя датчика скорости
- Неисправность стрелочного электроизмерительного механизма
Для устранения необходимо проверить целостность проводки прибора, надежность контактов в разъемах. Заменить неисправные элементы - датчик скорости или сам спидометр.
Щиток приборов ВАЗ-2107 неверно отображает скорость
Причины:
- Нарушение регулировки привода спидометра
- Ослабление пружины возврата стрелки или загрязнение в механизме
- Неисправность датчика скорости
В первом случае требуется настройка привода прибора. При других неисправностях нужна частичная разборка щитка и устранение механических повреждений или замена вышедшего из строя датчика.
Тахометр не показывает обороты
Для устранения этой неисправности необходимо:
- Проверить исправность датчика-распределителя зажигания и целостность его проводки
- При неисправности датчика - заменить его
- При обрыве проводки - найти и устранить обрыв
- Если проводка цела, а датчик исправен, значит неисправен сам стрелочный механизм тахометра. Его необходимо заменить.
Не работают контрольные лампы
Контрольные лампы могут не загораться из-за:
- Перегорания ламп
- Обрыва проводки цепи ламп
- Выхода из строя соответствующих датчиков
Для устранения нужно последовательно проверить:
- Исправность ламп (заменить перегоревшие)
- Целостность проводки ламп
- Работоспособность датчиков (давления масла, зарядки и пр.)
Щиток приборов ВАЗ-2107 инжектор: особенности
На автомобилях ВАЗ-2107, оборудованных системой впрыска топлива, в щитке приборов устанавливается дополнительная контрольная лампа - индикатор неисправности системы управления двигателем.
Она загорается при включении зажигания и гаснет после запуска мотора. Если лампа продолжает гореть или загорается во время работы двигателя – это свидетельствует о наличии ошибки в работе системы впрыска.
Ремонт неисправного щитка
При выявлении дефектов необходимо произвести частичную или полную разборку щитка и устранить имеющиеся повреждения.
Рассмотрим последовательность разборки на примере замены спидометра:
- Снять щиток и отсоединить разъемы
- Отвернуть винты крепления и извлечь прибор из корпуса
- Установить новый прибор в корпус
- Установить щиток на место и подсоединить разъемы
Аналогично заменяются тахометр, указатели и другие индикаторные приборы.
Тюнинг щитка приборов ВАЗ-2107
Для улучшения внешнего вида и информативности приборной панели ВАЗ-2107 применяется тюнинг щитка:
- Установка комбинации приборов от других моделей (приора, калина)
- Замена шрифтов и цвета подсветки
- Дополнительные приборы (вольтметр, указатель разгона и пр.)
Это позволяет модернизировать щиток и кокпит автомобиля классических моделей ВАЗ.
Установка дополнительного оборудования на щиток приборов
Помимо штатных датчиков скорости, оборотов, температуры и уровня топлива, на щиток приборов автомобиля ВАЗ-2107 можно устанавливать дополнительные приборы и индикаторы:
- Вольтметр (показывает напряжение бортовой сети)
- Датчик разгона (отображает разгон автомобиля до 100 км/ч)
- Индикатор расхода топлива
- GPS-навигатор
- Дополнительные контрольные лампы
При выборе и монтаже оборудования нужно учитывать сечение штатного жгута проводов щитка приборов, чтобы не допустить его перегрузки.
Замена проводки щитка приборов
Со временем изоляция проводов, идущих к щитку приборов ВАЗ-2107, может нарушаться, приводя к коротким замыканиям и обрывам.
Чтобы исключить ложные срабатывания датчиков и некорректную работу приборов из-за поврежденной проводки, рекомендуется полностью заменить ее, выполнив следующие действия:
- Снять щиток и отсоединить разъем
- Извлечь жгут проводов из корпуса и демонтировать старую проводку
- Установить и запаять новый жгут проводов от разъема до всех узлов щитка
- Уложить и закрепить жгут в корпусе
- Подсоединить разъем и проверить работу щитка приборов
Схема щитка приборов ВАЗ-2107
Для правильного подключения проводки при ремонте или модернизации щитка приборов необходимо использовать электрическую схему.
На ней условными обозначениями показано соединение всех приборов и индикаторов щитка между собой и с источниками питания и датчиками автомобиля.
Зная эту схему можно быстро находить обрывы в цепях, неверные включения и другие ошибки монтажа, не допуская поломки дорогостоящих компонентов.