Коэффициент технической готовности (КТГ) - один из ключевых показателей, характеризующих надежность и эффективность использования производственного оборудования. Отслеживание динамики КТГ позволяет компаниям оптимизировать затраты на техническое обслуживание и ремонт, повышать производительность и рентабельность бизнеса.
Сущность коэффициента технической готовности
Коэффициент технической готовности показывает, какая доля оборудования готова к эксплуатации в заданный промежуток времени. Формально КТГ рассчитывается по формуле:
КТГ = (Тэ - Тпр) / Тэ
где Тэ - время эксплуатации, Тпр - время простоев.
Чем выше значение КТГ, тем больше времени оборудование работает without простоев, то есть тем оно надежнее и эффективнее используется.
КТГ является важным показателем надежности - он отражает способность оборудования выполнять свои функции в заданном режиме и объеме.
Помимо надежности, КТГ также характеризует эффективность использования основных фондов компании. Чем выше КТГ, тем интенсивнее загружено оборудование и тем больше продукции может быть произведено без дополнительных капиталовложений.
Таким образом, КТГ позволяет оценить как техническое состояние оборудования, так и эффективность его использования в бизнес-процессах компании.
Виды коэффициентов технической готовности и их назначение
Существует несколько разновидностей КТГ, каждая из которых отражает свою сторону надежности и готовности оборудования:
- Физический КТГ
- Механический КТГ
- Достижимый КТГ
Физический КТГ показывает реальное время работы оборудования по отношению ко времени, запланированному для выпуска продукции. Он важен для планирования производственной программы и оценки возможностей предприятия.
Механический КТГ отражает надежность оборудования, заложенную на стадии проектирования и производства. Он позволяет сравнить реальную наработку на отказ с паспортными данными.
Достижимый КТГ характеризует способность самой компании поддерживать оборудование в рабочем состоянии с учетом уровня сервиса, квалификации персонала, запаса частей и расходных материалов.
Таким образом, для полной оценки надежности и эффективности использования парка оборудования необходим контроль всех трех КТГ. Это позволит комплексно анализировать техническое состояние активов и качество сопутствующих бизнес-процессов.
Как рассчитать коэффициент технической готовности
Рассчитаем КТГ на условном примере.
Пусть пробег авто за месяц составил:
- общее время в эксплуатации - 360 часов
- время простоев из-за поломок - 60 часов
Тогда формула КТГ = (Тэ - Тпр) / Тэ
примет вид:
КТГ = (360 - 60) / 360 = 0,83
Полученное значение 0,83 означает, что 83% времени автомобиль был технически исправен и готов к эксплуатации. Это достаточно высокий показатель надежности.
Для точного анализа стоит также рассчитать коэффициент готовности формула за более длительный период, например год. Это позволит определить общий тренд надежности оборудования с учетом всех возможных факторов.
Кроме того, для разных видов КТГ требуются разные исходные данные. Например, для механического КТГ в расчет берутся только "врожденные" поломки, связанные с конструктивными недостатками, а не с неправильной эксплуатацией.
В любом случае контроль хотя бы одного из видов КТГ уже позволит компании оценить надежность своего оборудования и наметить пути ее повышения.
Как повысить коэффициент технической готовности
Чтобы увеличить КТГ, необходимо работать в нескольких направлениях одновременно:
- Сокращать время на профилактическое обслуживание
- Минимизировать количество и длительность внеплановых ремонтов
- Свести к минимуму простои в ожидании запчастей и ремонтных бригад
- Оптимизировать график плановых ТО и ремонтов
- Внедрить систему управления надежностью оборудования
Рассмотрим подробнее каждый из этих пунктов.
Сокращение времени на плановое обслуживание
Первым шагом должна стать оптимизация периодичности и трудоемкости работ по техническому обслуживанию оборудования.
Например, если раньше замена масла в двигателе автомобиля производилась каждые 5 тыс. км пробега, то сейчас, используя современные моторные масла, этот интервал можно увеличить до 10-15 тыс. км. Это позволит снизить количество плановых ТО и увеличить время безотказной работы оборудования.
Минимизация внеплановых поломок и простоев
Следующий важный шаг - это предупреждение внеплановых поломок путем внедрения современных методов Predictive Maintenance. Системы мониторинга технического состояния позволяют заблаговременно определить предотказное состояние узлов и агрегатов.
Например, по показаниям датчиков можно запланировать заранее замену изнашивающихся деталей, не дожидаясь аварийного отказа. Это позволит перевести часть внеплановых работ в разряд плановых.
Сведение к минимуму времени простоев и ожидания
Значительную долю времени простоев часто занимают ожидания: запчастей, ремонтных бригад, освобождения производственных площадей и т.д. Четкое планирование с учетом приоритетов, заблаговременный заказ расходников, расширение штата ремонтников - все это позволит сократить время простоев.
Оптимизация графика плановых работ
График проведения работ по ТО и ремонтам должен максимально совпадать со временем естественных остановок оборудования или сезонным снижением загрузки. Это позволит проводить обслуживание в периоды простоя, не снижая общий коэффициент загрузки и КТГ оборудования.
Внедрение системы управления надежностью
Комплексное решение для контроля и повышения КТГ - это внедрение автоматизированной системы управления надежностью и эффективностью использования оборудования, такой как пробег авто SmartEAM.
Такая система позволяет:
- Автоматически собирать данные о работе каждой единицы оборудования
- Контролировать КТГ и другие KPI в реальном времени
- Оптимизировать расходы на обслуживание по фактическому техническому состоянию
- Повысить точность планирования ремонтов и закупок запчастей
Внедрение подобной системы требует определенных затрат, но дает существенный экономический эффект за счет повышения КТГ и производительности оборудования.