Машинист локомотива - что это за профессия и чем приходится заниматься

Машинист локомотива – одна из самых романтичных и интересных профессий на железной дороге. Возможность путешествовать по стране, управлять мощными машинами, обеспечивать безопасность пассажиров привлекает многих.

Кто такой машинист локомотива и его обязанности

Машинист локомотива – специалист, управляющий локомотивом и отвечающий за безопасное движение поезда. В его обязанности входит:

  • управление локомотивом в соответствии с маршрутом, расписанием и сигналами;
  • контроль работы оборудования и механизмов;
  • обеспечение правильной эксплуатации локомотива;
  • координация работы локомотивной бригады;
  • выполнение маневровых операций;
  • проведение текущего ремонта оборудования.

Существуют разные специализации машинистов в зависимости от типа локомотива и назначения:

  • машинист тепловоза – управляет грузовыми и пассажирскими тепловозами;
  • машинист электровоза – ведет электрички, пригородные и скоростные поезда;
  • машинист маневрового локомотива – осуществляет маневры и расстановку вагонов.

Например, перед отправлением в рейс машинист должен осмотреть локомотив, проверить исправность оборудования и механизмов, убедиться в наличии топлива, масла, песка. В пути он контролирует показания приборов, скорость движения, сигналы, строго соблюдает расписание. При неисправностях принимает меры по их устранению.

Где можно получить эту профессию

Чтобы стать машинистом, необходимо получить среднее профессиональное образование в специализированных колледжах и техникумах железнодорожного транспорта. Обучение длится около 3 лет.

Основные образовательные программы:

  • «Эксплуатация и ремонт подвижного состава»;
  • «Организация перевозок и управление на транспорте»;
  • «Техническая эксплуатация подвижного состава».

После обучения присваивается квалификация «техник» или «младший машинист». Далее требуется пройти стажировку и сдать экзамены для получения допуска к самостоятельной работе в качестве помощника машиниста. Лишь после 2 лет стажа помощник может стать машинистом локомотива.

Требования к личным и профессиональным качествам

К личным качествам машиниста предъявляются следующие требования:

  • стрессоустойчивость и выдержка;
  • внимательность и наблюдательность;
  • быстрая реакция и мышление;
  • способность концентрироваться на длительное время;
  • ответственность и дисциплинированность.

Машинист должен уверенно владеть профессиональными навыками:

  • знать устройство, принцип действия систем локомотива;
  • уметь управлять и обслуживать локомотив;
  • знать правила технической эксплуатации;
  • разбираться в сигналах и правилах движения;
  • иметь навыки ремонта оборудования.

К сожалению, по состоянию здоровья это профессия не для всех. Имеется ряд медицинских противопоказаний – сердечно-сосудистые заболевания, нарушения зрения, слуха и другие.

Машинист в кабине

Плюсы и минусы профессии машиниста

Работа машиниста имеет ряд несомненных достоинств:

  • стабильность и уверенность в завтрашнем дне;
  • хороший социальный пакет и льготы от компании;
  • возможность путешествовать по стране;
  • делать любимую работу, управляя техникой.

Вместе с тем, есть и определенные сложности:

  • ненормированный рабочий день;
  • работа вахтовым методом;
  • повышенная ответственность за жизни людей;
  • высокие эмоциональные и физические нагрузки.

Конечно, положительных аспектов у профессии больше. Но к минусам тоже стоит быть готовым.

Условия и оплата труда

Машинисты локомотива работают на предприятиях железнодорожного транспорта – в локомотивных депо, пассажирских и грузовых перевозчиках.

Уровень зарплаты машиниста зависит от многих факторов – региона, типа перевозок, стажа. В среднем она составляет:

Начинающий специалист от 35 000 руб.
Опытный машинист от 70 000 руб.

Со временем, после повышения квалификации, опытный машинист может рассчитывать на должность старшего машиниста или мастера, что даст прибавку к окладу.

Железнодорожный вокзал

Будущее профессии машиниста

В ближайшие годы профессия машиниста будет активно развиваться вместе с техническим прогрессом на железных дорогах:

  • Ожидается внедрение автоматизированных и беспилотных локомотивов. Это изменит функционал машинистов - больше внимания будет уделяться контролю систем.
  • Потребуется переобучение и освоение нового оборудования с поддержкой искусственного интеллекта.
  • Возможно появление новых специальностей на стыке профессий машиниста и IT-технолога, системного инженера.

Требования безопасности

Для обеспечения безаварийной работы машинисты регулярно проходят инструктажи по охране труда, стажируются на новом подвижном составе, сдают экзамены на знание правил.

Перед выходом в рейс обязательно проводится предрейсовый медосмотр с проверкой здоровья. Также на постоянной основе работает система психологической поддержки машинистов.

Карьерный и профессиональный рост

Возможности для роста у машиниста достаточно большие. Он может со временем занимать такие должности как:

  • старший машинист - наставник молодых кадров;
  • машинист-инструктор - проводит обучение и экзамены;
  • инженер-механик в локомотивном депо;
  • начальник пассажирского или грузового поезда.

Также можно пройти повышение квалификации для расширения категорий подвижного состава, на котором имеется допуск работы.

Корпоративная культура и коллектив

На "Российских железных дорогах" и других перевозчиках сильны традиции наставничества и взаимовыручки в коллективах. Молодые сотрудники всегда могут рассчитывать на помощь опытных машинистов.

Проводятся совместные спортивные и культурные мероприятия для сплочения коллектива. Есть возможность реализовать свои таланты в самодеятельных кружках и творческих вечерах.

Как стать машинистом:

  1. Выбор колледжа или техникума для обучения специальности
  2. Подача документов и поступление на бюджет/контракт
  3. 3 года теоретического и практического обучения
  4. Стажировка и экзамен на помощника машиниста
  5. Работа помощником 2 года и экзамен на машиниста

Психологические особенности профессии

Работа машиниста сопряжена со значительными психо-эмоциональными нагрузками. Приходится постоянно находиться в состоянии концентрации и повышенного внимания.

Важно уметь быстро принимать решения при возникновении нештатных ситуаций, сохраняя самообладание. Также нужно быть готовым работать в ночное время, что нарушает биоритмы.

Здоровый образ жизни машиниста

Чтобы выдерживать высокие нагрузки, машинисту необходимо вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, правильно питаться.

Также важно уметь эффективно отдыхать между рейсами, чередовать работу и полноценный сон. Это позволит восцтанавливать силы и не "выгорать".

Современные технологии в профессии

Для облегчения задач машинистов активно внедряются новые технические решения - автоведение, автостопы, системы контроля бодрствования, помощники машиниста на базе искусственного интеллекта.

В будущем ожидается полная автоматизация управления локомотивами. Но полностью заменить человека пока не удастся из-за сложности принятия решений в нестандартных ситуациях.

Перспективы трудоустройства

Благодаря инфраструктурным проектам, таким как БАМ, у машинистов большие перспективы трудоустройства на новых участках железных дорог в восточных регионах страны.

Также будет расти спрос на машинистов высокоскоростных поездов и магистральных грузовых перевозок в рамках логистических маршрутов.

Поддержка ветеранов отрасли

На РЖД активно работает система наставничества и поддержки ветеранов труда. Опытные машинисты делятся знаниями с молодыми кадрами, помогают адаптироваться к работе.

Для пенсионеров - машинистов организуются регулярные встречи, чествования, оказывается материальная помощь. Ветераны всегда остаются в коллективе!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.